Обратная связь
|
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В КИЕВСКОМ И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВАХ
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказках: “это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.
В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X в. князьями официальная государственная религия — христианство — способствовала этому.
В X в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.
Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло”.
Появление христианства на Руси (988 г.) значительно способствовало развитию славянской культуры, в том числе и образования. Характерной чертой этого периода является влияние на образование Церкви и православного мировоззрения. Отсюда цель образования – «уразуметь церковные службы и приблизиться к Богу».
Источники педагогической мысли
- Библия
- Сочинения богословов
- Жития святых
- Культурно-просветительские сборники
- Поучения, наставления
- Учебные книги
- Устное народное творчество
| Типы обучения
- Церковные школы
- Обучение «мастерами грамоты»
- Начётчество по апокрифической литературе
- Братские школы
- Академии
| Теоретической основой содержания образования в России в этот период стала Библия(основой свод православных канонов). Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет обосновывает патриархальные (славянские) устои семьи, где хозяин – глава, ему подчиняется вся семья. Ветхий завет предписывал с детьми обходиться сурово («лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя; не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами») Новый Завет заложил основы новых принципов воспитания, основанных на гуманизме, смирении и терпении. Впервые в истории отечественного образования ребенок стал равноправным членом семьи, обладающий не только обязанностями, но и правами личности.
Педагогические идеи излагались в сочинениях ученых - богословов того времени. Так Иоанн Златоуст (византийский церковный деятель, автор многих богословских трудов и песнопений) отводит решающую роль воспитанию в становлении личности («не от естества приходит людям зло, но своею волею злы бываем»). Следовательно, родители должны заниматься воспитанием ребенка, от этого зависит его будущее («родить детей – дело природы, но воспитать их в добродетели – дело ума и воли»). Цель воспитания по Златоусту – сделать детей благочестивыми, добродетельными. Главные средства воспитания – суровость в бытовой жизни, монашество в духовной жизни. Содержание обучения: церковные книги. Светские науки и искусство, по мнению Златоуста, не важны, так как они отвлекают человека от небесной, духовной истины. Считал необходимым телесные наказания, авторитарные методы воспитания, которые рождают в ребенке страх («юность подобна зверю неукротимому, коню необузданному, и ее необходимо обуздать. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому что приятное и есть вредное»).
В 11 – 12 веках появились руководства для родителей по семейному воспитанию – «поучения». Их создавали священнослужители, образованные светские люди. Это были первые методические пособия по воспитанию детей. Наиболее известным среди них стало «Поучение Владимира Мономаха детям», которое написано в 13 веке князем киевским, военачальником, книголюбом. Умный государственный деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.
Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.
Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в проповедях священников.
Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха” детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение...” является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.
Возникновение новых идей в области образования связано с именем Максима Грека, который в 16 веке был приглашен в Россию для описи греческих рукописей. Он был образованным для того времени человеком и осудил недостатки религиозного воспитания. Доказывал, что нужны светские науки – поэтика, риторика, философия.
Под влиянием воззрений Максима Грека в 16 веке появляется уникальное собрание «Домострой» - свод житейских правил и наставлений. Написан он попом Сильвестром и имел 3 части: назидания о религиозной жизни, о семейных отношениях, об устройстве дома. В «Домострое», в отличие от сочинений богословов, простым и понятным языком освещались все вопросы земной жизни человека, в том числе и вопросы воспитания. Рекомендации родителям по воспитанию были основаны на гуманных любящих отношениях с детьми. Однако, по-прежнему, «Домострой» рекомендовал использовать телесные наказания в качестве метода воспитания. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В “Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием “Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любя же сына своего, учащай ему раны...”,— писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.
Учебные книги. Первоначально детей обучали по рукописям, написанным монахами. Эти книги значительно тормозили процесс обучения, так как их было мало, читать их было трудно, и содержание их не предназначалось для первоначального обучения (текст Библии).
Развитие науки, увеличение количества образованных людей, организация типографий благоприятно отразились на выпуске учебной литературы. Ее стало больше, и она стала разнообразнее. Относительно большими тиражами выходили азбуки, буквари, азбуковники и другие учебные и детские книги для школ и домашнего. обучения. Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся в то время букварь Василия Бурцева. Он начинался с азбуки, в которой были буквы и склады, числа, образцы спряжений и склонений. Затем следовала азбука толковая, в которой содержались нравоучительные изречения, заповеди, притчи, т. е. рассказы из священного писания, а также различные назидания. В некоторых азбуках помещались поговорки, пословицы, вопросы и ответы, формы деловых бумаг. Для обучения и домашнего детского чтения издавались также так называемые потешные листы и книги. Это были картинки из географии, истории, изображающие природные явления, бытовые эпизоды, занятия жителей различных стран.
С началом книгопечатания учебные книги стали более доступными, удобными для пользования. Они значительно облегчили процесс обучения. Первой печатной учебной книгой в России считается «Азбука» Ивана Федорова, которая появилась на свет в 1574 году. Она стала образцом печатной светской книги.
Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила “благонравия — “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.
Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.
В конце 17 века появились два букваря Кариона Истомина. Они состояли из множества рисунков, изображающих буквы. Существовали учебные книги для богатых – «потешные». Отличались они тем, что состояли их одних картинок с подписями, были украшении золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями.
Недостатком церковно-религиозной педагогической мысли раннего средневековья является то, что
- в наставлениях по воспитанию излишнее внимание уделялось внешней стороне православия, а именно знакомству с обрядами (как поститься, как ходить в церковь, как молиться, как креститься и т.д.)
- педагогическая литература содержала, в основном, библейские сюжеты, далёкие от реальной практики воспитания
- источники православной педагогической мысли предназначались для взрослых и были написаны трудным для понимания языком
- патриархальные принципы воспитания унижали личность ребенка, недооценивали ценность периода детства.
С 10 до 18 века в России существовали следующие типы обучения:
- Церковные школы
- Обучение «мастерами грамоты».
- Начётчество по апокрифической литературе.
- Братские школы.
- Академии.
Церковные школы. Владимир и Ярослав (киевские князья, первые принявшие христианскую веру) строили в городах церкви, собирали в них детей и приглашали византийских священников для обучения. К сожалению, византийские учителя говорили на чужом языке, учили по греческим книгам. Процесс обучения шел медленно и трудно. Требовалась система обучения на родном языке.
Кирилл и Мефодий (византийские ученые, философы, братья) создали славянские буквы. Для создания алфавита были частично заимствованы греческие буквы. Славянская азбука пришла на Русь в конце 9 века. С появлением славянской письменности существенно изменилось содержание и типы обучения.
В России существовало много видов церковных школ: общинные, приходские, семейные. Долгие годы центрами образования были монастыри. Монахи были самыми образованными людьми в стране, а в монастырских библиотеках сосредотачивались все книги. В церковных школах учили читать и писать на славянском языке. Применялись догматические, авторитарные методы обучения. Чтению учились по азбукам и букварям. Славянские буквы по начертанию были сложнее русских. Кроме того, произношение звука было сложным для запоминания (буква «А» произносилась как «аз», «Б» - буки, «В» - «веди», «Г» - «глагол», «Д» - «добро» и т.д.). Способ обучения чтению (буквослагательный) был сложным и неудобным. Учебные книги долгое время были рукописными, слова писались слитно, не было орфографии. Все эти особенности затрудняли процесс овладения грамотой.
В церковных школах по-прежнему применялись физические наказания нерадивых учеников. В каждой школе имелся целый арсенал орудий: розги черемуховые и березовые, двухлетние, плети, ремни, жезлы, школьная скамья для наказаний.
Со второй половины 16 века в церковных школах стали обучать светской науке грамматике. Основным учебником был «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а позднее «Грамматика» М.В. Ломоносова. Появились и другие светские науки – математика, риторика, латинский и греческий языки.
В 17 веке школы стали благоустраиваться. Если раньше помещение, где учились дети, было неприспособленным, то теперь в них появились ученические столы, доска, при школах открылись общежития.
Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.
Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся. «Мастера грамоты» обучали основную массу населения и существовали до 19 века. Обучали они плохо, некачественно («как отойдет человек от мастера, то ничего не умеет, только по книге бредет»). Поэтому в народе пошел слух, что чтение не для простого человека. Образование – дело ненужное, а иногда и вредное. С тех пор, просвещение среди простого народа шло медленно.
Своеобразный тип обучения – начётчество. Апокрифическая литература – сочинения, дополняющие Библию (жития святых, поучения богословов и др.). Самостоятельное чтение такой литературы называлось начётчеством, то есть начитыванием. Вся эта литература носила религиозный характер и не давала знаний об окружающем мире, реальной жизни.
Во время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими ханами западные и юго-западные русские княжества находились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко угнетали белорусов и украинцев, старались насильственно ополячить их и обратить в католичество, неистово преследовали православие. Эти попытки культурного и национального порабощения встречали резкий отпор украинцев и белорусов, которые в целях борьбы против полонизации и католической церкви создавали особые религиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польским католическим школам братские школы, которые работали на основе уставов, называемых также “Порядок школьный”.
В уставах говорилось о том, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками в зависимости от богатства или общественного положения: для него и богатый, и бедный, и сирота, и нищий—все должны быть равными. Учителю рекомендовалось также относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их “не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо”.
В братских школах был высокий уровень организации учебной работы, применялась продуманная методика задавания на дом уроков, учитель в школе и родители дома уделяли много внимания проверке знаний учащихся, а также повторению пройденного. В школе было не индивидуальное, а групповое обучение учащихся одинакового уровня знаний. В братских школах Украины и Белоруссии зародилась и практически складывалась классно-урочная система.
В братских школах изучали церковный Устав, чтение, церковное пение, греческий, славянский, русский, латинский языки, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Отличались эти школы применением активных методов обучения: разыгрывание диалогов, сценок на библейские сюжеты. Доступ в братские школы был свободным для всех членов братства независимо от социального и материального положения. В братских школах предъявлялись высокие требования к учителям: учитель должен изучать способности учеников и в соответствии с ними строить обучение, должен вести примерный образ жизни.
Братские школы отличались строгой дисциплиной. При поступлении в школу родители и учителя заключали договор при свидетелях, в котором оговаривались правила поведения ученика в школе. Нельзя было пропускать занятия, ходить и разговаривать во время урока. За порядком в школе следили дежурные из числа учеников, которых назначали каждую неделю. Наказания применялись разумно и с воспитательными целями.
Все учащиеся делились в соответствии с уровнем способностей на 3 группы:
1. обучающиеся распознавать буквы и складывать
2. читающие и выучивающие наизусть разные уроки
3. умеющие объяснять прочитанное, рассуждать и понимать.
В братских школах использовались домашние задания, по субботам проходили уроки повторения материала за неделю. Руководство школой осуществлялось двумя депутатами, избранными братством.
Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.
Первой академией стала Киево-Могилянская (1633 г.) Основатель – Петр Могила. Обучение велось на латинском языке. Срок обучения – 8 лет. Содержание обучения включало овладение элементарными навыками письма и чтения, а также изучение светских и религиозных наук. Методы обучения были такими же, как в братских школах.
В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. — активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры. Среди учеников академии стали известные дворянские семьи: князья Оболенские, Голицыны, Долгорукие.
В ней было 2 класса: богословский, философский. Преподавание велось на латинском, славянском и греческом языке. Изучали греческую историю, философию, медицину, математику и европейские языки. В академию принимались дети с 12 до 20 лет. Срок обучения был неограниченным, в зависимости от успехов ученика (от 7 до 10 лет). Были случаи исключения из академии за провинность и неуспеваемость. Существовал специальный ритуал, связанный с исключением – в присутствии всех учащихся академии нерадивого ученика гнали до ворот мётлами.
Таким образом, развитию образования в России с 10 до 18 века способствовало введение христианства на Руси, появление письменности и книгопечатания:
- появление педагогической литературы
- появление печатных учебных книг
- возникновение различных типов обучения
- качественные изменения в содержании и методах образования
Образование в период церковно-религиозной педагогики развивалось медленно, так как, в основном, сохранялись патриархальные, авторитарные принципы воспитания.
|
|