Обратная связь
|
СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Англия. Первый детский сад в Англии был открыт в Лондоне в 1873 г. как частное учреждение, в 1904 г. в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название “школа-ясли”. В дальнейшем это название сохранилось за дошкольными учреждениями Англии. В 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет, поскольку с 5 лет они должны учиться в начальной школе. Вскоре была создана ассоциация школ-яслей, но количество дошкольных учреждений в Англии было долгое время сравнительно небольшим. В 1937 г. было всего лишь 87 государственных школ-яслей, обслуживающих 6738 детей. Одной из причин медленного развития в Англии сети дошкольных учреждений было то, что хотя местные органы народного образования получили право открывать учреждения для маленьких детей, но это не вменялось им в обязанность. В годы второй мировой войны сеть дошкольных учреждений стала быстро расти, они охватывали уже до 50 000 детей от двух месяцев до 5 лет.
Согласно “Акту об образовании 1944 г. дети 5—7 лет посещают начальную школу, для малышей от 2 до 5 лет предназначены специальные классы — государственные бесплатные, частные, иногда субсидируемые государством или принадлежащие филантропическим организациям, а также церкви. В государственных школах-яслях и дошкольных классах дети находятся с 8 часов утра до 3—4 часов дня.
Учреждения дошкольного воспитания подчинены органам, ведающим начальным и средним образованием. Специального управления, ведающего дошкольными делами, в Англии не существует. Инспектирование дошкольных учреждений осуществляют инспектора начальной школы, очень в редких случаях они оказываются специалистами дошкольного дела.
Точных указаний относительно того, со сколькими детьми должна работать одна воспитательница, нет, но рекомендуется, чтобы в дошкольном учреждении на 40 детей было две воспитательницы (одна из которых заведующая) и две няни.
Дошкольные учреждения, подчиняющиеся местным органам народного образования, обслуживаются врачами школ.
Официальных инструкций относительно содержания работы дошкольных учреждений или программ в Англии не существует, работники дошкольных учреждений сами составляют себе программы работы в соответствии с указаниями, получаемыми на специальных конференциях и курсах.
В практике английских дошкольных учреждений активно используются методы Монтессори. Руководящим принципом в их работе является принцип самовыражения ребенка в деятельности как якобы наилучшее средство выявления способностей детей и их наследственных данных. Воспитанникам предоставляется возможность работать с пластилином, бумагой, “бросовым материалом, песком как группами, так и индивидуально. Во второй половине дня организуются необязательные для детей занятия музыкой, пением, прослушивание пластинок, рассказывание. Довольно большое внимание в английских дошкольных учреждениях уделяется физическому и эстетическому воспитанию малышей. Помещения красиво оформлены и оборудованы так, чтобы дети имели возможность играть и заниматься физическими упражнениями. В их распоряжении краски, двусторонние мольберты; дети много рисуют, как правило, стоя.
Установка на спонтанное, стихийное развитие отрицательно сказывается на детях, не имеющих в семье условий для культурного развития, и они часто оказываются в группах, где работа ведется по сниженным программам.
Подготовка воспитателей дошкольных учреждений осуществляется в Англии в специальных педагогических заведениях. Окончившие их имеют право работать и в классах для малышей (5—7 лет), а иногда и во всех классах начальной школы.
Лица, работающие в частных учреждениях, должны иметь квалификацию, но строгих требований на этот счет нет. Воспитательницы могут повышать свою квалификацию на курсах, организуемых министерством, местными органами, общественными организациями, занимающимися дошкольным воспитанием.
Соединенные Штаты Америки. Первые детские сады были открыты в США во второй половине XIX в. В начале XX в. почти в каждом штате были разработаны программы для детских садов, среди которых привлекала внимание “Программа навыков в детском саду прогрессивного американского педагога Смисс-Хилл. При всем многообразии программ все они имели, в общем, единую классовую буржуазную идеологическую основу.
В 30-х годах XX в. на практику работы детских садов США оказала сильное влияние прагматическая педагогика Д. Дьюи.
В американских детских садах дети, как правило, проводят всего 3 часа. Большое внимание уделяется их физическому воспитанию; в условиях теплого климата работа с детьми чаще всего организуется на свежем воздухе, при открытых окнах; имеются различные приспособления для упражнений в движениях: горки, качели, снаряды для лазания.
В соответствии с установкой педагогики прагматизма на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, очень распространены игры со строительным материалом, поощряется музыкальное и словесное детское творчество (сочинение стихов, рассказов). Во время трудовой деятельности детей уделяется внимание обучению их планировать свою работу, тщательное выполнять, доводить до конца. Ставится задача развить в детях умение самоорганизовываться, быть вожаками.
Перевод детей из группы в группу чаще всего происходит на основе результатов их тестового обследования.
Сеть дошкольных учреждений в США развивается очень медленно. Несмотря на широкий интерес общественности к дошкольному воспитанию, в США и в настоящее время не создано государственной системы дошкольного воспитания,. нет и общих законов, поэтому работа в каждом штате, городе строится по-разному.
Функционируют следующие типы дошкольных учреждений: детские сады при государственных школах, при колледжах, университетах, кооперативные детские сады (частные), детские центры. Детские сады при государственных школах, как более доступные трудящимся, оборудованы плохо; в них нет необходимых пособий, игрушек. Детские сады при педагогических колледжах и университетах отличаются от пришкольных как оборудованием, так и подготовкой и мастерством педагогов. В дошкольных центрах дети проводят 6 часов, получают двухразовое питание, играют, занимаются, но, как правило, при детских центрах нет специально оборудованных площадок для игр и прогулок. Бюджет детского сада, включая и заработную плату персонала, в основном складывается из взносов родителей.
Кооперативные детские сады организуются родителями. На их средства арендуется помещение, нанимаются воспитатели. Родители оплачивают все расходы, что часто требует дополнительных сборов денег. Несмотря на очень высокую плату, дети получают в саду одноразовое питание. Нести такие расходы (при недостатке дошкольных учреждений) родителей побуждает боязнь, чтобы ребенок не отстал в развитии и в школе не оказался в группе “неспособных”.
Существуют детские сады и при церквах. Их посещают в основном дети служителей церкви и учителей церковных школ.
Имеются экспериментальные дошкольные учреждения с улучшенными программами, работающие по новым методикам. Однако практика работы всех детских садов опирается на теорию спонтанного развития детей, согласно которой воспитатели планируют свою работу, исходя из случайных интересов и желаний воспитанников.
Прогрессивные организации США выступают за создание государственной демократической системы дошкольного воспитания, ведут борьбу с теориями спонтанного развития детей и стихийности в педагогическом процессе. В последние годы в США пристально изучается советская система дошкольного воспитания. Американские педагогические делегации тщательно изучают работу советских детских садов, деятельность министерств просвещения в области дошкольного воспитания, знакомятся с исследованиями НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, переводят и издают труды советских теоретиков дошкольной педагогики.
Франция — страна, где дошкольные учреждения появились раньше, чем в других государствах. При осуществлении реформы в области народного образования в 1881—1882 гг. до- школьные учреждения были введены в систему народного образования, объявлены государственными бесплатными, светскими, но необязательными. Наряду с государственными сохранялись и частные дошкольные учреждения, в большинстве случаев создававшиеся церковными организациями и обслуживавшие обеспеченные слои населения.
В результате реформы основным типом дошкольного учреждения стал детский сад фребелевского типа, получивший название “материнская школа”. Реорганизацию дошкольных учреждений возглавляла Полина Кергомар.
Ввиду нежелания правительства обеспечить дошкольные учреждения финансовыми средствами было разрешено некоторые материнские школы заменить пришкольными классами для малышей. Частные дошкольные учреждения приняли название “детских садов”. Так в конце XIX в. сложилась существующая и поныне система дошкольных учреждений Франции: материнские школы для детей от 2 до 6 лет, детские сады и детские классы (чаще всего смешанные). В настоящее время названия “материнские школы” и “детские сады” употребляются как синонимы.
Система дошкольного воспитания Франции испытывает огромные трудности в связи с недостатком помещений, бюджетных средств, перегрузки учреждений детьми.
Материнские школы и детские классы организуются и финансируются государством и муниципалитетами; их организация необязательна, однако требования трудящихся вынуждают городские власти обращаться в министерство образования и добиваться разрешения на открытие дошкольных учреждений. В министерстве имеется отдел по дошкольному воспитанию, возглавляемый главной инспектрисой. Руководство и контроль за работой дошкольных учреждений осуществляют инспекторы коммуны, имеющие специальное образование. Контроль за работой частных. дошкольных учреждений и многочисленных классов для малышей при частных школах осуществляют соответственно департаментские инспектрисы материнских школ и инспектрисы начальных школ. Санитарно-гигиенический контроль осуществляется министерством здравоохранения.
Программой материнских школ предписывается деление детей на две группы, в зависимости от возраста и умственного развития. Содержание работы составляет физическое воспитание (дыхательные, двигательные упражнения, часто сопровождающиеся пением), сенсорные упражнения, ручной труд, рисование, упражнения по развитию речи, всевозможные наблюдения, имеющие целью ознакомление детей с окружающим, с природой, формирование первоначальных нравственных представлений; детей так называемой первой группы и классов для малышей упражняют в чтении, письме, счете.
Дети старше 5 лет составляют особую переходную группу от детского сада к школе: в этих группах сохраняются методы работы, как в материнской школе, но одновременно ведутся занятия по программам, готовящим к школе.
Воспитателей материнских школ готовят в так называемых нормальных школах (педагогических институтах); они получают равную с учителями начальной школы подготовку и имеют право работать и в тех, и в других учреждениях. В настоящее время в дошкольных учреждениях Франции нет воспитателей, не имеющих специального образования.
ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Зарождение славянского воспитания принято относить к периоду Киевской Руси - первого государства восточных славян. Тогда начала складываться национальная система воспитания. Славянское воспитание изменялось, развиваясь с течением времени, но сохраняло при этом самобытные черты.
Факторы, определившие своеобразие славянского воспитания:
1. природа
2. этнос
3. религиозные воззрения
4. уклад семейной жизни
5. общественный быт
6. трудовая деятельность.
Природа.
Территория древнерусского государства - это бесконечная Восточно-Европейская равнина с небольшими возвышенностями и обширными низменностями, с разными почвенно-растительными зонами. Мягкость, скромность тонов и красок в природе. Лес, степь, река - основные природные объекты, которые влияли на быт, хозяйство, культуру и политический строй в Древней Руси.
Лес значил для человека много: материал для жилища, для отопления, для освещения, для изготовления обуви, одежды и домашней утвари, источник питания, убежище от врагов. Лес приносил и неудобства: трудно прокладывать дороги, обитали хищные звери, опасные для человека и домашнего скота, засорял поля для выращивания с/х растений.
Степь способствовала развитию земледелия и скотоводства, ее соседство с морями позволяло установить торговые связи с другими странами. Но в степи было трудно укрыться от врагов.
Река помогала ориентироваться в пространстве, кормила, поила, служила летней и зимней дорогой для торговцев.
Климат - ветры, резкие колебания температур зимой и летом, короткое лето и долгая зима/ тоже определяли деятельность человека: подгоняли крестьянина, заставляли выполнять работу быстро, в определенный срок. Зимой жизнь людей была размеренной, пассивной, а летом - бурной, интенсивной.
Природа влияла на формирование черт характера славян: трудолюбие, свободолюбие, предприимчивость, стремление к совместной, артельной деятельности. Природа влияла непосредственно на самого ребенка: учили его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Ребенок знакомился с законами природы, испытывал положительные чувства и эмоции от общения с природой, приобщался к труду в природе.
Таким образом, жизнедеятельность человека зависели от условий обитания. А условия обитания оказывали огромное влияние на формирование личности.
2. Этнос.
На территории России проживало много национальностей. Быт и культура народов были во многом похожи, но имели своеобразие. Перенимались у соседних народностей и способы воспитания. Славяне были подавляющим большинством на территории Евразии. Поэтому культура и воспитание называется славянскими. Главной отличительной особенностью славянского этноса была терпимость (между народами не существовало межнациональной вражды).
Религиозные воззрения.
Древней религией славян являлось язычество - религия, основанная на поклонении многим богам и обожествлении сил природы /вода, огонь, земля, ветер/, животных, растений и деревьев. Существовали имена богов: Перун - бог грозы, Белее - покровитель скота, Мокошь - богиня плодородия, Даждьбог - бог солнца и предок русичей. Существовали и менее почитаемые божества - Ярила, Купала, Коляда, Чур, Див, Лада, Существовали и покровители злых сил - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Морской, Водяной цари.
Детей знакомили с божествами через сказки и былины, обереги /вышивки на одежде, рисунки на посуде и другой утвари/. Дети приобщались к старинным праздникам, прославлявшим богов. Образ отрицательных духов был средством воспитания детей /ими запугивали детей/. С раннего возраста детей учили изготавливать своими руками обереги. Существовали правила поведения, которые объяснялись с языческой точки зрения.Например, стоя на земле, нельзя говорить о ней плохого слова; ранней весной нельзя бить по земле палкой; при встрече со взрослыми надо кланяться до земли и достать до нее рукой.
Таким образом, религиозные воззрения оказали большое влияние на содержание воспитания славян.
Уклад семейной жизни.
Быт славянской семьи сформировался под влиянием природы. В суровых погодных условиях изба с низкими потолками и дверями - это основной тип жилища славян. В ней была одна общая комната, где занимались домашними работами, держали мелкий скот. Печь служила для отопления, приготовления пищи и сна. Для детей в избе не оставалось свободного уголка, кроме печи. На печи они спали, играли и наблюдали за жизнью взрослых. Скученность, теснота, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникал свежий воздух и свет - все это влияло на здоровье детей. Поэтому у древних славян велика была детская смертность. Данный фактобъясняет, почему издревле в славянской семье было много детей (от 3 до 15 и более).
Семья оказывала большое влияние на воспитание детей. Существовали, в основном, большие семьи, где вместе жили несколько поколений. Управлял семьей мужчина - большак, он собирал семейный совет, на котором присутствовали дети. Совет решал важные хозяйственные дела, женитьба сыновей и др. Старших в семье беспрекословно слушались все: от мала до велика. К мужчинамбыло особое отношение в доме: они имели свою половину в доме, занимали за обеденным столом лучшие места (под образами, в красном углу), ели в первую очередь и самые вкусные куски пищи. Особым уважением пользовалась мать - хозяйка семьи (муж - голова, жена душа семьи). К ней хозяин и другие члены семьи обращались по имени-отчеству, в старости дети обязаны были за ней ухаживать. В семье дети осваивали свои будущие обязанности. Девочка перенимала у матери стиль поведения, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, готовилась к материнству и замужеству /нянчила младших сестер и братьев, готовила приданое/. Мальчик рано включался в трудовую деятельность и тоже учился взаимоотношениям в семье.
Особым образом строились взаимоотношения взрослых и детей в семье: у славян редко внешне проявлялись эмоции между супругами, но к детям часто применялась ласка. Наказания применялись крайне редко, мера наказания зависела от возраста ребенка (пока маленький - пугали, в более старшем возрасте - упреки, отчитывание, порка). Существовали и другие особенности применения наказаний у славян: наказание всегда сменялось прощением, в крестьянской семье никогда не наказывали трудом, так как он всегда связывался с радостью.
Большое воспитательное влияние оказывали семейные обряды, которые передавались из поколения в поколение и формировали привязанность к родительскому дому. Обряды, связанные с рождением детей и первым годом жизни ребенка подчеркивали важность воспитания ребенка с рождения. Обряд свадьбы учил молодых азам семейной жизни. Совместные хозяйственные работы по дому формировали чувство сплоченности, духовного и физического единства членов семьи.
Своеобразный характер отношений между родителями (прежде всего матери) и детьми лёг в основу детской возрастной периодизации в славянской педагогике:
возрастные рамки периода
| как называли ребенка в этот период
| характер отношений между родителями и ребенком
| От 0 до 3 лет
| «дитя»
| Физическая связь с матерью.
| От 3 до 6 лет
| «молодой»
| Участие в женских хозяйственных работах
| От 6 до 12 лет
| «чадо»
| Участие в женских и мужских хозяйственных работах.
| От 12 до 15 лет
| «отрок»
| Обучение через ученичество. Самостоятельное выполнение основных видов хозяйственных работ.
| Таким образом, уклад семейной жизни являлся естественной воспитательной средой для ребенка и формировал многие личностные качества.
Общественный быт.
Оказывала влияние на ребенка социальная среда: соседи, община. Община - руководящий орган селения. На ее сходах /мирах/ решались вопросы хозяйственные, судебные, бытовые, разрешались внутрисемейные конфликты, назначались опекуны над сиротами и одинокими стариками, устанавливали законы жизни в общине. На сходе присутствовали дети. Так дети получали уроки милосердия, видели на практике, как нужно вести себя.
Существовали добрые соседские отношения: они помогали в тяжелую минуту /заболела соседка - мать посылает дочь, чтобы та принесла еду, истопила печь и прибрала в избе/. Двери в селах не запирались на замки и запоры, так как редкими были случаи воровства. Если же такое случалось, вся община искала вора и устраивала самосуд.
Община была ответственна за воспитание детей: любой ребенок в деревне находился под приглядом любого взрослого, оказавшегося рядом. Любой старший, остановив расшалившегося подростка, спрашивал его: «Ты чей будешь?». А так как в деревне все были известны друг другу, этот вопрос останавливал мальчишку, он понимал, что своим поведением вредит репутации семьи.
Таким образом, под влиянием семейного и общественного быта закладывались основы человеческой личности, развивались нравственные установки, складывалась система взаимоотношений, формировался взгляд на мир.
Трудовая деятельность.
С раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу. Ребенка не заставляли трудиться, а заинтересовывали делом. Главный стимул - желание ребенка подражать взрослым, пример взрослых. Трудовые обязанности ребенка постепенно усложнялись. В 4-5 лет девочка помогала сматывать нитки, кормить кур, мальчик подавал лыко отцу, гонял скотину, учился ездить верхом. В 6-7 лет ребенок загонял скотину во двор, приносил дрова в избу, девочки нянчили малышей, мыли посуду, носили воду. В 7-8 лет мальчик помогал отцу на пашне, управлялся с лошадью, заготавливал дрова, ходил на охоту, рыбачил. У детей были маленькие орудия труда, по силам ребенка. В 10-13 лет подросток пахал, в 14-16 лет косил, работал топором, плел лапти, лукошки. Девочка в 9-10лет работала серпом, полола грядки. В 10-12 лет - доила корову, месила тесто, стирала, шила, вязала. В 14 лет - жала хлеб, косила траву, заканчивала готовить приданое. Взрослость наступала с момента, когда девушка заканчивала готовить приданое, а юноша умел пахать и сеять.
Включаясь в труд вначале добровольно, а позже и по необходимости в различные дела, ребенок воспринимал свою работу как естественное и необходимое занятие. Терпение, умение переносить тяготы, радоваться трудовым успехам - это качества, которые формировались в труде. Этому способствовали трудовые праздники - по поводу окончания сева, жатвы, сенокос. На них пели песни, посвященные труду. В этих песнях рассказывался весь трудовой процесс /«А мы просо сеяли...»/. Водили хороводы, игры, в процессе которых люди общались, молодежь знакомилась друг с другом. Часто некоторые виды труда сопровождались песнями, разговорами. Это посиделки, вечёрки. Люди собирались в одной избе, пряли, плели лапти, вили веревки. Это тоже форма общения молодежи, когда молодые знакомились, юноши высматривали работящих и умелых невест, перенимали трудовой опыт. Так утомительная работа превращалась в праздник.
Вывод: Под влиянием различных факторов формировалось национальное славянское воспитание, которое имело самобытные черты:
• воспитание детей осуществлялось в процессе совместного труда;
• велика была роль семьи и общины в воспитании детей;
• природа оказывала огромное влияние на формирование личности человека;
• религиозные воззрения определяли цель и содержание воспитания;
• в славянском воспитании существовали особые средства воспитания.
|
|