Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экономические проблемы метрологии

Проблема взаимосвязи уровня метрологического обеспечения, показателей качества и технико-экономических показателей производства и реализации продукции в настоящее время является весьма актуальной. Основным показателем метрологического обеспечения является точность измерения единиц величин, выпускаемой продукции.

При исследовании влияния точности измерений на технико-экономические показатели производства необходимо рассматривать всю метрологическую цепочку, начиная от рабочего эталона и заканчивая параметрами качества продукции (рисунок 3).

Показатель потерь от погрешности измерений П включает в себя три слагаемых: П=ПOPHX, где П° — экономические потери от ложной браковки эталонов, возникающие за счет непроизводительных расходов на настройку, регулировку и повторную аттестацию этих эталонов; Пp экономические потери от ложной браковки рабочих средств измерений (РСИ), проявляющиеся в виде непроизводительных затрат на их ремонт, настройку, поверку или калиб-

РАБОЧИЙ ЭТАЛОН

 

Ложно-забракованные Пропущенные дефектные

эталоны эталоны

ложно- пропущенные

забракованные дефектные РСИ

РСИ

 

П0 Пр Пнх

Рис. 3. Схема возникновения сверхнормальных экономических потерь

от погрешности измерений при метрологических обслуживаниях средств измерений

 

ровку (если стоимость этих средств невелика, то производится окончательная браковка и потери тогда равны стоимости РСИ за вычетом цены их реализации); Пнх — народнохозяйственные потери; принятые с дефектами РСИ поступают в производство для реализации процессов измерений, и поскольку они имеют погрешности выше нормативной, это приводит к увеличению показателя Пнх; при этом нельзя забывать, что потери возникают и от погрешностей, находящихся в нормированных пределах.



Удобство представления потерь в виде трех слагаемых заключается в том, что появляется возможность пользоваться лишь теми составляющими, которые необходимы в каждом конкретном случае. Для рабочих эталонов требуется учитывать все три составляющие, для эталонов показатель П р - рассчитывается, а для оценки эффективности рабочих средств и методов измерений - учитываются только потери Пнх.

Концепция возникновения потерь по поверочной схеме (вышеуказанный рис) при практических технико-экономических расчетах должна иметь аналитические выражения.

При построении экономико-математической модели возникновения потерь весьма существенным является положение об учете как нормативных, так и сверхнормативных потерь.

Системное рассмотрение измерений позволяет не только провести комплексную оценку экономических потерь, но и определить вклад каждой ступени поверочной схемы в изменение конечного результата.

Для того чтобы построить экономико-математическую модель возникновения потерь, необходимо рассмотреть поверочную схему, состоящую из рабочего эталона, эталона и РСИ.

Механизм возникновения экономических потерь исследуют отдельно по трем уровням:

1) при передаче эталону размера физической величины от вторичного эталона;

2) при поверке по эталону;

3) при контроле качества продукции РСИ.

Для иллюстрации этого подхода остановимся лишь на первом уровне

(рис.4). Введем следующие обозначения: n0 - количество эталонов, подвергаемых аттестации по рабочему эталону в течение года; m0 – вероятность фиктивной браковки эталонов при аттестации; m0 - вероятность пропуска необнаруженных бракованных эталонов при аттестации; С0рем - средние непроизводительные затраты на ремонт, регулировку и повторную аттестацию одного фиктивно забракованного эталона.

РАБОЧИЕ ЭТАЛОНЫ

 

No

 
 


N0no

 
 


Non0C0рем N0(1-n0-m0)

       
   
 


N0(1-m0) N0m0

Рис.4. Схема формирования экономических потерь при

передаче эталоном размера физической величины от рабочего эталона

 

При аттестации общего количества n0 эталонов фиктивно бракуется N0*n0 единиц и пропускается N0*m0 бракованных единиц. Таким образом, признаются годными и на самом деле являются годными N0(1-n0-m0) эталонов. Однако N0n0 фиктивно забракованных эталонов подвергаются ремонту, регулировке и повторной аттестации, что приводит к непроизводительным затратам N0n0C0рем.

После осуществления указанных непроизводительных затрат (фиктивно забракованных эталонов) они признаются годными и общее число пригодных к применению эталонов составит N0(1-n0-m0)+N0n0(1-m0).

Таким образом, в результате проведения аттестации N0 единиц получили N0(1-m0) пригодных и N0m0 пропущенных бракованных единиц эталонов; при этом экономические потери при передаче единицы физической величины от рабочего эталона эталонам П0 равны непроизводительным затратам, то есть П0=N0n0C0рем

Аналогичный подход применяется и при рассмотрении потерь на других уровнях.

Для определения величин n0 и m0 используют приложение 2 ГОСТ 8.051-81, где приведены графики изменения этих величин в зависимости от закона нормального распределения погрешности измерений и точности технологического процесса изготовления продукции.

После практического упрощения, достаточного для расчета ожидаемого экономического эффекта точности, формула суммарных потерь от погрешности измерений по схеме Псхпринимает вид

Псх=NРСИnРСИСРСИрем+NпрnпрСРСИрем+NпрmпрПпр,

где NРСИ - количество РСИ, подвергаемых поверке в течение года; Прси - средняя вероятность фиктивной браковки РСИ при их поверке по годным эталонам; СРСИрем - средние непроизводительные затраты на ремонт, регулировку и повторную поверку одного фиктивно забракованного РСИ, Nпр - годовой объем контролируемой продукции; nпр - средняя вероятность фиктивной браковки при контроле продукции годными РСИ; CРСИрем - средние непроизводительные затраты,связанные с фиктивной браковкой единицы продукции; Mпр - средняя вероятность пропуска бракованнойпродукции при контроле годными РСИ; Ппр - средние годовые потери, связанные сиспользованием или применением единицы бракованной продукции.

Из структуры формулы следует, что первое слагаемое - это экономические потери от фиктивной браковки РСИ при поверке; второе слагаемое - потери, связанные с фиктивной браковкой продукции при контроле качества; третье слагаемое - потери потребителей от пропуска бракованной продукции в сферу потребления (применения).

Потери, связанные с фиктивной браковкой и пропуском дефектной продукции, не являются инвариантными относительно вида производства, так как зависят от вида продукции и сферы ее применения. С другой стороны, эти потери не зависят от вида производства. Поэтому можно сделать вывод об универсальности полученного расчетного выражения.

Действительно, вне зависимости от типа производственного процесса эти показатели характеризуют потери при передаче размера физической величины от рабочего эталона эталонам и РСИ, чего нельзя сказать о потерях, возникающих при применении РСИ. Общие экономические потери зависят не только от производственного процесса и выпускаемой продукции, но и от выполняемой измерительной операции. Поэтому для оценки эффективности деятельности по метрологическому обеспечению производства, оптимизации его составных элементов необходимо получить аналитические зависимости потерь от погрешности измерений для различных классов измерительных задач: при измерительном контроле; при операциях измерения расхода, учета и дозировки; при измерении параметров управления технологическими процессами.

 

Библиографический список

1. Федеральный Закон РФ №184 от 27.12.02 «О техническом регулировании»

2. Федеральный Закон РФ № 4871-1 от 27.04.93 «Об обеспечении единства измерений»

3. Федеральный Закон РФ № 213 от 22.12.95 «О защите прав потребителей»

4. Федеральный Закон РФ №128 от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

5. Федеральный Закон РФ №171 от 22.1195 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

6. Федеральный Закон РФ № 134 от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

7. Гражданский Кодекс РФ

8. Уголовный Кодекс РФ

9. Кодекс об административных правонарушениях РФ

10. Таможенный кодекс РФ

11. Указ Президента РФ № 314 от 09.03.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

12. Указ Президента РФ №649 от 20.05.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

13. Постановление Правительства РФ №294 от 17.06.04 «О федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»

14. Постановление Правительства РФ №594 от 25.09.03 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации»

15. Постановление Правительства РФ №677 от 10.11.03 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»

16. Постановление Правительства РФ № 316 от 02.06.03 «О мерах по реализации ФЗ «О техническом регулировании»

17. Постановление Правительства РФ №440 от 17.07.03 «О мерах по реализации ФЗ «О техническом регулировании»

18. Постановление Правительства РФ №1013 от 13.08.97 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"

19. Постановление Правительства РФ №766 от07.07.99 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»

20. Постановление Правительства РФ №696 от 19.11.03 «О знаке обращения на рынке»

21. Постановление Правительства РФ №100 от 12.02.94 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции, услуг»

22. Постановление Правительства РФ № 287 от 16.05.03 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации»

23. Постановление Правительства РФ № 1036 от 15.08.97 «Правила оказания услуг общественного питания»

24. Постановление Госстандарта РФ №21 от 28.04.99 «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья»

25. Постановление Госстандарта РФ №26 от 10.05.2000 «Правила по проведению сертификации в РФ»

26. Постановление Госстандарта РФ №64 от 30.07.02 «О номенклатуре продукции и услуг (работ) подлежащих обязательной сертификации и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»

27. Постановление Госстандарта №4 от 30.01.04 «О национальных стандартах РФ»

28. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, письмо от 30.10.03 №ГЭ-11-28/3993 «О проведении добровольного подтверждения соответствия услуг по инициативе заявителя»

29. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Постановление от 08.10.03 №111 «О внесении изменений в номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация»

30. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Постановление от 02.09.03 №100 «О разработке и утверждении национальных стандартов РФ»

31. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Постановление от 01.09.03 №99 «Об утверждении Порядка проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора»

32. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Постановление от 12.05.03 №41 «О внесении изменений и дополнений в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация»

33. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Постановление от 15.04.03 №38 «О внесении изменения в номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»

34. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, постановление от 13.01.03 №6 «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация»

35. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240с.

36. Кудряшов Л.С., Гуринович Г.В., Рензяева Т.В. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности: Учебник. – М.: ДеЛи принт, 2002. – 303с.

37. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасности и экспертизы пищевых продуктов: Учебник, 4-е изд., испр, и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.-556 с.

 

Приложение 1

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

27 декабря 2002 года N 184-ФЗ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

 

Ст. 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно - санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

продукция - результат деятельности, представленный в материально - вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесени;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.