Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В КИЕВСКОМ

И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВАХ

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказках: “это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X в. князьями официальная государственная религия — христианство — способствовала этому.

В X в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.



Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло”.

Появление христианства на Руси (988 г.) значительно способствовало развитию славянской культуры, в том числе и образования. Характерной чертой этого периода является влияние на образование Церкви и православного мировоззрения. Отсюда цель образования – «уразуметь церковные службы и приблизиться к Богу».

Источники педагогической мысли
  1. Библия
  2. Сочинения богословов
  3. Жития святых
  4. Культурно-просветительские сборники
  5. Поучения, наставления
  6. Учебные книги
  7. Устное народное творчество
Типы обучения
  1. Церковные школы
  2. Обучение «мастерами грамоты»
  3. Начётчество по апокрифической литературе
  4. Братские школы
  5. Академии

Теоретической основой содержания образования в России в этот период стала Библия(основой свод православных канонов). Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет обосновывает патриархальные (славянские) устои семьи, где хозяин – глава, ему подчиняется вся семья. Ветхий завет предписывал с детьми обходиться сурово («лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя; не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами») Новый Завет заложил основы новых принципов воспитания, основанных на гуманизме, смирении и терпении. Впервые в истории отечественного образования ребенок стал равноправным членом семьи, обладающий не только обязанностями, но и правами личности.

Педагогические идеи излагались в сочинениях ученых - богословов того времени. Так Иоанн Златоуст (византийский церковный деятель, автор многих богословских трудов и песнопений) отводит решающую роль воспитанию в становлении личности («не от естества приходит людям зло, но своею волею злы бываем»). Следовательно, родители должны заниматься воспитанием ребенка, от этого зависит его будущее («родить детей – дело природы, но воспитать их в добродетели – дело ума и воли»). Цель воспитания по Златоусту – сделать детей благочестивыми, добродетельными. Главные средства воспитания – суровость в бытовой жизни, монашество в духовной жизни. Содержание обучения: церковные книги. Светские науки и искусство, по мнению Златоуста, не важны, так как они отвлекают человека от небесной, духовной истины. Считал необходимым телесные наказания, авторитарные методы воспитания, которые рождают в ребенке страх («юность подобна зверю неукротимому, коню необузданному, и ее необходимо обуздать. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому что приятное и есть вредное»).

В 11 – 12 веках появились руководства для родителей по семейному воспитанию – «поучения». Их создавали священнослужители, образованные светские люди. Это были первые методические пособия по воспитанию детей. Наиболее известным среди них стало «Поучение Владимира Мономаха детям», которое написано в 13 веке князем киевским, военачальником, книголюбом. Умный государственный деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в проповедях священников.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха” детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение...” является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Возникновение новых идей в области образования связано с именем Максима Грека, который в 16 веке был приглашен в Россию для описи греческих рукописей. Он был образованным для того времени человеком и осудил недостатки религиозного воспитания. Доказывал, что нужны светские науки – поэтика, риторика, философия.

Под влиянием воззрений Максима Грека в 16 веке появляется уникальное собрание «Домострой» - свод житейских правил и наставлений. Написан он попом Сильвестром и имел 3 части: назидания о религиозной жизни, о семейных отношениях, об устройстве дома. В «Домострое», в отличие от сочинений богословов, простым и понятным языком освещались все вопросы земной жизни человека, в том числе и вопросы воспитания. Рекомендации родителям по воспитанию были основаны на гуманных любящих отношениях с детьми. Однако, по-прежнему, «Домострой» рекомендовал использовать телесные наказания в качестве метода воспитания. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В “Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием “Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любя же сына своего, учащай ему раны...”,— писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.

Учебные книги. Первоначально детей обучали по рукописям, написанным монахами. Эти книги значительно тормозили процесс обучения, так как их было мало, читать их было трудно, и содержание их не предназначалось для первоначального обучения (текст Библии).

Развитие науки, увеличение количества образованных людей, организация типографий благоприятно отразились на выпуске учебной литературы. Ее стало больше, и она стала разнообразнее. Относительно большими тиражами выходили азбуки, буквари, азбуковники и другие учебные и детские книги для школ и домашнего. обучения. Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся в то время букварь Василия Бурцева. Он начинался с азбуки, в которой были буквы и склады, числа, образцы спряжений и склонений. Затем следовала азбука толковая, в которой содержались нравоучительные изречения, заповеди, притчи, т. е. рассказы из священного писания, а также различные назидания. В некоторых азбуках помещались поговорки, пословицы, вопросы и ответы, формы деловых бумаг. Для обучения и домашнего детского чтения издавались также так называемые потешные листы и книги. Это были картинки из географии, истории, изображающие природные явления, бытовые эпизоды, занятия жителей различных стран.

С началом книгопечатания учебные книги стали более доступными, удобными для пользования. Они значительно облегчили процесс обучения. Первой печатной учебной книгой в России считается «Азбука» Ивана Федорова, которая появилась на свет в 1574 году. Она стала образцом печатной светской книги.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила “благонравия — “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

В конце 17 века появились два букваря Кариона Истомина. Они состояли из множества рисунков, изображающих буквы. Существовали учебные книги для богатых – «потешные». Отличались они тем, что состояли их одних картинок с подписями, были украшении золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями.

Недостатком церковно-религиозной педагогической мысли раннего средневековья является то, что

  • в наставлениях по воспитанию излишнее внимание уделялось внешней стороне православия, а именно знакомству с обрядами (как поститься, как ходить в церковь, как молиться, как креститься и т.д.)
  • педагогическая литература содержала, в основном, библейские сюжеты, далёкие от реальной практики воспитания
  • источники православной педагогической мысли предназначались для взрослых и были написаны трудным для понимания языком
  • патриархальные принципы воспитания унижали личность ребенка, недооценивали ценность периода детства.

 

С 10 до 18 века в России существовали следующие типы обучения:

  1. Церковные школы
  2. Обучение «мастерами грамоты».
  3. Начётчество по апокрифической литературе.
  4. Братские школы.
  5. Академии.

Церковные школы. Владимир и Ярослав (киевские князья, первые принявшие христианскую веру) строили в городах церкви, собирали в них детей и приглашали византийских священников для обучения. К сожалению, византийские учителя говорили на чужом языке, учили по греческим книгам. Процесс обучения шел медленно и трудно. Требовалась система обучения на родном языке.

Кирилл и Мефодий (византийские ученые, философы, братья) создали славянские буквы. Для создания алфавита были частично заимствованы греческие буквы. Славянская азбука пришла на Русь в конце 9 века. С появлением славянской письменности существенно изменилось содержание и типы обучения.

В России существовало много видов церковных школ: общинные, приходские, семейные. Долгие годы центрами образования были монастыри. Монахи были самыми образованными людьми в стране, а в монастырских библиотеках сосредотачивались все книги. В церковных школах учили читать и писать на славянском языке. Применялись догматические, авторитарные методы обучения. Чтению учились по азбукам и букварям. Славянские буквы по начертанию были сложнее русских. Кроме того, произношение звука было сложным для запоминания (буква «А» произносилась как «аз», «Б» - буки, «В» - «веди», «Г» - «глагол», «Д» - «добро» и т.д.). Способ обучения чтению (буквослагательный) был сложным и неудобным. Учебные книги долгое время были рукописными, слова писались слитно, не было орфографии. Все эти особенности затрудняли процесс овладения грамотой.

В церковных школах по-прежнему применялись физические наказания нерадивых учеников. В каждой школе имелся целый арсенал орудий: розги черемуховые и березовые, двухлетние, плети, ремни, жезлы, школьная скамья для наказаний.

Со второй половины 16 века в церковных школах стали обучать светской науке грамматике. Основным учебником был «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а позднее «Грамматика» М.В. Ломоносова. Появились и другие светские науки – математика, риторика, латинский и греческий языки.

В 17 веке школы стали благоустраиваться. Если раньше помещение, где учились дети, было неприспособленным, то теперь в них появились ученические столы, доска, при школах открылись общежития.

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.

Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.

В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся. «Мастера грамоты» обучали основную массу населения и существовали до 19 века. Обучали они плохо, некачественно («как отойдет человек от мастера, то ничего не умеет, только по книге бредет»). Поэтому в народе пошел слух, что чтение не для простого человека. Образование – дело ненужное, а иногда и вредное. С тех пор, просвещение среди простого народа шло медленно.

Своеобразный тип обучения – начётчество. Апокрифическая литература – сочинения, дополняющие Библию (жития святых, поучения богословов и др.). Самостоятельное чтение такой литературы называлось начётчеством, то есть начитыванием. Вся эта литература носила религиозный характер и не давала знаний об окружающем мире, реальной жизни.

Во время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими ханами западные и юго-западные русские княжества находились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко угнетали белорусов и украинцев, старались насильственно ополячить их и обратить в католичество, неистово преследовали православие. Эти попытки культурного и национального порабощения встречали резкий отпор украинцев и белорусов, которые в целях борьбы против полонизации и католической церкви создавали особые религиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польским католическим школам братские школы, которые работали на основе уставов, называемых также “Порядок школьный”.

В уставах говорилось о том, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками в зависимости от богатства или общественного положения: для него и богатый, и бедный, и сирота, и нищий—все должны быть равными. Учителю рекомендовалось также относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их “не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо”.

В братских школах был высокий уровень организации учебной работы, применялась продуманная методика задавания на дом уроков, учитель в школе и родители дома уделяли много внимания проверке знаний учащихся, а также повторению пройденного. В школе было не индивидуальное, а групповое обучение учащихся одинакового уровня знаний. В братских школах Украины и Белоруссии зародилась и практически складывалась классно-урочная система.

В братских школах изучали церковный Устав, чтение, церковное пение, греческий, славянский, русский, латинский языки, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Отличались эти школы применением активных методов обучения: разыгрывание диалогов, сценок на библейские сюжеты. Доступ в братские школы был свободным для всех членов братства независимо от социального и материального положения. В братских школах предъявлялись высокие требования к учителям: учитель должен изучать способности учеников и в соответствии с ними строить обучение, должен вести примерный образ жизни.

Братские школы отличались строгой дисциплиной. При поступлении в школу родители и учителя заключали договор при свидетелях, в котором оговаривались правила поведения ученика в школе. Нельзя было пропускать занятия, ходить и разговаривать во время урока. За порядком в школе следили дежурные из числа учеников, которых назначали каждую неделю. Наказания применялись разумно и с воспитательными целями.

Все учащиеся делились в соответствии с уровнем способностей на 3 группы:

1. обучающиеся распознавать буквы и складывать

2. читающие и выучивающие наизусть разные уроки

3. умеющие объяснять прочитанное, рассуждать и понимать.

В братских школах использовались домашние задания, по субботам проходили уроки повторения материала за неделю. Руководство школой осуществлялось двумя депутатами, избранными братством.

Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.

Первой академией стала Киево-Могилянская (1633 г.) Основатель – Петр Могила. Обучение велось на латинском языке. Срок обучения – 8 лет. Содержание обучения включало овладение элементарными навыками письма и чтения, а также изучение светских и религиозных наук. Методы обучения были такими же, как в братских школах.

В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. — активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры. Среди учеников академии стали известные дворянские семьи: князья Оболенские, Голицыны, Долгорукие.

В ней было 2 класса: богословский, философский. Преподавание велось на латинском, славянском и греческом языке. Изучали греческую историю, философию, медицину, математику и европейские языки. В академию принимались дети с 12 до 20 лет. Срок обучения был неограниченным, в зависимости от успехов ученика (от 7 до 10 лет). Были случаи исключения из академии за провинность и неуспеваемость. Существовал специальный ритуал, связанный с исключением – в присутствии всех учащихся академии нерадивого ученика гнали до ворот мётлами.

Таким образом, развитию образования в России с 10 до 18 века способствовало введение христианства на Руси, появление письменности и книгопечатания:

  • появление педагогической литературы
  • появление печатных учебных книг
  • возникновение различных типов обучения
  • качественные изменения в содержании и методах образования

Образование в период церковно-религиозной педагогики развивалось медленно, так как, в основном, сохранялись патриархальные, авторитарные принципы воспитания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.