Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 29. Культура как фактор социальных изменений

Культура — широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она в значительной мере осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, во многом обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. Таким образом, в социологии культура определяется прежде всего как система социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Культура – это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека как общественного существа и общества как человеческой организации.

Отсюда вытекают основные задачи, которые решает культура: это, во-первых, социализация человека, т. е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит, общественного; во-вторых, такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека.

Исходя из этого рассмотрим первую функцию культуры – природопреобразующую. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство.



Следующая функция культуры – человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это – информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности.

Однако ценности и потребности, которыми располагает человек и которые во многом определяют поле его деятельности, могут реализовываться, достигаться самыми различными средствами. Для того чтобы указать на те пределы рамки, за которые человек не должен выходить, культура только культура формирует целую совокупность различных норм, выполняя таким образом в обществе и нормативно-регулирующую функцию.

Культура выполняет в обществе функцию психологической разрядки, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь создает предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, "взрывоопасности" поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществ. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

Одна из поразительных черт культуры как явления в том и заключается, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что социокультурный процесс – функционирование культуры как социального явления – представляет собой переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденции к развитию, модернизации, изменениям.

Тем самым культура выявляет еще один аспект социологического осмысления – как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко – нашей жизнедеятельности в настоящем.. Способность к саморазвитию и изменчивости – это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьезные трудности. Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, различных средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе), и, самое главное, осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.