Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Inter-American Development Bank

http://www.iadb.org/intal/ingles/bdi/i-bdi.htm

Другие полезные интернет-источники:

Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)») - http://libertarium.ru/library

Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы - http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html

Институциональная экономика http://ie.boom.ru/1/index.htm

Журнал «Вопросы экономики» - http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html

Журнал «Экономика и математические методы» - http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm

Журнал «Проблемы теории и практики управления» - http://www.ptpu.ru

Economic Journal on the Web - http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm

Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов. http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html

Институт экономических проблем переходного периода - http://www.iet.ru

Центральный экономико-математический институт - http://www.cemi.rssi.ru

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации - http://wcer.park.ru

Центральный Банк Российской Федерации - http://www.cbr.ru

Московская межбанковская валютная биржа - http://www.micex.ru

Economists on the World Wide Web - http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww

Links in Economics - http://www.unizh.ch/sts/links/links.html

Nobel Prize in Economic Science Winners -

http://www.nobel.se/economics/laureates, http://www.almaz.com/nobel/economics

 

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение по дисциплине «Экономическая теория» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. Практические занятия по дисциплине предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.

Курс предполагает широкое использование интерактивных методов обучения. Для проведения практических занятий активно используются методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу.



При реализации дисциплины «Экономическая теория» используются следующие интерактивные формы проведения занятий:

- круглый стол (научная дискуссия);

- электронный портфолио (формирование ресурсной папки профессиональных материалов);

- метод проектов;

- работа в малых группах.

«Круглый стол» организуется следующим образом:

1) преподавателем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

2) вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности;

4) выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, учащиеся высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

«Научная дискуссия», как особая форма всестороннего обсуждения спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре, реализуется как коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, тренинг, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Разбор ситуации – это изложение гипотетической ситуации, которое используется для анализа и обсуждения. Этот метод стимулирует дискуссии и обсуждения в группах, совместные поиски новых путей работы. Метод используется для обсуждения различных проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все гражданские служащие, и развивает навыки коллективной работы над разрешением и преодолением трудностей.

Этапы процесса: описание конкретной ситуации, детальное ознакомление с ситуацией; формулирование проблемы, которую надо разрешить и вопросов для обсуждения, подготовка к обсуждению и поиск путей решения проблемы; изложение подготовленных предложений или вариантов ответов на вопросы; обсуждение предложенных вариантов решений; обобщение результатов занятий и подведение итогов.

Кейс-метод– это способ рассмотреть реальную экономическую (управленческую) ситуацию. Предполагает анализ информации в изучаемом объекте, постановку проблемы, поиск решений, составление (отбор) предлагаемых путей решения проблемы, формирование цели в виде программы (действий). Данный метод привязывает дискуссию к реальным фактам, с которыми участникам игры в той или иной мере доведется иметь дело на практике. Деловая игра позволяет аспирантам осмыслить механизм и средство решения актуальных проблем, попробовать себя в роли менеджера, руководителя, ответственного за принятие решений. Кейс- метод не ограничивается лишь совместным обсуждением проблемы в учебной аудитории, предполагает реализацию следующих шагов:

· индивидуальную подготовку участников к обсуждению конкретной ситуации (сбор информации) по обсуждаемой проблеме;

· предварительное неформальное обсуждение кейс-ситуации в активной группе однокурсников;

· кейс-обсуждение под руководством преподавателя;

· письменная контрольная работа с использованием кейса.

 

ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО ДОКЛАДА

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно — заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Научный доклад может быть подготовлен для выступления на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества (Неделе Науки) или в рамках проводимого в Финансовой академии круглого стола. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

I. Выбор темы научного доклада

II. Подбор материалов

III. Составление плана доклада. Работа над текстом

IV. Оформление материалов выступления

V. Подготовка к выступлению

 

При проведении практических занятий используются презентации.

Презентация– это передача информации в виде изложения различных материалов, методологических подходов с использованием информационных ресурсов. Формы презентации различны и могут варьироваться от обычного изложения материалов до некоторого вовлечения аудитории в процесс через вопросы и участие в дискуссии. Презентация наиболее часто используется в практической деятельности компаний и организаций.

Метод используется для наглядного представления какого-либо материала и для моделирования постепенного подхода к решению задачи. Может быть использован при проведении научной дискуссии, выступлении с докладом, проведении ролевых и деловых игр, защите проекта и т.п. Этапы процесса: определение содержания материала и цели презентации; составление примерного плана презентации; разработка системы наглядного материала, иллюстрирующего материал презентации; подведение итогов, изложение самых главных моментов представленного материала и его наглядных иллюстраций; обсуждение (вопросы – ответы); выявление достоинств и недостатков проведенной презентации.

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ

1. Точка «порогового уровня дохода» функции потребления – это точка, в которой:

а) сбережения равны доходу;

б)доход равен потреблению;

в) потребление равно сбережениям;

г) потребление равно инвестициям;

д) предельная склонность к потреблению равна 1.

 

2. Если уровень располагаемого личного дохода растет, то

а) средняя склонность к потреблению и к сбережению возрастает;

б) средняя склонность к потреблению растет, а к сбережению падает;

в)средняя склонность к потреблению падает, а к сбережению растет;

г) средняя склонность к потреблению и к сбережению падает;

д) ни одна из перечисленных переменных не изменится.

 

3. Какое из перечисленных отношений выражает прямую зависимость:

а) отношение между потребительскими расходами и располагаемым личным доходом;

б) отношение между сбережениями и располагаемым личным доходом;

в) отношение между средней склонностью к сбережению и располагаемым личным доходом;

г) отношение между инвестиционными расходами и уровнем занятости.

д)все предыдущие ответы верны.

 

4. Если процентная ставка увеличится, то:

а) кривая спроса на инвестиции сдвинется вправо;

б) кривая спроса на инвестиции сдвинется влево;

в) уровень инвестиционного спроса увеличится;

г)уровень инвестиционного спроса сократится;

д) уровень сбережений сократится.

 

5. Что из перечисленного отражает рост автономных потребительских расходов:

а)сдвиг кривой потребительской функции вверх;

б) рост инвестиций по мере роста дохода;

в) движение вдоль кривой потребительской функции вправо;

г) движение вдоль кривой потребительской функции влево;

д) сдвиг кривой функции сбережений вверх.

ЗАДАЧА 1:

Выпускник колледжа может зарабатывать 15 тыс. долл. в год на протяжении 40 лет. Есть альтернатива – получить высшее образование с отрывом от производства. Продолжительность обучения – 4 года, оплата обучения – 6 тыс. долл. В год, на оплату обучения он может получить беспроцентный кредит. На какое в таком случае увеличение дохода он должен ежегодно рассчитывать, чтобы произведённые инвестиции в человеческий капитал полностью окупились?

 

ЗАДАЧА 2:

Отраслевое предложение труда описывается уравнением LS=600w, а отраслевой спрос на услуги труда LD=3600-300w, где w– это дневная ставка заработной платы, а L– количество работников.

1) Постройте кривую спроса и предложения (ставка заработной платы изменяется от 1 до 10 д.е. за день). Определите равновесное количество занятых и равновесную ставку заработной платы графическим и алгебраическим методами.

2) Предположим, что профсоюзам удалось добиться установления минимальной ставки заработной платы на уровне 6 д.е. Как это повлияет на занятость рабочих?

ЗАДАЧА 3:

Предположим, что фирма ООО «Рога и копыта» продает товар по 2 рубля за единицу. Ниже приведены данные по объемам затрат и продукции:

 

Число рабочих
Размер зарплаты (за 1 час работы)
Общий объем выпускаемой продукции

 

Определите:

1. Сколько человек наймет фирма, чтобы максимизировать прибыль?

2. Каков будет размер зарплат при таком уровне занятости?

3. Предположим, фирма переехала и арендует помещение за 30 руб. в час, какова будет выручка фирмы за 1 час.?

4. Предположим, рабочие решили создать профсоюз, вследствие чего фирма соглашается платить оговоренную зарплату всем своим работникам. До какого максимума может подняться почасовая плата труда, чтобы фирма стала уменьшать количество рабочих мест до уровня ниже, чем в п.1.?

5. Как теперь изменится прибыль фирмы за 1 час.?

ЗАДАЧА 4:

Экономика гипотетической страны характеризуется следующими данными:

Фактический доход (У) = 4000 руб.

Предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8

Равновесный доход (У*) = 4200 руб.

а) Как должны изменяться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (У* = 4200 руб.)?

б) Как должна измениться общая величина налогов (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

ЗАДАЧА 5:

Заполните следующую таблицу, характеризующую динамику гипотетического ВВП, принимая каждый предыдущий год за базисный.

 

Показатели (в трлн. руб.) 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Номинальный ВВП
Индекс цен 1,2 1,3 0,9 1,4
Реальный ВВП        
Темп роста номинального ВВП        
Темп роста реального ВВП        
Темп прироста номинального ВВП        
Темп прироста реального ВВП        

ЗАДАЧА 6:

Имеются следующие данные о состоянии денежного сектора: текущие (чековые) депозиты составляют 536,9 млрд. руб.; обязательные банковские резервы — 55,6 млрд. руб.; избыточные резервы коммерческих банков — 30 млрд. руб.; наличные деньги в обращении — 183,5 млрд. руб.

Определите:

а) Величину денежного агрегата М1.

б) Норму обязательных резервов.

в) Величину банковского (депозитного) мультипликатора.

 

ОБРАЗЦЫ КЕЙСОВ[4]

 

КЕЙС № 1

Прочитайте материал статьи А. Мануйловой в газете «Коммерсантъ» от 05.12.2014 г. «Магистры стоят дороже»и ответьте на вопросы.

«Обладатель магистерской степени или второго высшего образования может рассчитывать на зарплату на 30% выше, чем бакалавр, подсчитали эксперты ВШЭ. Диплом об окончании профессиональных курсов работодатели ценят меньше: его обладатель может повысить свою зарплату только на 10%. При этом продолжение обучения в аспирантуре практически никаких выгод не несет: зарплаты аспирантов и магистров оказываются схожи.

Соискатели со степенью магистра получают на 30% больше, чем бакалавры, уже на первой работе — такие выводы представлены в докладе «Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов» НИУ ВШЭ. В качестве базы исследователи использовали данные собственного мониторинга экономики образования и результаты опросов более 11 тыс. студентов государственных и частных московских и региональных вузов и 1 тыс. работодателей из разных отраслей экономики (транспорта, связи, строительства и пр.).

Увеличить зарплату на треть помогает наличие у сотрудника и второго высшего образования. На 10% дороже знаний и умений работников с базовым дипломом ценятся навыки выпускника профессиональных курсов. При этом учеба в аспирантуре и получение кандидатской степени уже не повлияют на доходы соискателя: зарплаты магистра и кандидата наук примерно равны.

Как указывается в исследовании, даже длительная учеба и получение магистерской и кандидатской степеней не означают, что человек собирается работать в будущем по специальности. Определяющим фактором в таком случае выступает не уровень образования, а сама получаемая специальность. Работать по специальности чаще собираются мужчины, студенты негосударственных вузов и медики, реже — выпускники гуманитарных и технических учебных заведений.

По данным Росстата, доля людей в возрасте до 25 лет среди безработных составляет 24,5%. Уровень безработицы среди молодежи достигает 12,2%, превышая аналогичный показатель для граждан 30–49 лет приблизительно в 3,2 раза». [5]

Вопросы к кейсу:

1. Проанализируйте влияние уровня образования и квалификации на размер вознаграждения за труд.

2. Считаете ли вы оптимальным соотношение размеров оплаты квалифицированного и неквалифицированного труда в России?

3. От каких факторов, кроме образования и квалификации, зависит величина заработной платы?

 

КЕЙС № 2

Прочитайте статью Я. Рождественской в газете «Коммерсантъ» от 08.12.2014 г. «Разрыв между зарплатами мужчин и женщин сохраняется» и ответьте на вопросы.

«Согласно отчету Мировой организации труда (МОТ), разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинамисохраняется и составляет в 38 странах, рассмотренных в исследовании, от 4% до 36%. При этом, по данным МОТ, сравнение характеристик, в том числе уровня образования, опыта, стажа, интенсивности труда, показывает, что во многих странах женщины по сочетанию этих характеристик опережают мужчин.

Из опубликованного в прошлую пятницу Мировой организацией труда отчета Global Wage Report 2014/15 следует: во всех странах сохраняется разрыв между уровнем заработной платы мужчин и женщин.

«Фактически разрыв варьируется от 4% до 36% в 38 рассмотренных нами странах»,— заявил экономист МОТ Кристен Собек.

Самый маленький разрыв между зарплатами мужчин и женщин в Швеции (4%), Литве (5%) и Словении (7%), самый большой — в США (36%), России (33%) и Ирландии (29%). В среднем в Европе женщины получают на 18,9% меньше, чем мужчины. По данным МОТ, средняя зарплата у женщин в Европе меньше, чем у мужчин, на ?100–700. В 2010 году разрыв средних зарплат мужчин и женщин среди 10% наиболее низкооплачиваемых работников составил в Европе ?100, в верхних же 10% — ?700. Подобные тенденции наблюдаются, по оценке специалистов МОТ, и в других странах.

Эксперты МОТ делят причины разрыва между уровнем заработной платы мужчин и женщин на «мотивированные» и «немотивированные». К первым относятся демографическая ситуация, гендерная специфика работы, уровень образования. К «немотивированным» причинам более низких зарплат у женщин МОТ относит прямую дискриминацию и другие обстоятельства, которые не должны влиять на уровень заработной платы (например, наличие детей). МОТ изучила уровень образования, опыт, трудовой стаж, интенсивность труда и другие показатели для мужчин и женщин и установила, что в половине стран комбинация этих характеристик у женщин лучше, чем у мужчин, но зарплата тем не менее ниже. Иными словами, в половине стран женщины с учетом этих характеристик должны в среднем зарабатывать больше мужчин. Среди этих стран Швеция, Литва, Бразилия, Словения, Россия. «Например, в Швеции мы видим средний разрыв 4%, но, если сопоставить характеристики работников-женщин и то, сколько они получают, разрыв вырастает до 12%»,— заявил господин Собек».[6]


Вопросы:

1. Проанализируйте гендерные различия в оплате труда в мире. Какова степень их проявления в разных странах?

2. В чём состоят основные причины различий в заработной плате мужчин и женщин?

3. Существуют ли различия в оплате труда женщин и мужчин в России? Каковы мотивированные и немотивированные причины таких различий?

 

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для обеспечения обучения по дисциплине «Национальная экономика»необходима следующая материально-техническая база:

- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;

- библиотеку, имеющую рабочие места для аспирантов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.

Аннотация дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Цель дисциплины:

- формирование научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики;

- овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования национальной экономики.

Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина базовой части, модуля общепрофессиональных дисциплин направлений подготовки бакалавров 38.03.02 - «Менеджмент» (профили «Антикризисное управление», «Инвестиционный менеджмент», «Корпоративное управление», «Маркетинг», «Управление проектами», «Финансовый менеджмент»), 38.03.03 - «Управление персоналом», 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление».

Краткое содержание:

Введение в экономическую теорию. Основные принципы функционирования рыночной экономики.

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Потребительское поведение.

Издержки и прибыль. Совершенная конкуренция.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции.

Рынки факторов производства и распределение доходов.

Трансакционные издержки. Риски, неопределенность, асимметрия информации.

Предпринимательство и фирма.

Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели

Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD – AS).

Экономический рост, эффективность и научно-технический прогресс.

Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы и кризисы, инфляция, безработица.

Государственная макроэкономическая политика.

Теоретические проблемы международной экономики.

 

 


[1] Утверждается на кафедре.

[2] Текущий контроль состоит из предварительной аттестации: 0 – 20 баллов; и за работу в семестре: 020 баллов.

[3] Требования к результатам освоения дисциплины конкретизировать для данной дисциплины.

[4] Кейсы составлены доц. Терской Г.А.

[5] http://www.kommersant.ru/Doc/2627663

[6] http://www.kommersant.ru/doc/2628827






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.