Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Религия - логичная последовательность системы восприятия мира и

обусловленного существования человека:

· либо как предопределенного Богом или природой,

· либо как предусматривающеговозможность спасения.

· Система ценностей, принятая человеком, обществом и его институтами.

Тогда можно утверждать, что буддизм() - первая по времени возникновения мировая религия (середина 1 тысячелетия до н.э.), которая предполагает одновременно анализировать состояние человека и мира в его представлении.

Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, назвавший себя Будда (санскрит - просветленный), он в течение 40 лет, окруженный учениками, ходил по городам и деревням, творя чудеса и проповедуя свое учение. Буддийская каноническая литература, сложившаяся через несколько веков после его смерти, основана на воспоминаниях о нем и его учении. Они сохранялись в монашеских общинах и в течение 250 лет передавались изустно. Гаутама, или Будда Шакьямуни – мудрец из племени шакья у подножия Гималаев, где проходит граница между Индией и Непалом, без всяких сомнений существовал реально.

В 16 лет он женился и отец не выпускал из доманаследногопринца, опасаясь, что он может нарушить предписанные богами религиозные законы. В 29 лет Гаутама получил разрешение выйти за ворота. В первый раз он увидел с трудом ковыляющего старика, второй – смертельно больного человека, в третийраз он увидел похоронную процессию. Осознав, что каждому человеку суждена болезнь, старость и смерть, он покидает дом, решив найти способ избавления от старости и смерти. Примкнув к монахам- шраманам, которые отказывались от мирской жизни, стараясь обрести мудрость путем умерщвления плоти и медитации, он предавался суровой аскезе и строжайшему посту. Через несколько лет, на грани смерти, он отказывается от этого пути. Покинув своих учителей, Гаутама уходит в лес, в одиночестве медитируя, он вдруг «прозрел», вспомнил все свои прошлые десятки тысяч жизней и осознал принцип кармы как прошлого, определяющего будущее. После этого он направился к своим друзьям по аскезе, чтобы произнести первую проповедь, описывая духовный путь к спасению, лежащий между аскетизмом и страстями человеческими.



Исходное начало нравственного закона буддизма состоит в том, что ни наслаждение страстями (гедонизм), ни умерщвление плоти (аскетизм) не ведут к нирване. Необходим третий путь – отказ от желаний вообще, воплощенный в 4-х благородных истинах, озаривших Будду:

· Истина страданий (жизнь страдания);

· Истина возникновения (причины страдания - желание);

· Истина прекращения (где нет страдания - там покой);

· Истина пути к прекращению страданий (отказ от желаний).

 

Это религионо-философское учение возникло из более ранних идей. В начале 1 века распадается на 18 школ. Общим для них остается учение о пути освобождения и достижения высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием (Нирваны); пренебрежительное отношение к жизни, ко всему земному, спасении в неземном, путем самоанализа, ухода в свое «Я». Никакого постоянного бытия не существует, иллюзорный мир возникает и исчезает с субъектом. Самые суровые факты мира являются рядом ощущений. Мировоззренческая система строится на главных категориях и понятиях: Закона (Драхмы), действия (кармы), потока бытия (сансары), просветления (Нирваны), колеса причинно-следственных связей (нидана), иллюзорного мира форм и мира без форм – сферы чистого созерцания. Будда в своем человеческом воплощении в разные этапы своей жизни проповедовал три взаимосвязанные доктрины.

Первая – Малая колесница – Хинаяна как образ мыслей, личное стремление вырваться из круговорота перерождений. Хинаяну еще называют «Колесницей бодхисатв», т.е. существ, переживших пробуждение, после чего они видят истинную суть вещей, ведущих через 4 благородные истины к нирване.

Две другие составили «Большую колесницу» - Махаяну –как развитие буддийской мысли о любви и бесконечной преданности, озаряющих духовную жизнь.

Третья «Алмазная колесница» – Ваджраяна – венчает буддийское учение (3-4 в.в.), утверждая возможность достижения состояния будды как о полном перерождении в нынешней человеческой жизни, а не в череде многочисленных существований. ЕЕ называют «Колесницей правил», в процессе ее развития в тантрическом буддизме возникает множество ритуалов и обрядов, поклонение сверхъестественным существам. Главное место в тантризме занимает гуру, без руководства которого нельзя совершать ритуалы.

Буддизм распространился не сразу, он охватил индийское общество только в правление великого царя Ашоки (сам Ашоки принял буддизм в 250 г.), объединившего Индию.

 

В основе буддийского понимания человеческого существования лежат понятия сансары (круговое течение) или бесконечной череды рождений и смертей. Другое важное понятие – кармы – деяний, действий, которые определяют очередные желательные или нежелательные состояния. Эти понятия возникли в Индии задолго до рождения буддизма, связь перерождений с совершенными действиями прослеживается еще в Упанишадах – позднейшей части Вед. Сансара связана с неведением и иллюзиями, пробуждение необходимо для освобождения человека от иллюзорного существования.

Важно, что

· Буддизм отрицает существование неизменного личного начала и вечной души, видя в накоплении кармы, ведущем к следующим превращениям, подобие некого энергетического потока.

· Буддизм сводится к осмыслению причинности – соотношения причин и следствий в цикле перерождений.

· Общая основа всех буддийских направлений - три главных принципа: изменчивость существования[20], непостоянство[21] и страдание[22]. Они определяют для человека все жизненные явления.

· Тот, кому удается прервать цепочку, достигает реального освобождения.

· Нирвану– освобождение от очередного рождения, стрости, смерти – можно достичь в нынешней жизни. Она несет не уничтожение, а переход в принципиально новое существование, в котором затухают пламя земных страстей, желаний, страданий.

· Символ буддизма - колесо, у него 8 спиц, которые олицетворяют этапы «Восьмеричного пути».

Восьмеричный путь -нераздельность обязательность одновременного выполнения принципов: правильного воззрения (понимание доктрин Будды); правильных намерений (стремление к освобождению); правильности речи (говорить только правду); правильность поведения (как выполнение подобия 10-ти заповедей); правильные средства к существованию( жизнь своим трудом без насилия и причинения вреда другим живым существам); правильное усилие (освобождение от неблагоприятных состояний и развитие благоприятных, но не аскетизм); Правильное памятование (понятие учения Будды, 4-х благородных истин»); правильное сосредоточение( глубокая концентрация внимания, доходящая до транса).

Дзен-буддизм – буддийская школа, положившая в основу медитацию (Япония, 13 век).

С момента возникновения буддизм прошел несколько стадий: от монашеской общины, проповедавшей бегство о реальности, до религии, объединившей различные культуры и традиции многих стран Азии и ставшей фактически религией, формирующей культуру. Спасает в буддизме не Бог, спасение происходит внутри личности в результате ее собственных духовных усилий.

В настоящее время насчитывается около миллиона только буддийских монахов и монахинь, число же последователей буддизма определить невозможно, так как эта религия не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую религию.

Мирянам, разделяющим буддистские взгляды на мир, дается простой этический кодекс Пяти заповедей:

· Воздерживайся от убийства.

· Воздерживайся от воровства.

· Воздерживайся от блуда.

· Воздерживайся ото лжи.

· Воздерживайся от возбуждающих напитков.

 

2. Деизм (от лат. Deus – бог) рассматривает Бога в качестве Абсолюта по отношению к миру, как основу идею Божественного «первотолчка», сообщения неких законов развития без дальнейшего вмешательства в их разворачивании в земном пути. Согласно этой философской парадигме Создателя, а не Управителя, мир развивается по разумным законам, имеющим внутреннюю логику, изначально заложенную Разумным началом, которое надо чтить, и лучшим способом этого служит праведная жизнь, за которую в загробном мире существует воздаяние. Мир, Вселенная рассматривается как часовой механизм. Разум – свеча Бога, зажженная в сознании человека. В деизме Бог утрачивает личностную природу.

Деизм нашел широкое распространение в 16-18 вв., постепенно утрачивая свое влияние.

3. Пантеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) рассматривает Бога и природу как близкие или тождественные понятия. Бог не выходит за пределы природы, а растворяется в ней. Термин был введен в 18 веке, но изначально эта идея получила развитие в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимен), в древнеиндийской (индуизм), в древнекитайской (даосизм) мысли. В эпоху Возрождения Николай Кузанский, основываясь на близости Бога и природы, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 20 веке идеи пантеизма разделяли такие ученые как Планк, Эйнштейн.

 

Основой любых знаний является естественный человеческий опыт. Систематизация и осознание этого опыта привели к выделению системы знаний в виде религиозно-философской концепции. Мировая история учит, что цивилизации, подобно живым организмам проходят циклы генезиса, роста и упадка. Египет породил несколько цивилизаций и культур на протяжении своей древней и новой истории: эпоха фараонов, когда были построены пирамиды; эпоха римского правления; исламский период; современная республика. Условием, позволяющим возникнуть цивилизации, было производство материальных добавочных продуктов и товаров, превышающих простую материальную, жизненную необходимость. При этом кооперация масс дает возможность творческому меньшинству из привилегированного меньшинства создавать возможности для генезиса, роста и поддержания каждой цивилизации.

Общая религиозная вера была духовной связью, которая делала возможной это сотрудничество, несмотря на несправедливое неравенство разделения продуктов совместной деятельности всех классов сообщества, несмотря на неверное использование большей части прибавочного продукта для ведения войн и обеспечения роскоши привилегированному меньшинству, которое по большей части не давало обществу взамен адекватного служения. Двумя врожденными социальными болезнями цивилизации были война и социальная несправедливость. Религия являлась духовной силой, которая сохраняла цивилизованное сообщество на определенное время. Цивилизация, которая упала в результате утери веры, затем заменяется новой цивилизацией, вдохновленной новой религией. Тем не менее даже самые высокоразвитые религии в своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гуманное прогрессивное воздействие, но и репрессивное, подавляющее, реакционное, например, тогда, когда она боролась против различных достижений науки, ее открытий (против гелиоцентрической системы в астрономии, против дарвинизма, против генной инженерии). Возможно, при этом религия боролась не столько против науки, сколько за человека, удерживая общество от развала, вызываемого переворотом привычных устоев мышления.

 

Ни миф, ни религия, ни вера вообще не только не противоречат разуму, но и являются его продуктом, его порождением. Религиозная вера составляет одну из основ человеческой культуры. Она всегда связана с определенной системой императивных, нравственных норм и всегда направлена на консолидацию общества. Религия и ее догматы, ценностные положения всегда органически связаны с жизнью нации, природными условиями, историческими судьбами страны, укладом жизни, нравственным и правовым сознанием, то есть тем, что составляет и определяет бытие культуры.

Особенности связи той или иной религии с культурой народа, с его духом в достаточной мере определенно представлены в специфических направлениях у разных народов, исповедующих эту религию. Можно рассмотреть эти особенности на примере христианства и его различных проявлений в форме католичества, протестантизма, православия.

В них существует три разных Христа: католического у романских народов, протестантского – у германских, православного Христа - у славянских народов. Фактически в этом символе Церкви выражена разная суть этих культур, которая не вытекает их собственно христианского учения, а связана с отличительными чертами соответствующих культур. Отличительной чертой католической церкви является стремление к универсальности, протестантизма – к индивидуальному, особенному; православия – к духу соборности. Противоречивый и в тоже время цельный характер русского народа проявляется в общинном характере, сострадании и терпимости к ближнему, отличается выносливостью и покорностью, терпеливостью и великой надеждой и верой в некое светлое будущее, которое завещал искать Христос. Ценности протестантизма с их доминантой бережливости, расчетливости, накопительства, индивидуализма не сообразны русскому человеку.

 

Само существо веры русской шире церковного термина православия. В.В.Розанов пишет в статье «Русская церковь»: « Русские люди, как в молодом возрасте, так и в летах возмужалости, когда силы жизни берут верх над смертными началами в человеке, когда практические нужды, служба, работа приковывают ум к реальной жизни, - мало посещают церковь, подсмеиваются над церковью, религиею, даже иногда отрицают Бога. Но это возраст, годы. Просто в эти годы человек не находит ничего себе соответственного в храмах наших, в службах, напевах церковных, в смысле слов, так слышимых, в церковной живописи. Вся религия русская - по ту сторону гроба. Можно сказать, Россия находит слишком реальным и грубым самую земную жизнь Спасителя; она слушает полуоткрытым ухом Его поучения, притчи, заветы. Все помнит, но умом не останавливается. Но вот Спаситель близится к кресту; Россия страшно настораживается, ухо все открыто, сердце бьется. Христос умер – Россия в смятении! Для нее это не история, а как бы наличный сейчас факт. Она прошла с Христом всю невыразимую муку Голгофы…»[23].

Религия и идеология сформированы как продукты человеческого бытия, они

родились из глубинной потребности человека как существа духовного, религиозного и нравственного, их сходство лежит в основе стремления человека к некому идеалу, к конечной истине, пониманию добра и зла и определению границы между ними. Различны масштабы этих устремлений, в религии определяемых как содержание ее, выражающееся в абсолютных истинах, не поддающихся проверке земным опытом, в то время, как содержание идеологии связано с относительной, земной истиной, временной, исчезающей вместе с порождающей ее идеологией. Одним даны тысячелетия, другим десятки лет. Но идеология неизменный спутник религии, ее «мирской суррогат», в отличие от религий они более лабильны, скорее приспосабливаются к меняющимся социальным условиям, более оперативны в отношении конкретных потребностей людей. И религия и идеология наполняют определенным смыслом и ценностным содержанием короткое существование человека на Земле, несмотря на то, что устремленность к справедливости не дает возможности разрешения извечной проблемы распределения земных благ по заслугам. Справедливость как высшая ценность человеческой жизни или как синоним морали и нравственности тождественна идее Бога, в земной жизни ее нет. Говоря словами Екклесиаста: «.. не проворным достается успешный бег, не храбрым победа, не мудрым хлеб, не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение (Книга Екклесиаста проповедника, 1,14).

Нам все неведомо, и потому мы страждем,

И я могу лишь верить, что однажды

Добро нас обязательно найдет,

И за зимой придет весны черед.

 

Так я хочу. Но кто я? Где ответ?… Альфред Теннеси. В памяти. 1850.

 

Планы семинарских, практических занятий

Семинарские и практические занятия являются креативной составляющей учебного процесса как развивающие и углубляющие основные положения программной тематики дисциплины. Кроме того они позволяют студенту проявлять личную инициативу, участвовать в учебном процессе в качестве активной составляющей. Основываясь на этом принципе, разработаны следующие планы занятий. Преподавателю и студентам предлагается выбрать из предложенных разработок семинарских занятий интересующие их направления в соответствии с тематическим планом

Семинар 1.Религия как социальное явление. Религия в современном мире.

Вопросы для обсуждения:

1.История религий как наука. Основные понятия и категории.

2. Религия и мировоззрение. Формы религиозного мировоззрения (политеизм, монотеизм, деизм, пантеизм и др.)

3. Религия как феномен культуры. Религия и вопросы смысла жизни.

4. З. Фрейд о религиозной иллюзии. Э. Фромм

 

Рекомендованная литература:

1. Основы религиоведения.Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1 стр. 48-109.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. История и современные религии.-М.,2004.

3. Хеллер М. Творческий конфликт. О проблеме взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. -М.,2005.

4. Фрейд З..Вопросы общества и происхождения религий.- М.,2008.

5. Фромм Э. Иметь и быть.-М.,2007

Искусство любить. –М.,2009

Психоанализ и религия .- М.,2010

 

 

Семинар 2. Национальные, этнические религии

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика национальных религий.

2. Религия и характер этноса. Религия и традиция. Религиозный синкретизм

3. Религия индийского этноса. Индуистский пантеон и культ. Письменные источники- «Веды»-конец 2-го тысячелетия до н.э.

4. Религия китайского этноса. Даосизм и его основные категории. Книги «Дао-дэ-Цзин» -5 век до н.э.. Конфуцианство и его нравственные положения.- 5 век до н.э.

5. Синтоизм – древняя религия японского этноса.

6. Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия.

Рекомендованная литература:

1.Основы религиоведения. Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1. стр. 288- 423.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение . История и современные религии.-М.,2004.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.,2006

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира..-М.,2005

Задание:

Рекомендуется посещение Музея искусств народов Востока и подобрать соответствующие иллюстративные материалы.

 

Семинар3. Мировые, надэтнические религии - буддизм. Религии Писания.

Вопросы для обсуждения:

1.Социально-исторические условия возникновения буддизма. Мифология нетеистической религии буддизма..

2. Сакральные тексты буддизма.

3.Нравственный закон буддизма. Четыре благородные истины.

4. Мировоззренческая система буддизма( Закон-действие-поток бытия- колесо

причинно-следственных связей- сфера чистого созерцания).

 

Рекомендованная литература:

1.Основы религиоведения. Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1. стр.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение . История и современные религии.-М.,2004.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.,2006

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира..-М.,2005

5. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге в

2001году .-М., 2009.

6. Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение драхмы.-

М.,1988.

Задание:

Рекомендуется посетить Музея искусств народов Востока и подобрать соответствующие иллюстративные материалы.

 

Семинар 4. Мировые, надэтнические религии - христианство. Религии

Писания.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-экономические и идейные истоки христианства. Христианство и

иудаизм, причины распространения христианства.

2. Христианский ветхозаветный канон «Септуагинта»- перевод 70 старцами Ветхого Завета. Новозаветный канон.

3. Нравственная доктрина христианства – как деятельность Иисуса и ее отражение в Евангелиях.

4. Основные направления в христианстве и их особенности

5. Формирование христианских церквей Культ, таинства, обряды, праздники..

6. Славянское православие.

Рекомендованная литература:

1.Основы религиоведения. Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1. стр.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение . История и современные религии.-М.,2004.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.,2006

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира..-М.,2005

5. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге в

2001году .-М., 2009.

7. Мень А Сын Человеческий.- М.1991.

8. Немировская Л.З. Сакральные тексты –М.,РосНОУ.1998.гл.2.

9. Библия. Тексты Священного писания Ветхого и Нового Завета -М.,2008.

10. Ионина Н. Православные святыни.-М.,2009.

11.Будур Н. Православный храм. –М.,2009.

 

 

Семинар 5. Мировые, надэтнические религии - ислам. Религии

Писания.

Вопросы для обсуждения:

1.Социально-экономические причины и идейные истоки ислама. Ислам и древние верования местных культов, Вавилона, иудаизм, христианство. Муххамад как основатель ислама.

2.Догматы ислама и вероучение ислама, и их источники – Коран как прямая речь Аллаха, Сунны- -предания о жизни и деяниях Муххамада.

3. Нравственная доктрина ислама и её социальная направленность. 5 столпов ислама (исповедание единобожия- 5-ти кратная ежедневная молитва -ежегодный пост в течение месяца - добровольная милостыня – паломничество в Мекку и Медину).

4. Мусульманское сектантство. Понятие исламского фундаментализма.

5. Ислам в современном мире.

 

Рекомендованная литература:

1.Основы религиоведения. Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1. стр.1-46.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. История и современные религии.-М.,2004.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.,2006

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира..-М.,2005

5. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге в

2001 году .-М., 2009.

6. Немировская Л.З. Сакральные тексты –М.,РосНОУ.1998.гл.4.

7. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского.-М.,1990.

8. Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. –М..2006.

Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.- М.,1986.

 

6. Задания и рекомендации по организации самостоятельной работы

6.1В самостоятельной работе практикуются личные инициативные работы студентов по определенной тематике, представленной ниже

При выполнении студентами инициативных самостоятельных работ следует соблюдать следующие рекомендации по их оформлению.

Рекомендации по оформлению реферата или эссе по дисциплине реферат исполняется в печатнном или рукописном виде и содержит следующие разделы:

· оглавление, в котором перечисляются все параграфы или разделы, подразделы работы с указанием страниц;

· введение или обоснование выбора указанной темы реферата (не более 1-2 страниц текста);

· основная часть реферата (общий объем - не менее 15 страниц кегель14), выделяются параграфы или разделы работы, каждый раздел (параграф) имеет заголовок;

· заключение или выводы по изложенному в основной части (приблизительно 1 страница);

· список использованной литературы в соответствии с приложением №2.

1. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.

2. Текст реферата является пересказом источников (парафразом) или его интерпретацией, сопровождается суждением по поводу прочитанного, но не списывается с источника дословно (иначе он расценивается как плагиат). Цитируемые тексты или критически интерпретируются или используются в поддержку высказанного суждения, но обязательно выделяются в кавычках с указанием в скобках автора и страницы произведения или статьи, например: (Соловьев, с. 234), полные данные о цитируемом произведении указываются в списке использованной литературы. Не возбраняется использовать примечания или разъяснения внизу страницы с надстрочной пометой в тексте в виде соответствующей примечанию цифры.

3. В списке литературы может быть применена сквозная нумерация источников, соответствующая использованию их в тексте. Порядковый номер в оглавлении соответствует цифре сноски в тексте.

4. Деликатный совет: избегайте при изложении указания на личное отношение типа «я считаю... , я знаю…», найдите нужную интонацию в изложении.

 

Приложение №1

 

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ______________________________________

 

Реферат на тему

 

« …………………………………………………………….»

 

Работа выполнена

Студентом гр. 611-3

Фамилия И.О.

 

Проверена

 

 

Москва -200__ г

 

 

Темы рефератов по дисциплине «Религиоведение», рекомендуемых для самостоятельной инициативной работы

  1. История возникновения буддизма
  2. История возникновения христианства.
  3. История возникновения ислама.
  4. Религиозная этика Раннего Средневековья – Византия.
  5. Религиозная этика Раннего Средневековья – ислам.
  6. Особенности религиозной этики католицизма.
  7. Религиозная этика протестантизма.
  8. История возникновения храма от ветхозаветных времен до современного времени.
  9. Библия в русской живописи.
  10. Икона и иконостас в православии.
  11. Основные религиозные традиции православия (богослужения, таинства, молитвы, ритуалы)
  12. Евангелическая нравственная доктрина.

13. Природа экстатических и оргиастических ритуалов и культов в ранних формах религии.

 

 

6.2 Перечень дидактических и иллюстративных материалов по курсу дисциплины «Религиоведение»,рекомендованных для ознакомления в рамках самостоятельной работы студента

Дидактические материалы

· Аудиозаписи курса основного богословия, прочитанного Осиповым А.И., профессором Московской Духовной Академии и Семинарии. 2007 год.

Тематика курса (по №№ лекций и соответствующих кассет). Общий объем звучания - 30 час.

 

  1. Атеизм и религия
  2. Сущность христианства
  3. Искажения христианства
  4. Кто есть Бог
  5. Истинность православия
  6. Бог есть любовь
  7. Понятие Логоса. Взгляд стоиков.
  8. Понятие Логоса. Истинность.
  9. Боговоплощение.
  10. Природа греха.
  11. Виды греха. Какую природу воспринял Христос.
  12. Суть жертвы Христовой.
  13. Воскресенье Христово. Церковь.
  14. Спасение.
  15. Спасение вне церкви.
  16. Таинства и языческие мистерии.
  17. Евхаристия и священство.
  18. Истинность христианства
  19. О духовности.

 

Аудиозаписи могут быть рекомендованы для прослушивания в режиме самостоятельной работы, при подготовке к семинарам и отрывки могут быть использованы в ходе изложения лекционного материала.

 

    • Тексты Писаний: Библия, Коран.

 

    • Видеофильмы «Моя судьба» Епископ Васмлий(Родзянко) на 4-дисках. –М.,Институт Н. Нестеровой,2009
    • Видеофильм «Сеятель» Митрополит Антоний Сурожский из серии «Апостол любви» М., Ладан,2008.
    • Наука и религия. «Смысл жизни» Архиепископ Лука (Войно-Ясеницкий)интернет- ресурс.
    • С.Капица, М. Смирнов, отец Александр Борисов .Ищем выход…( наука и религия). Интернет-ресурс.

 

    • Виталий Гинзбург. Разум и Вера. Вестник РАН,1999,том 69, №6. Интернет-ресурс
    • Немировская Л.З. Сакральные тексты. –М.,1998.
    • Немировская Л.З .Проблемы иудаики в диалогах Галеви/ Вестник Российского нового университета. Вып.2 –М.,2009.с111-133.

 

Иллюстративные материалы

  • Аудиозаписи Духовного песнопения концертов мужского камерного хора «Благозвонница» Патриаршего подворья Заиконоспасского монастыря. Агентство «Звук», 2004.
  • Аудиозаписи СD.( можно использовать интернет-ресурсы)

И-С. Бах.Токката и фуга ре минор;

В.А. Моцарт. Реквием;

Дж. Верди. Реквием;

С. В. Рахманинов. Всенощная;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.