Тема 1.2. Общие сведения об ЭВМ и вычислительных сетях УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов и проведению
Практических занятий
Дисциплина: «ИНФОРМАТИКА»
Направление подготовки (специальность):
030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Ростов-на-Дону
Автор
Л.Б. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры информационных
таможенных технологий и информатики
Ростовского филиала Российской таможенной академии
Ответственный за выпуск
С.П. Крицкий, заведующий кафедрой информационных таможенных
технологий и информатики
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат технических наук, доцент
Рецензенты:
И.Г. Валяев, начальник научно-исследовательского отдела
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат технических наук, доцент;
А.А. Букатов, заместитель директора ЮГИНФО Южного федерального университета, кандидат технических наук, доцент
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2012
Предисловие
Настоящие учебно-методические указания (УМУ) предназначены для студентов-бакалавров юридического факультета направления подготовки «Юриспруденция» очной формы обучения.
В электронной форме УМУ по информатике расположены на учебном Web-сервере Филиала по адресу http://srv/. и используются для проведения аудиторных занятий со студентами. Кроме того, УМУ используются для самостоятельной работы студентов. Ежегодно задания обновляются, дорабатываются и уточняются формулировки (на основе опыта использования) с целью научить студентов осмысливать задания и затем выполнять их.
Учебно-методические указания построены в соответствии с программой, в которой есть тематический план с количеством часов, отводимых на каждую тему (аудиторных и для самостоятельной работы).
Поскольку курс информатики состоит из трех модулей, то структура УМУ предусматривает все виды занятий и контроля, необходимые для успешного освоения учебного материала каждого модуля.
В разделах с практическими занятиями рекомендуется сначала изучить вопросы, связанные с практикой, затем выполнить практические задания и тесты для самопроверки по теории.
В пунктах «Рекомендации» акцент делается на те понятия, технические приемы, которые особенно важны для освоения учебного материала и выполнения заданий и упражнений в различных приложениях.
Что касается использования литературы, то для самостоятельной работы достаточно одного – двух источников, на которые следует опираться для получения базовых знаний. При использовании новых версий MS Office ищите необходимые опции, прежде всего в меню «Главная».
Если этого учебного материала недостаточно, можно использовать литературу, указанную в программе курса.
самостоятельная работа студентов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Модуль 1. Введение в информатику. Технические средства реализации информационных процессов
Тема 1.1. Общие сведения о науке информатика и об информации
I. Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с определением науки Информатика.
2. Выяснить, какие два французских слова составляют основу термина Информатика.
3. Запомнить три взаимосвязанные части информатики.
4. Познакомиться с понятиями новые информационные технологии (НИТ) и разновидности НИТ.
5. Ознакомиться с понятием информация? Какой эквивалентный термин используется в информатике?
6. Ознакомиться с вопросом, что такое тип данных и какие типы данных используются в информатике?
7. Ознакомиться с вопросом, как кодируется информация и что такое Кодовые таблицы.
II. Рекомендации по выполнению заданий
Прочтите Вводный раздел учебного пособия по информатике (1), изучите определения понятий Информатика, Информация, НИТ, Направления, изучаемые в Информатике, Кодовые таблицы. Все эти начальные понятия помогут систематизировать дальнейшие более сложные знания.
Очень важно понять, какие направления изучаются в информатике и как они взаимосвязаны между собой.
Три направления информатики ‑ технические средства, программные средства и алгоритмические средства логически взаимосвязаны, поскольку компьютер без программных средств не может являться помощником человека, а программные средства создаются на основе множества сложнейших алгоритмов.
После прочтения вводного раздела попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:
Правильные ответы
Вопрос №1
| Вопрос №2
| Вопрос №3
| Вопрос №4
| Вопрос №5
| Вопрос №6
|
|
|
|
|
|
|
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кудрявцева, Л. Б. Информатика : учеб. пособие / Л. Б. Кудрявцева. – Ростов н/Дону : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 (Раздел «Введение в информатику»).
2. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учебник / под ред. С. В. Симоновича. – СПб. : Питер, 2009 (Глава 1).
Дополнительная литература
Кудрявцева, Л.Б. Информатика : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. Б. Кудрявцева. – Режим доступа: Учебный сервер Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2011 (Раздел «Введение в информатику»).
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
Проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы. Ответ может содержать несколько вариантов.
От каких двух французских слов произошел термин «Информатика»?
1. ЭВМ и Информация
2. Информация и Автоматика
3. Информация и Математика
Назвать три взаимосвязанные части информатики
1. Операционные системы, прикладные системы, инструментальные средства.
2. Технические средства, программные средства, алгоритмические средства.
3. Файловая система, драйверы внешних устройств, интерпретатор команд.
4. Память, процессор и УВВ.
Что понимают под новыми информационными технологиями (НИТ)?
1. - это информационные технологии, использующие компьютеры и телекоммуникационные средства.
2. - это информационные технологии, использующие телевидение, радио, кино.
3. - это информационные технологии, использующие средства массовой информации.
4. Что такое информация?
1. это числовые и текстовые данные.
2. это отображение реального мира с помощью сведений в виде текста, речи, изображений, чисел и др.
3. это графические картинки и диаграммы.
4. Верно 1 и 3.
Что такое Кодовые таблицы?
1. Таблицы, с помощью которых кодируются символы данных в компьютере.
2. Таблицы, с помощью которых кодируется графическая информация.
3. Таблицы кодирования звуковых сигналов.
Назовите этапы технологии обработки данных (информации)?
1. 1 этап – формирование первичных данных, 2 этап – формирование вторичных данных, 3 этап - отображение.
2. 1 этап – формирование первичных данных, 2 этап – накопление и систематизация данных, 3 этап – обработка данных, 4 этап – отображение данных.
3. 1 этап – формирование первичных данных, 2 этап – обработка данных, 3 этап - отображение.
Тема 1.2. Общие сведения об ЭВМ и вычислительных сетях
I. Задания для самостоятельной работы
1. Познакомиться с фамилиями известные ученых, которые внесли большой вклад в развитие вычислительной техники.
2. Выучить основные принципы Джона фон Неймана, используемые в разработке любой ЭВМ.
3. Ознакомиться со структурой ЭВМ, построенной на принципах фон Неймана.
4. Дать определение основным компонентам ЭВМ.
5. Познакомиться с основными классами и особенностями современных ЭВМ.
6. Ознакомиться с типами персональных компьютеров и составом ПК.
7. Познакомиться с понятием «архитектура современных микропроцессоров».
8. Ознакомиться с компонентами видеосистемы персонального компьютера.
9. Познакомиться с понятием «вычислительная сеть (ВС)» и классификацией ВС по территориальному признаку и способу доступа к информации.
10. Ознакомиться с понятиями «сервер» и «рабочая станция (клиент)».
11. Ознакомиться с техническими средствами для обеспечения передачи информации в сети.
12. Ознакомиться с организацией локальных и глобальных ВС?
13. Ознакомиться с понятием корпоративная сеть и понятиями «Интранет» и «Экстранет».
14. Ознакомиться с понятиями «протокол передачи данных в сети», «система адресации в Интернет» и «связь между услугами Интернет и различными протоколами»?
II. План практического занятия
Тема «Вычислительная сеть Ростовского филиала»
1. Регистрация в корпоративной сети филиала.
2. Знакомство с обучающей средой ЭУМК по информатике.
3. Доступ к прикладным программам.
4. Распределение докладов к учебной конференции «ЭВМ и вычислительные сети».
III. Рекомендации по выполнению заданий
Темы, связанные с техническими средствами, изучаются теоретически, поэтому только одно практическое занятие посвящено вопросам работы в вычислительных сетях. Например, регистрация в корпоративной сети филиала, знакомство с учебно-методическим контентом локальной сети филиала. В частности, знакомство с электронным УМК по информатике и расположением методических материалов по другим дисциплинам на Учебном сервере филиала.
Главное в этих темах модуля 1– это разобраться с базовыми понятиями, классификациями и т.д. систематизировать свои знания, понять и выучить определения.
Прочтите раздел учебного пособия (1) «Технические средства информатики», изучите определения понятий Структура ЭВМ, Классы современных ЭВМ, Вычислительные сети, Классификация ВС, Глобальная сеть Интернет. Обратите внимание на то, что в структуре любой ЭВМ (независимо от размеров и элементной базы) можно выделить три компонента – память, процессор и УВВ, что существует несколько классов современных ЭВМ, например, СУПЕР ЭВМ, Большие ЭВМ, МИКРО ЭВМ.
Работая в Интернет, необходимо разбираться в следующих вопросах: какова система адресации Интернет (доменная для конечных пользователей, цифровая для программистов), какие протоколы соответствуют пользовательским услугам, и попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:
Правильные ответы
№1
| №2
| №3
| №4
| №5
| №6
|
|
|
|
|
|
| №7
| №8
| №9
| №10
| №11
| №12
|
|
|
|
|
|
| №13
| №14
| №15
| №16
| №17
| №18
|
|
|
|
|
|
|
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кудрявцева, Л. Б. Информатика : учеб. пособие / Л. Б. Кудрявцева. – Ростов н/Дону : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 (Раздел «Технические средства»).
3. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учебник / под ред. С. В. Симоновича. – СПб. : Питер, 2009 (Главы 2, 6).
Дополнительная литература
1. Кудрявцева, Л.Б. Информатика : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. Б. Кудрявцева. – Режим доступа: Учебный сервер Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2011 (Раздел «Технические средства»).
V. Контрольные вопросы для самопроверки
Проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы. Ответ может содержать несколько вариантов.
|