МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ВВЕДЕНИЕ
Цель предлагаемого комплекса – в доступной форме, с привлечением большого числа реальных ситуаций – кейсов изложить сущность и содержание маркетинга как эффективной концепции управленческой, хозяйственной и производственно-сбытовой деятельности применительно к практике отечественных организаций и предприятий, работающих в условиях рыночных отношений как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Студент узнает о комплексе маркетинговых мер воздействия на рынок («маркетинг микс»), товарной, ценовой политике, политике формирования каналов товародвижения, стимулирующей политике, включающей разнообразные виды и средства рекламы, «паблик рилейшнз», прямые продажи, сервисную политику и т.д.
Комплексное использование различных маркетинговых мер позволяет фирме повысить конкурентные позиции на рынке или отдельных его сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи, в том числе и стратегические.
Работа состоит из курса лекций, практикума и методических рекомендаций. В работе отражено теоретическое понимание сущности маркетинговой концепции управления. Кроме традиционных глав включает главу о применении в маркетинговой деятельности компьютерных технологий, в частности об использовании сети Internet. Приводимые в комплексе варианты вопросов для самопроверки могут оказать значительную помощь в организации учебного процесса.
Материал представлен различными реальными деловыми ситуациями, сопровождающимися заданиями для их анализа. Это служит хорошей основой для проведения занятий типа «кейс стади».
Приведен также учебно-методический материал по маркетингу, включающий программу курса, вопросы и методические рекомендации к семинарским занятиям, зачетам и/или экзаменам, темы письменных работ, развернутый список литературы и другие материалы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг рассматривается как комплексная концепция управления, направленная на изучение рыночной среды и запросов потребителей с целью их удовлетворения, а также включающая активное воздействие на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли организации и повышения рентабельности продаж.
Целью курса «Маркетинг» является обучение студента методологическим основам и практике маркетинга как комплексного подхода к управлению производством и реализации продукции с учетом спроса.
Задача курса — сформировать у студента четкое представление о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач предприятия по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности активных и потенциальных покупателей.
К каждой теме программы прилагаются котрольные вопросы и задания, а также список обязательной и дополнительной литературы. Программа содержит темы курсовых проектов по изучаемой дисциплине. Данные темы могут быть изменены в рамках программы данного курса по договоренности с преподавателем. В конце программы дан тест для проверки знаний студентов, а также примерный перечень вопросов к экзамену и зачету.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса, тематика контрольных и курсовых работ по дисциплине «Маркетинг» предназначены для студентов III — IV курсов очно-заочной формы обучения экономических специальностей.
Значительное место в рамках курса отводится методологии маркетинговых исследований, разработке и оптимизации товарной и ценовой политики, политики формирования сбытовой сети, средств продвижения товаров. При изучении курса наряду с овладением студентами теоретическими положениями уделяется внимание приобретению практических навыков, с тем чтобы они смогли успешно применять их в своей дальнейшей работе.
Изучив дисциплину, студент должен:
1. Знать сущность, принципы и функции маркетинга; роль маркетинга в управлении фирмой; принципы сегментации и выбора целевого рынка; специфику проведения маркетинговых исследований; содержание комплекса маркетинга, т.е. товарной, коммуникативной, сбытовой, ценовой и кадровой политики; специфику маркетинга в сфере услуг и международного маркетинга; содержание и структуру маркетинговой программы; этапы маркетингового контроля и др.
2. Владеть методами изучения рыночного спроса и требований конкретных потребителей, методами прогнозирования изменений в тенденциях рыночного спроса на мировых товарных рынках, принципами разработки комплекса маркетинга.
3. Уметь применять на практике полученные знания при анализе конкретных ситуаций.
ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
| НЭ
| БУ
| Ф
| МО
| Д
| ЭИ
| Э
| Всего часов
|
|
|
|
|
|
|
| Курс
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| -
| -
|
|
| -
| -
| Зачет диф.
| -
|
|
| -
| -
|
|
| Контрольные работы
| -
|
|
| -
|
|
|
| Курсовая работа
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
| Самостояте-льная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ 3 КУРСА БУ, Ф, ЭИ, Э ОЧНОЙ-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
| ЛЕКЦИИ
| СЕМИНАРС-
КИЕ занятия
| 1. Сущность, цели и принципы маркетинговой деятельности. Основные функции маркетинга
|
| | 2. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации
|
| | 3. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка. Изучение товара.
|
| | 4. Изучение потребительских рынков и покупательского поведения потребителей
|
| | 5. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
| |
| 6. Сегментация и выбор целевого рынка
|
| | 7. Товарная политика
|
| | 8. Ценовая политика
|
| | 9. Сбытовая политика
|
| | 10. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта
|
| | 11. Стратегии маркетинговой деятельности
|
| | 12. Маркетинговая программа. Организация маркетинговой деятельности
|
| | 13. Контроль маркетинговой деятельности
|
| | 14. Маркетинг в сфере услуг
| |
| 15. Некоммерческий маркетинг
| |
| 16. Международный маркетинг
| |
| ВСЕГО ПО КУРСУ
| 12 час.
| 4 час.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ 3 КУРСА ОЧНОЙ — ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МО.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
| ЛЕКЦИИ
| СЕМИНАР-СКИЕ ЗАНЯТИЯ
| 1. Сущность, цели и принципы маркетинговой деятельности
|
|
| 2. Общие и специфические функции маркетинга
|
|
| 3. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации
|
|
| 4. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка
|
|
| 5. Изучение товара
|
|
| 6. Изучение потребительских рынков и покупательского поведения потребителей
|
|
| 7. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
|
|
| 8. Сегментация и выбор целевого рынка
|
|
| 9. Товарная политика
|
|
| 10. Ценовая политика
|
|
| 11. Сбытовая политика
|
|
| 12. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта
|
|
| 13. Кадровая политика
|
|
| 14. Стратегии маркетинговой деятельности
|
|
| 15. Маркетинговая программа
|
|
| 16. Организация маркетинговой деятельности
|
|
| 17. Контроль маркетинговой деятельности
|
|
| 18. Маркетинг в сфере услуг
|
|
| 19. Некоммерческий маркетинг
|
|
| 20. Международный маркетинг
|
|
| ВСЕГО ПО КУРСУ
| 24 час.
| 16 час.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ 4 КУРСА ОЧНОЙ-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НЭ, ДЛЯ 3 КУРСА ОЧНОЙ-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Д
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
| ЛЕКЦИИ
| СЕМИНАР-СКИЕ ЗАНЯТИЯ
| 1. Сущность, цели и принципы маркетинговой деятельности
|
|
| 2. Общие и специфические функции маркетинга
|
|
| 3. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации
|
|
| 4. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка
|
|
| 5. Изучение товара
|
|
| 6. Изучение потребительских рынков и покупательского поведения потребителей
|
|
| 7. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
|
|
| 8. Сегментация и выбор целевого рынка
|
|
| 9. Товарная политика
|
|
| 10. Ценовая политика
|
|
| 11. Сбытовая политика
|
|
| 12. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта
|
|
| 13. Кадровая политика
|
|
| 14. Стратегии маркетинговой деятельности
|
|
| 15. Маркетинговая программа
|
|
| 16. Организация маркетинговой деятельности
|
|
| 17. Контроль маркетинговой деятельности
|
|
| 18. Маркетинг в сфере услуг
|
|
| 19. Некоммерческий маркетинг
|
|
| 20. Международный маркетинг
|
|
| ВСЕГО ПО КУРСУ
| 12 час.
| 8 час.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРОРАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ТЕМА
| НЭ
| БУ
| Ф
| МО
| Д
| ЭИ
| Э
| 1. Социальные основы маркетинга
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Маркетинг и общество. Этические аспекты маркетинга
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Рынок как экономическая основа маркетинга
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Характерные черты и основные нап-равления развития маркетинга в России
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятий
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Стратегический маркетинг
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Особенности прямого маркетинга
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Оценка эффективности системы маркетинга
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Маркетинг на рынках интеллектуа-льного продукта
|
|
|
|
|
|
|
| 10. Маркетинг в области информацион-ных технологий
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Маркетинг на предприятиях с иностранными инвестициями
|
|
|
|
|
|
|
| 12. Анализ и оценка привлекательности международных рынков
|
|
|
|
|
|
|
| 13. Компетентность принятия марке-тинговых решений
|
|
|
|
|
|
|
| 14. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности компании
|
|
|
|
|
|
|
| 15. Кросс-культурное взаимодействие в международном бизнесе
|
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
|