Модуль II. Феноменологические проявления религии Рабочая программа
3.1. Содержание тем изучения дисциплины согласно тематическому плану
Модуль1. Онтологические основы религии
Тема 1. Введение. Предмет истории религии. Религия в системе духовной культуры.
Обоснование необходимости чтения лекционного курса. Задачи курса «история религии». Актуальность изучения теории, истории религии и свободомыслия в современных условиях. Роль религии и свободомыслия в гуманизации современных общественных отношений. Взаимоотношения религии и науки как конструктивный диалог двух ветвей культуры
Основная литература: 2, 3,4
Дополнительная литература: 3 ,4, 6,.13
Тема 2. Религия как социально-духовная система.
Сложность и многообразие вариантов определений религии. Анализ основных подходов к определению религии: теологического (А.Мень, Р.Отто, П.Тиллих, Х.Кокс), философского (Г.Гегель, К.Маркс), социологического (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс), натуралистического (Р.В.Бэрхоу, Э.О.Уилсон), психологического (У.Джемс, З.Фрейд, Э.Фромм). Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительности. Особенность предлагаемых религией средств преодоления отношений несвободы и зависимости. многоаспектность содержания религиозного отражения мира. Анализ системы факторов детерминации религии: социальных, гносеологических, психологических, антропологических. Многообразие форм религиозного знания.
Основная литература:2,3,4,
Дополнительная литература:3, 4, 6,11
Тема 3. Структура религии социальные функции и роль в обществе.
Религиозное сознание, определяемое верой в сверхъестественное - главный элемент религиозной системы. Основные параметры религиозной веры и ее отличие от нерелигиозных типов веры. Наглядная образность и эмоциональность, сосуществование рациональных и нерациональных представлений, функционирование с помощью религиозной лексики – основные характеристики содержания религиозного сознания. Внекультовый и культовый виды религиозной деятельности. Структура культовой деятельности: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Религиозные отношения – концентрированное выражение религиозных представлений, чувств и действий. Культовый и внекультовый виды религиозных отношений. религиозные организации – средство функционирование религии в обществе. Культовые и внекультовые религиозные учреждения. Типы религиозных объединений (церковь, секта, деноминация). Анализ социальных функций религии (компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующе-дезинтегрирующая). Сложность и неоднозначность оценки роли религии в истории общества.
Основная литература:2,3,5
Дополнительная литература:3,4,6,11,12
Тема 4. Свобода совести как общечеловеческая ценность.
Идея веротерпимости в древности и средние века. Эволюция представлений о свободе совести в эпоху Возрождения и Новое время. Развитие и закрепление в общественном сознании свободы совести в 20 веке. Определение свободы совести. Философский, правовой и экономический аспекты свободы совести. Главные условия реализации свободы совести. Особенности понимания свободы в отношении к религии в истории России. Современное российское законодательство о свободе совести.
Основная литература: 2,3
Дополнительная литература:11,8,9
Модуль II. Феноменологические проявления религии
Тема 1. Ранние формы религий. Религиозные культы в первобытном обществе.
Гипотеза «дорелигиозного периода» в истории человечества. Основные концепции происхождения религии: астрально-натуралистическая (мифологическая) (Ш.Дюпюи, М.Мюллер, А.И.Афанасьев); анимистическая (Э.Тэйлор); прамонотеистическая (В.Шмидт); преаминистическая (В.Г.Богораз, Р.Марет, Дж.Фрэзер). Предмет верований – наиболее продуктивный критерий классификации религиозных феноменов. Анимизм- - одухотворение сил и явлений природы. Специфические характеристики анимизма как формы религии. Тотемизм – религия раннего родового общества. Социальные и психологические основы тотемизма. Особенности тотемических представлений и обрядов. Фетишизм – первоначальная форма религиозных представлений. Магия как совокупность приемов непосредственного воздействия человека сверхъестественным образом на материальный предмет. Виды магии. Отражение социальных изменений общественной жизни в ходе дальнейшей эволюции религии (культ семейно-родовых святынь, культ предков, культ вождей, культ племенного бога). Превращение религии в самостоятельный компонент социума.
Основная литература:1,2,3,4,5,
Дополнительная литература: 12,11
Тема 2. Этнические или национально-государственные религии.
Специфика национально-государственных форм религии. Индуизм: особенности вероучения и практических предписаний, характеристика основных направлений индуизма ( вишнувизм и шиваизм). Трансформация индуизма в 19 веке (Раммохан Рай, Сарасвати). Попытка синтеза ортодоксальных и модернистских положений в учении Рамакришны и Свами Вивекананды (конец 19 века). Место и роль индуизма в современном индийском обществе. Этико-практический характер учения Конфуция. Культ предков – стержень конфуцианской религии. Иерархия социальных отношений в конфуцианстве. Комплекс древнейших верований иранских народов – идейная основа зороастризма. Контрастный дуализм картины мира, светлого и темного начал в зороастризме. Религиозные обязанности последователя зороастризма, истоки формирования общеегипетского пантеона. Земледельческий культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Истоки римской религии (культ семейно-родовых духов покровителей, аграрные культы, культ племенных (полисных) богов). Публичный характер почитания богов – главная особенность религии Древнего Рима.
Монотеизм и богоизбранности евреев – главные идеи иудаизма. Влияние религиозных верований Месопотамии. Сакральные тексты иудаизма. Учение о сотворении мира и человека. «Ветхий Завет» и его происхождение. Фидеистическое отношение к слову. Нравственные доктрины иудаизма.
Основная литература:1,2,3,45,
Дополнительная литература: 1,4. ,10,12
Тема 3. Мировые религии: буддизм: прошлое и настоящее.
Исторические условия возникновения буддизма. Ранние буддистские предания об основателе религии Сиддхартхе (Гаутаме). Четыре «благородные истины» и восьмеричный путь уничтожения страданий. Этика раннего буддизма. Монашеская община (сангха). Борьба буддизма и брахманизма. Изменения в вероучении и возникновение двух течений – махаяны и хинаяны. Отличительные особенности махаянистского и хинаянистского вариантов буддизма. Распространение буддизма (Китай, Вьетнам, Япония, Бирма и т.д.). Специфика тибетского буддизма (ламаизма). Современное состояние буддизма и его роль в странах азиатского региона.
Основная литература:1, 2,3,5,
Дополнительная литература: 5, 11 .
Тема 4. Мировые религии: Христианство: происхождение, особенности вероучения и культа. Нравственные доктрины. Новый Завет
Общественно-исторические условия возникновения христианства. Идейные истоки вероучения и обрядности. Вопрос об историчности Иисуса Христа. Идея греховности и спасения – ядро христианского вероучения. Размежевание с иудаизмом и усиление социального консерватизма христианства (2-3 вв. н.э.). Новый Завет. Борьба различных течений в первоначальном христианстве. Превращение в государственную религию римской империи. Распространение христианства. Причины разделения западной и восточной церквей. Догматические основы православия. Богослужебная практика. Православная церковь в современной России. Специфика вероучения и культа католической церкви. Организационная структура. Социальная доктрина католицизма. Исторические и социальные условия становления протестантизма. Отличительные особенности протестантского вероучения и культа. Дидактические ценности вопросно-ответного изложения: Катехизисы. Основные протестантские церкви и деноминации. Экуменическое движение в современном протестантизме.
Основная литература:1, 2,3,4,5,
Дополнительная литература: 1, 4,5, 6,12,
Тема 5. Введение христианства на Руси.
Социально-экономические, политические и идеологические причины крещения Руси. Запад и Восток в борьбе за религиозное влияние на Русь. Роль Византии и Болгарии в христианизации Киевского государства. Этапы возникновения христианства на Руси (9-10 вв.). Официальное крещение Руси в конце 10 века. Распространение новой религии в Восточной и Западной Руси (10-11 вв.). Социально-политические и духовные последствия христианизации древнерусского общества. Православно-языческий синкретизм.
Основная литература:2,5,
Дополнительная литература:1, 4,6.
Тема 6. Мировые религии: ислам.
Социокультурный контекст зарождения мусульманской религии. Идейные предпосылки ислама. Проповедь и деятельность пророка Мухаммеда. превращение ислама в идеологию Арабского Халифата. Распространение новой религии. Борьба за власть и раскол ислама на основные направления (суннизм и шиизм). Главные догматы исламского вероучения. Важнейшие обязанности мусульманина. Особенности исламского культа. Причины усиления влияния ислама в 20 веке. Определяющие тенденции эволюции современного ислама.
Основная литература: 1,2,3,4,5,
Дополнительная литература: 2, 5, 10,
Тема 7. Современные нетрадиционные религиозные культы.
Феномен нетрадиционной религиозности в духовный кризис современного общества. Нетрадиционные религии – принципиально новый тип религиозной организации. типологические особенности новых культов. классификация религий «нового века». Синкретизация элементов христианской идеологии и восточных религий в вероучении и обрядности неохристианских церквей. Неоориенталистские культы как модифицированные варианты индуизма и буддизма. Синтез древнейших и новейших магических учений, результатов мистической практики в современном оккультизме. Эклектическое сочетание научных положений и мифологии, магической и психотерапевтической техники в современных сайентологических культах. Особенности нетрадиционной религиозности в России.
Основная литература: 1,2,3,5,
Дополнительная литература: 12,11
Тема 8. Модернизация религии Религия в современном мире.
Секуляризация как общественный феномен. Современные концепции секуляризации (Р.Белла, М.Вебер, П.Сорокин). Формы проявления и последствия секуляризации на исходе 20 века. Прогностические оценки будущего религии (Э.Дюркгейм, К.Маркс, З.Фрейд). Пределы религиозного плюрализма и компромисса религии с миром. Обновление религии в современном обществе.
Основная литература: 2,3,5
Дополнительная литература: 9,11
Тема 9. Свободомыслие в истории современности.
Закономерность процесса возникновения свободомыслия. Социальная основа свободомыслия. Связь свободомыслия с познанием окружающей действительности. Характеристика основных форм свободомыслия (богоборчество, религиозный скептицизм, религиозный индифферентизм, антиклерикализм, атеизм). Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира. Пантеизм и антиклерикализм еретических движений средних веков. Свободомыслие в народной культуре феодального общества. Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературе и исторических произведениях. развитие естественнонаучной мысли ( Р.Бэкон, У.Оккам). Гуманизм и антиклерикализм искусства эпохи Ренессанса. Критика христианской мифологии мыслителями возрождения (Дж.Ванини, Э.Роттердамский). Философская и естественнонаучная основа свободомыслия Нового времени. Типология свободомыслия 20 столетия: теопозитивизм (Б.Рассел), психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм),атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр), секулярный гуманизм (П.Куртц), эволюционный гуманизм (Д.Хаксли), натуралистический гуманизм (К.Ламонт).
Основная литература: 2,3,4,5,
Дополнительная литература: 4, 8,9,11.
Тема 10. Проблемы диалога религиозного светского мировоззрений в современном мире.
Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Диалог как форма бытия культуры. Основные принципы диалога. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.
Основная литература: 2,3,5,
3.2.Образовательные технологии преподавания учебной дисциплины.
|