Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА РОССИИ В 18 ВЕКЕ

Период развития образования в России с 18 до второй половины 19 века принято называть государствен­ной педагогикой. Отсюда главная отличительная черта этого периода - это влияние госу­дарственной власти на развитие педагогики и образования. В развитии образовательных учреждений в этот период наблюдается 4 этапа:

• первая четверть 18 века - создание первых светских школ, Академии наук, университета и гимназии при ней.

• 1730-1765 г.г. - возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведе­-
ний, формирование системы дворянского образования.

• 1766-1782 г.г. - осознание необходимости государственной системы народного об-­
разования.

• 1782-1786 г.г. - школьная реформа, первая попытка создания государственной сис­-
темы народного образования.

18 век - век Петра Великого. Прорыв России к Европе. Укрепление государственного устройства, утверждение абсолютной монархии. Строительство заводов, фабрик, городов, развитие промышленности, внутренней и внешней торговли. Усиление армии и создание флота. Война против Швеции и Турции. Общество испытывало острую потребность в об­разованных специалистах - офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, уче­ных, государственных служащих, учителях. Влияние церкви на образование ослабло.

Изменилась цель образования:формирование человека образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего в то же время национальные традиции, готового на подвиг ради Отечества. Сформировался новый идеал человека /сравнить с идеалом че­ловека в период церковно-религиозной педагогики - человек благочестивый и доброде­тельный/. Поэтому 18 век вошел в историю под названием век Просвещения.



В 1701 году в Москве появились школы нового типа - светские школы:Пушкарская /артиллерийская/ и Навигацкая /школа математических и навигацких наук/. Задача - под­готовка чиновников для государевой службы.

Навигацкая школабыла первой реальной школой в Европе. Она находилась в Суха­ревской башне /самое высокое в то время в Москве здание/. Главная задача школы: «мо­реходных хитроство наук учение». При ней были созданы подготовительные классы «русская школа» /чтение, письмо/ и «цифирная школа» /счет, арифметика/. В Навигацкой школе изучали математику, специальные мореходные науки. Выпускники направлялись за границу /на практику/. Добровольно в нее поступали разночинцы - дети церковнослужи­телей, посадских, солдат. По принуждению - дети дворян /недоросли/. Детей крепостных крестьян не брали. Дворянские дети не хотели учиться. А после смерти Петра 1 учились только дети беднейших дворян. Это связано с тем, что по окончании Навигацкой школы нельзя было занимать высокие должности, обязательно нужно было продолжать учение за границей. Поэтому недорослей обучали в строгости: наказания - отправка на галерные работы, битье батогами, денежный штраф. Бежавших ловили и возвращали под караулом. «Дядька» бил учеников хлыстом. Ежегодно проходили смотры дворянских недорослей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. Основной метод - заучивание наизусть учебников. Однако среди выпускников Навигацкой школы были адмирал Голо­вин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметев, Кириллов, первые учителя для школ. В 1715 году на базе Навигацкой школы основали Морскую академию и перевели ее в Санкт-Петербург.

В 1714 году созданы цифирные школы- общеобразовательные, общедоступные школы для всех сословий /кроме крепостных крестьян/. Были очень популярны, но суще­ствовали только при Петре 1. Для детей 10-15 лет. Задача - подготовка к государственной

светской и военной службе /низшие чины/, на заводах, верфях. Учебные предметы: грамо­та, арифметика, геометрия. Воспринимались как учебная повинность, так как была обяза­тельной /принимали силой и запрещали жениться, пока не закончил школу/. Для многих детей цифирные школы были далеко от дома, поэтому с 1716 года разрешили учиться до­ма. Так постепенно цифирные школы закрыли.

С 1707_года стали появляться профессиональные школы - горнозаводские, хирургиче­ская. Задача - подготовка квалифицированных специалистов. Учебные предметы - специ­альные науки и много других предметов - энциклопедичность /знания не глубокие, без системы/. Акцент на профессиональную подготовку, на общеобразовательные предметы отводилось мало времени. Методы обучения - жесткая дисциплина, принудительный ха­рактер обучения, приобщение к западноевропейской культуре, так как учителями были европейцы

1725 год - открытие в Санкт-Петербурге Академии наук.Задача: забота о развитии науки, подготовка ученых и образованных людей. При Академии существовала гимназия, университет. Это научное учреждение, но при нем учебные заведения, которые готовили к поступлению в университет и к карьере ученого. Гимназиясостояла из 2 отделений: не­мецкой школы /3 года/ и латинской школы /2 года/. Содержание - языки, словесность, ис­тория, география, математика, естествознание. Для детей из знатных семей. По окончании гимназии выпускники поступали в университет(с 1755 г.).Лекции в университете читали извест­ные академики на 3 факультетах: математика и физика, философия, история и право. Но преподавание велось на французском и латинском языках /так как учили иноземцы/, при­менялись физические наказания, научная деятельность велась слабо. «Вся польза, полу­ченная русским образованием от Академии за 20 лет ее существования состояла в сле­дующем: издавались календари, академические ведомости на латинском и русском язы­ках» /М. Манштейн/. В это же время созданы 2 академические гимназии: для дворян, для разночинцев. В ней готовили художников, артистов. Ими руководил М.В.Ломоносов. Позднее он руководил университетом. После его смерти университет перестал существо­вать.

В 1755 - 1812 годах при университете работала академическая гимназия.В ней обу­чались дети с 9 лет. Срок обучения - 8 лет. Учились по учебнику Коменского «Мир чув­ственных вещей в картинках». Изучались все светские науки. Отменили физические нака­зания. Студенты получали жалование из университетской казны, сами себя содержали. При университете был Благородный /платный/ пансион, где жили и учились студенты.

В 1779 году при Московском университете открылась первая учительская семина­рия.Задача: подготовка учителей для гимназий и пансионов. Содержание предметов было многочисленным

Таким образом, цель преобразований в области просвещения при Петре 1 - подготовка для государевой службы образованных чиновников. Содержание образования имело мно­го недостатков.

После Петра 1 ситуация в образовании изменилась. На смену пришли Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина 2 Великая. Петровские школы стали закрываться. Мечта Петра 1 о привитии дворянству «обучения гражданству и экономии» не осуществилась. В 1759 г. появились типы дворянского обучения - кадетские корпуса, «благородные» пансионы, воспитание гувернерами и домашними учителями.

Качество домашнего воспитания зависело от благосостояния родителей, от характера деятельности главы. Уникальный опыт домашнего образования детей имелся в дворян­ской усадьбе - культурном центре графа М.И.Воронцова.

При Анне Иоанновне оформилась своеобразная система дворянского воспитания.Детей дворян в 7 лет отправляли в Петербург на смотр, где определялось, какое образова­ние доступно для каждого ребенка. Ребенок в течение 5 лет получал элементарное образо­вание дома под руководством гувернера или домашних учителей. Второй смотр проходил в 12 лет. Подросток / «недоросль»/ должен был уметь читать и писать. Обучение направ­лено на подготовку к специальному образованию. Богатые семьи воспитывали «недорос­ля» дома, а менее зажиточные - в гимназиях. Дети до 16 лет дома или в школе изучали арифметику, геометрию, Закон Божий. В 16 лет проходил третий смотр в Сенате. Далее изучалась география, история, военное дело и другие профессиональные науки. Дворяне с неохотой учились, так как предметы были сложные, применялись физические наказания учителя были нерусские. Если кто-либо уклонялся от смотра /женили, отправляли за гра­ницу/, то необходимо было уплатить штраф. Получение образования дворянами было обя­зательным.

При Екатерине 2 Великой изменилась цель образования- формирование просвещен­ного человека, а не узкого специалиста /при Петре 1/. Духовные наставники Екатерины - Джон Локк, Ж.Ж.Руссо, Вольтер, Д.Дидро. В «Наказе императрицы Екатерины 2» говори­лось о том, что образование должно стать сословным. Большое внимание уделялось пра­вославному воспитанию. В Наказе высказана идея об изоляции ребенка от общества в пе­риод его обучения /для защиты от дурного влияния/. Так возникла система закрытых учебных заведений,в которых обучение велось различно в зависимости от сословия. Мальчики и девочки обучались отдельно, применялась жесткая дисциплина. В содержа­нии образования произошел поворот к прошлому: от светского образования к религиоз­ному. К таковым относились кадетские корпуса, «благородные» пансионы.Например, Смольный институт благородных девиц в Петербурге (1764 г.)

В 1786 году появились народные училища.Они создавались в губернских и уездных городах. Существовало 2 типа народных училищ:

• главные народные училища /5 лет обучения/;

• малые народные училища /2 года обучения/.

В них применялась классно-урочная система обучения. В малых народных училищах пре­подавались учебные предметы - чтение, письмо, арифметика, рисование, Священная ис­тория, катехизис. В главных - грамматика, всеобщая история, география, физика, механи­ка, геометрия. По окончании главного училища выпускники могли поступать в универси­тет. В процессе обучения запрещались телесные наказания, совместно обучались девочки и мальчики. Это был новый тип учебных заведений, предназначенный для разных сосло­вий. Достоинства: первая попытка создать учреждения с единым учебным планом, учеб­никами и методиками преподавания, применение передовой западноевропейской классно-урочной системы обучения, начало профессиональной подготовки учителей. Однако сре­ди недостатков народных училищ: механический перенос западноевропейской системы обучения без учета местных условий, недостаточное количество заведений, недоступность для крестьян и простого люда.

Таким образом, период государственной педагогики 18 века в России внес измене­ния в систему образования: появились светские профессиональные школы, сложилась уникальная система дворянского воспитания, система закрытых учреждений. Произошел переход к новому периоду в развитии отечественного образования – общественной педагогике через создание народных училищ. Возникли первые учительские семинарии. Постепенно общество приходило к осознанию необходимости создания государ­ственной общедоступной системы образования.

М. В. Ломоносов

Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765). Сын крестьянина-помора, он рано выучился грамоте. Как и все русские дети того времени, свое учение он начинал с “духовных книг”, а первыми светскими книгами, по которым учился юный Ломоносов, его “вратами учености были учебник грамматики Смотрицкого и арифметики Магницкого Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Выдающиеся способности огромное трудолюбие и быстрые успехи Ломоносова обращают на него внимание руководства Академии, и в 1736 г. он в числе 12 лучших учеников направляется в Петербург, а затем за границу для продолжения образования.

С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М. В. Ломоносова. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. Ломоносов заложил основы развития целого. о ряда наук в России. О его гениальной многогранности выразительно сказал А. С. Пушкин: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник”. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России. Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы — закона сохранения материи и движения.

Поразительная широта интересов и знаний, необыкновенная продуктивность этого русского колосса породили среди европейских ученых легенду о том, что в России одновременно существовали два Ломоносовых, и в ряде публикаций рекомендовалось не путать Ломоносова-химика с Ломоносовым-писателем. Объективным свидетельством признания европейскими учеными-современниками заслуг М. В. Ломоносова является факт избрания его почетным членом Шведской (1760 г.) и Болонской (1763 г.) академий, а по признанию французского ученого Н. Леклерка имя М. В. Ломоносова “составляет эпоху в летописи человеческого разума”.

Горячий поборник просвещения народа, Ломоносов вел активную борьбу с реакционерами, которые мешали развитию русской науки и подготовке научных отечественных кадров. Он требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ.

Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

М. В. Ломоносов заботился о поднятии благосостояния простого народа. Он считал, что богатство всего государства зависит от “сохранения и размножения российского народа”. Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на. запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать “повивальные бабьи съезды”, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг “с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями.

Во второй половине XVIII в. в России усилилась эксплуатация крестьян; вследствие политики правительства все большее количество людей становилось закрепощенным, хотя Екатерина II, правившая государством более 30 лет (1762—1796), лицемерно маскировала свои крепостнические действия и начала свое царствование с лживых обещаний улучшить государственные законы. Переписываясь с французскими просветителями, она ханжески предлагала им принять участие в разработке проектов организации народного образования. В тех же целях переустройства воспитательно-образовательных учреждений она привлекла к практической деятельности И. И. Бецкого (1704—1795), который много лет провел во Франции, где встречался с французскими просветителями, знакомился с работой госпиталей и различных филантропических учреждений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.