Технология внедрения CASE-средств
Термин "adoption" ("внедрение") используется в широком смысле и охватывает все действия - от оценки первоначальных потребностей до полномасштабного использования Case-средств в различных подразделениях организации-пользователя. Процесс внедрения Case-средств включает следующие этапы:
- определение потребностей в Case-средствах (рис.1);
- оценка и выбор Case-средств (рис.2);
- выполнение пилотного проекта;
- практическое внедрение Case-средств.
При определении потребностей в Case-средствах осуществляется анализ возможностей организации в отношении ее технологической базы, персонала и используемого ПО. Такой анализ определяется моделью оценки зрелости технологических процессов в организации СММ (Capability Maturity Model), разработанной SEI (Software Engineering Institute), стандартами ISO 9001: 1994 ; ISO 9003-3: 1991 и ISO 9004-2:1991. Главное в этих подходах — анализ различных аспектов происходящих в организации процессов.
Процесс успешного внедрения Case-средств не ограничивается только их использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации и основан на четком понимании возможностей Case-средств.
Рис.1 - Определение потребностей в CASE-средствах
Рис.2 - Критерии выбора CASE средств
На способ внедрения Case-средств может повлиять специфика конкретной ситуации. Например, если заказчик предпочитает конкретное средство или оно оговаривается требованиями контракта, этапы внедрения должны соответствовать такому предопределенному выбору. В иных ситуациях относительная простота или сложность средства, степень согласованности или конфликтности с существующими в организации процессами, требуемая степень интеграции с другими средствами, опыт и квалификация пользователей могут привести к внесению соответствующих корректив в процесс внедрения.
Несмотря на все потенциальные возможности Case-средств, существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате чего эти средства становятся "полочным" ПО . В связи с этим необходимо отметить следующее:
- Case-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;
- реальные затраты на внедрение Case-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;
- Case-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения.
Ввиду разнообразной природы Case-средств было бы ошибочно делать безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Отметим факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования Case-средств:
• широкое разнообразие качества и возможностей Case-средств;
• относительно небольшое время использования Case-средств в различных организациях и недостаток опыта их применения;
• разнообразие практики внедрения Case-средств в различных организациях;
• отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;
• широкий диапазон предметных областей проектов;
• различная степень интеграции Case-средств в различных проектах.
Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограниченна и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования некоторых типов Case-средств может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие считают, что воздействие может реально проявиться в процессе эксплуатации ПО, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат.
Ключом к успешному внедрению СА8Е-средств является готовность организации, которая включает следующие аспекты:
- технология — понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;
- культура - способность воспринять новые процессы и взаимоотношения между разработчиками и пользователями;
- управление — четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.
В случае отсутствия такой готовности внедрение Case-средств, скорее всего, закончится неудачей независимо от степени тщательности следования различным рекомендациям по внедрению.
Чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в Case-технологию, пользователи вынуждены производить оценку отдельных Case-средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Эта проблема зачастую усугубляется недостаточным знанием всех возможных "подводных камней" использования Case-средств. Среди наиболее важных проблем выделяются следующие:
• достоверная оценка отдачи от инвестиций в Case-средства затруднительна ввиду отсутствия приемлемых метрик и данных по проектам и процессам разработки ПО;
• внедрение Case-средств может представлять собой достаточно длительный процесс и может не принести немедленной отдачи. Возможно даже краткосрочное снижение продуктивности в результате усилий, затрачиваемых на внедрение. Вследствие этого руководство организации-пользователя может утратить интерес к Case-средствам и прекратить поддержку их внедрения;
• отсутствие полного соответствия между теми процессами и методами, которые поддерживаются Case-средствами, и теми, которые используются в данной организации, может привести к дополнительным трудностям;
• Case-средства зачастую трудно использовать в комплексе с другими подобными средствами, что объясняется как различными парадигмами, поддерживаемыми различными средствами, так и проблемами передачи данных и управления от одного средства к другому;
• некоторые Case-средства требуют слишком много усилий для того, чтобы оправдать их использование в небольшом проекте, при этом тем не менее можно извлечь выгоду из той дисциплины, к которой обязывает их применение;
• негативное отношение персонала к внедрению новой Case-технологии может быть главной причиной провала проекта.
Пользователи Case-средств должны быть готовы к необходимости долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также к постоянным затратам на обучение новых сотрудников и повышение квалификации действующего персонала.
Успешное внедрение Case -средств должно обеспечить:
- высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
- положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов — производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
- приемлемый уровень отдачи от инвестиций в Case-средства.
Несмотря на все высказанные предостережения и некоторый пессимизм, грамотный и разумный подход к использованию Case-средств позволяет преодолеть все перечисленные трудности.
Контрольные вопросы
- Что понимают под инструментарием технологии программирования?
- Какие классы инструментария вы можете назвать?
- Что включают в себя средства для создания отдельных приложений?
- Приведите классификацию языков программирования.
- Охарактеризуйте системы программирования.
- Что понимают под средствами для создания информационных систем и технологий?
- Что такое Case-средства?
- Укажите особенности Case –средств.
- Какие компоненты входят в интегрированное Case-средство?
- Что такое репозиторий?
- Какие функции выполняют диаграммеры Case-средства?
- Какие виды контроля предусмотрены в Case-средстве?
- Какие этапы жизненного цикла поддерживают Case-средства?
- Приведите классификацию Case-средств по типам.
- Приведите классификацию Case-средств по категориям.
|