Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. Классические социологические теории

В классической социологии большое значение имели идеи, предложенные следующими авторами.

Огюст Конт (1798–1857) дал имя социологии. Он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется «социология». Конт во всеобщей классификации наук поставил ее на первое место, а преобразующую роль социологии в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Социология по Конту: единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общества. Свои открытия она совершает при помощи 4 методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов, например, от философских суждений, т.к. их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, абстракция. Общество же есть высшая реальность.

Учение Конта состояло из 2 частей:

1. Социальная статика: описывает законы существования общества.



2. Социальная динамика: описывает законы изменения общества.

Под обществом он понимал все человечество или какую-то его часть, связанную консенсусом.

Карл Маркс (1818–1883) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Он выступал за революционный путь изменения общества.

Карл Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм– непримиримое противоречие основных классов любого общества. Везде, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой. Его нельзя разрешить в рамках существующего строя, т.к. эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, разделял представления Конта о социальной статике и динамике. Он придерживался мнения, что общество похоже на биологический организм, и описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Как человеческое тело состоит из органов, так и общество состоит из социальных институтов (семья, религия, право). Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социальную функцию. Разница только в том, что в организме части служат для целого, а в обществе – целое для частей.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру.

Этот подход получил название «социального дарвинизма». Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь. Только в таких условиях люди приспособленные будут выживать, а неприспособленные – вымирать.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Типы обществ по Спенсеру:

1. По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2. По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) предлагал опираться на социальные фактыи изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность,а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символ обмена – договор. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864–1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по Веберу:

1. Статистика.

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) традиционное;

4) эффективное.

Только первые два Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Современные западные теории

 

В течение 20 века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Социология Запада в процессе развития прошла ряд своеобразных «точек роста», которые правомерно рассматривать как революции парадигмального порядка.

Происхождение термина «парадигма» связано с исследованием американским историком Томасом Куном характера изменений в науке. Согласно Куну, парадигмы – это общие способы видения мира, база, на основании которой определяется, какого рода научные теории являются приемлемыми для исследований.

Все социологические теории делятся на 2 группы:

1. Макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого: функционализм и конфликтная социология.

2. Микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия: символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

 

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса и Роберт Мертона. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Роберт Мертон выделил 3 основных постулата функционального анализа:

1) Функционального единства общества.

2) Универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

3) Необходимости.

Наряду с понятием функции он ввел понятие дисфункции, относя его к последствиям деятельности любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.

Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения – идею социального порядка, при котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория равновесия, т. к. общество может существовать и сохраняться только в равновесии. Условия сохранения равновесия:

 

1. Адаптация – приспособление к окружающей среде (осуществляет экономика);

2. Целеполагание – формирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (политика);

3. Интеграция – поддержание внутреннего единства, пресечение отклонений (право и культура);

4. Поддержание образца – обеспечение внутренней стабильности равновесия (институты социализации: семья, школа, церковь).

Парсонс приходит к выводу, что связывает общество не экономические отношения, а то, что делает возможным существование этих отношений: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Критика структурного функционализма способствовала созданию современных конфликтных парадигм, которые акцентируют внимание на неоднородностьв обществе. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в нем есть группы людей с разными интересами.

Юрген Хабермас считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства, его идеологии. Социальная структура состоит из многих групп, которые имеют разные, а не только экономические интересы.

Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны.

Сторонники макросоциологических парадигм анализируют общество в целом, а микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество.

Джордж Герберт Мид, основоположник символического интеракционизма. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Они взаимодействуют с помощью символов, без которых не может быть ни человеческого общения, ни общества. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен поставить себя на место партнера.

Герберт Блумер, сторонник символического интеракционизма. Положения:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2. Эти значения есть продукт взаимодействия между индивидами;

3. Значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Интеракционисты подчеркивают свободу в выборе человеческого действия. Некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия».

Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты.

Джордж Хоманс, один из основателей данной теории, выдвигает 5 постулатов:

1. Постулат успеха: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение;

2. Постулат стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

3. Постулат ценности: чем более ценен результат действия, тем большая вероятность его воспроизведения человеком;

4. Постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

5. Постулат агрессии-одобрения: если действие не вызовет вознаграждения, то человек будет демонстрировать агрессивное поведение, и наоборот.

Феноменология (Эдмунд Гуссерль, Альфред Шюц) основное внимание останавливает на внутренней работе человеческого сознания. Она не объясняет причины человеческого поведения. Индивиды познают окружающий мир с помощью чувств. Они группируют его в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов. Люди воспринимают мир через типизации (дерево, футбольный матч...), передают через общение. В итоге каждый человек создает запас «знания здравого смысла», который разделяют все члены общества.

Термин «этнометодология» ввел Гарольд Гарфинкель. Этот термин означает методы, которые используют люди, конструируя социальный мир. Вступая во взаимодействие, индивид уже имеет представление о том, как оно должно или будет протекать.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.