Виды экологической экспертизы Федеральными законами «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды» определена правовая основа двух видов экспертиз:государственной экологической и общественной экологической.Помимо этих юридически обоснованных экспертиз, реально существуют ведомственная, научная и коммерческая экологические экспертизы.
Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Общественная экологическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм принятия экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень экологической опасности, в ней заинтересовано само ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы. Научная и коммерческая экологические экспертизы приобретают правовой статус при включении их либо в общественную экологическую экспертизу, либо при использовании их заключений при проведении государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
* Проекты правовых актов РФ нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду,нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хозяйственную и иную деятельность.
* Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвуетРФ, и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы РФ.
Подлежат государственной экологической экспертизе:
* технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду;
* технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
* материалы по созданию организации горнодобывающей и перерабатывающей промышленности,предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
Подлежат также ГЭЭ:
· проекты международных договоров;
· документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ;
· материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
· проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
· проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
· документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
· иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектовРФ.
Объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае;
1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
16.2. Принципы экологической экспертизы
Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» принципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, основы ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации (рис. 41).
Рис. 41. Принципы экологической экспертизы
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что любой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические последствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности — дать экологическое обоснование; именно на инвесторе лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на ОС, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необходимые природоохранные меры.
Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе принимать решение о реализации намечаемой деятельности и осуществлять ее без положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологической экспертизы.
Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий реализуется согласно Положению по оценке воздействия. Предполагается подготовка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, социальной среде и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провести «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснованность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.
Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюдаются ли нормативы качества ОС в случае реализации проекта. Проектировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимого воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы и правила проектирования. Задача эксперта государственной экологической экспертизы — выявление, соблюдение природоохранных и экологических нормативов и требований в проекте.
Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, реализации проекта и т.д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации. При не выполнении заказчиком принципов достоверности и полноты информации, представленной на экспертизу, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.
Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием.
Нарушение принципа независимости экспертов при проведении государственной экологической экспертизы технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва послужило одним из оснований для принятия решения Генеральной прокуратуры РФ о том, что подготовленное сводное заключение по данному проекту не может быть принято во внимание в качестве юридического документа и положительного заключения. Генеральной прокуратурой были установлены факты психологического давления на членов экспертной комиссии со стороны разработчиков ТЭО и представителей РАО ВСМ при проведении экспертизы, подписании сводных экспертных заключений.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы — один из основных.
Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.
Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы заключается в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.
Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другими словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.
Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы, является проявлением демократизации российского экологического права и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Данный принцип устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе; участия общественных организаций (объединений); учета общественного мнения. Не выполнение этой обязанности считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован в основном участникам проведения государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.
16.3. Процедура проведения экспертизы
Согласно закону «Об экологической экспертизе» и Постановления Правительства РФ № 698 от 11 июня 1996 г. государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной приказом министра природных ресурсов. Расходы по проведению экспертизы несет проектная организация, которая обязана в течение 30 дней со дня получения сметы и счетов оформить оплату.
В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители (один или два), ответственные секретари (обычно два, один — представитель министерства, другой — представитель организации председателя комиссии). Определяется также перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых обычно входит от трех до пяти человек. Основной контингент экспертов составляют приглашенные ученые и специалисты, представители Российской Академии наук, отраслевых государственных академий, государственных университетов, проектных и производственных организаций и т.д.
В состав экспертной комиссии могут включаться и штатные работники МПР. Общая численность экспертов проектов малой и средней сложности составляет 25-50 чел., а сложных (типа строительства ВСМ Санкт-Петербург—Москва или Катунской ГЭС) — 80-100 чел. В редких случаях численность экспертов может превышать 120-150 чел. Так, экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы Госкомприроды РФ по рассмотрению территориальной комплексной схем охраны природы оз. Байкал и его бассейна состояла из 186 чел.
Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, дополнительные материалы — в одном. Срок проведения экспертизы для простых проектов — до 30 дней; средней сложности — до 60 дней, а для сложных — до 120 дней. В виде исключения сроки проведения государственной экологической экспертизы могут быть продлены до 6 месяцев на основании представления председателя комиссии, приказом министра.
Число и специализация рабочих групп определяются характером проекта, но половина их однотипна. В качестве примера приводим специализацию (названия) рабочих групп при проведении экспертизы проекта крупного водохранилища ГЭС.
В составе экспертизы работают специалисты разных отраслей науки и техники, научных школ и направлений — экономисты, экологи, биологи, географы, геологи, инженеры-гидрогеологи, демографы, социологи, медики-гигиенисты, гидротехники, архитекторы, юристы, археологи и т.д.
В ряде случаев необходимо образование особых рабочих групп (подгрупп), что определяется спецификой местных условий.
Первый этап — работа экспертной комиссии начинается с пленарного заседания, нередко с приглашением представителей средств массовой информации, на котором одним из руководителей министерства производится представление Председателя экспертизы, его заместителей и руководителей рабочих групп. Главный инженер проекта в течение 30-40 мин излагает его цели и задачи, основные положения ОВОС. Предусматриваются короткие содокдады по ключевым отдельным направлениям со стороны проектировщиков. Далее работа идет в режиме вопросов и ответов. Дискуссия обычно не предусматривается.
Второй этап — рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. В процессе экспортирования предусмотрен взаимный обмен информацией и обсуждения с проектировщиками. В случае необходимости эксперты имеют возможность выезда на места для уточнения деталей и оценки различных сторон проекта, получения дополнительной информации от общественности. Продолжительность этого этапа ориентировочно один-два месяца. Он завершается составлением индивидуального заключения эксперта, которое передается руководителю группы.
Третий этап — завершение работы на уровне отдельных групп и подгрупп, когда их руководитель на основании индивидуальных заключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков. После обсуждения на заседании группы оно принимается и передается ответственному секретарю экспертной комиссии.
Четвертый этап — составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение (заключение) — это нормативный документ, имеющий свою структуру.
1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных проектных материалов.
2. История вопроса (проекта).
3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.
4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экспертной комиссии.
5. Результирующая часть — замечания и предложения.
6. Выводы.
Основные положения проекта Сводного заключения доводятся до сведения проектной организации. После заключительной корректировки и редактирования в ряде случаев созывается пленарное заседание экспертной комиссии, на котором председатель и руководители рабочих групп докладывают кратко итоги деятельности (выводы). После этого Заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение по объекту экспертизы может быть либо положительным, либо отрицательным. Если мнения экспертов в оценке проекта разошлись, то решает квалифицированное большинство. Эксперт, подписав Сводное заключение, но несогласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия, которое прилагается к итоговому документу. Среди видных экспертов таким правом неоднократно пользовались известные ученые Э. Б. Алаев, С. Л. Венд-ров, В. С. Каминский, Б. С. Хорев и др.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, утверждается приказом МПР и приобретает статус официального государственного документа ГЭЭ, в котором также определен срок действия решения. Положительное заключение является одним из обязательных условий начала финансирования проекта (объекта) экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может потерять юридическую силу в следующих случаях:
- при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
- при изменении условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
- реализации проекта ГЭЭ с отступлением от документации или в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения;
- внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного решения ГЭЭ;
- нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальсификации фактов.
Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ. Отрицательное заключение может быть двух видов: а) о недопустимости в принципе реализации проекта ввиду несоблюдения требований экологической безопасности; б) о необходимости доработки представленных материалов проекта по замечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в Сводном заключении. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.
Анализ недостатков в проектах и экспертизы как процедуры. Общественные экспертизы
Следует различать ошибки и просчеты в проектировании и ошибки экспертов и недостатки в самой процедуре экспертизы. Анализируя крупные проекты 80-90-х годов: систему территориального перераспределения стока северных рек на юг (1984-1985), создания Катунской (1989-1992) и Гилюйской ГЭС (1989), ТЭО Ржевского гидроузла (1986), Новой Ростовской ГРЭС (1994), ВСМ Санкт-Петербург—Москва (1995), освоения Верхне-Салымского нефтяного месторождения (1994), Федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского ЦБК и решение связанных с этим социальных проблем» (1998), Южной водозаборной системы подземных вод для снабжения г. Москвы (2001) и др., отметим характерные просчеты и недостатки в проектах.
1. Отсутствие или слабая разработанность социально-экономической концепции создания данного объекта, геотехнической системы.
2. Чисто формальное рассмотрение разумных альтернатив основному проекту.
3. Покомпонентное рассмотрение природной среды, некомплексное во взаимосвязи и взаимообусловленности.
4. Отсутствие направленного анализа экологической ситуации и физико-географических условий в сфере возможного влияния промышленных объектов и инженерных сооружений.
5. Неполнота, низкое качество и даже недостоверность исходных данных, положенных в основу составления ОВОС.
6. Недостаточное информационно-картографическое обеспечение, отсутствие базовых крупномасштабных инженерно-геологических, геоморфологических и ландшафтных карт на ключевые участки; карт физико-географического районирования, т.е. не воспроизводилась полностью «физико-географическая арена» для строительства.
7. Слабая разработка ландшафтного и физико-географического прогноза; слабый учет региональной ландшафтной дифференциации даже в ОВОСах, составленных физико-географами.
8. Нерешенная проблема нормирования состояния ландшафтов относительно удовлетворительно разработанной для атмосферы, водных объектов, меньше — для почвы и грунтов.
9. Слабая разработанность методики обоснования компенсационных мероприятий за негативные экологические последствия, особенно в области непроизводственных сфер.
10. Отсутствие четкого ранжирования отрицательных экологических эффектов.
11. Слабая проработка вопросов предупреждения возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.
12. Некомплексное решение вопросов утилизации отходов производства и захоронения неутилизированных остатков.
13. Слабое проведение оценок возможных изменений в природных условиях, в социальной обстановке в регионе и здоровье населения.
14. Планирование строительства и ввода природоохранных объектов, очистных сооружений после завершения строительства основных производственных сооружений.
Общественная экспертиза
Кроме государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней в 90-е годы, в связи с общественно-политическими преобразованиями в России, все большее значение стала приобретать общественная экологическая экспертиза двух видов.
Первый вид — это общественная экспертиза, стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения, проживающего преимущественно в одном регионе или городе. Люди испытывают непосредственно на себе негативное влияния загрязняющих производств и других дискомфортных объектов.
Они приносят пользу тем, что заостряют общественное мнение над теми или иными проблемами, но часто в период проведения экспертизы осложняют взаимоотношения экспертов-профессионалов с проектировщиками. Иногда решения стихийной общественной экспертизы носят местнический характер, не учитывает общероссийское значение проекта.
Другой вид общественной экспертизы заключается в том, что по инициативе отдельных граждан, общественных организаций местные исполнительные власти организовывают параллельно или вслед проведенной ранее экспертизе общественную, с привлечением профессионалов. Однако решения таких экспертиз носят обычно рекомендательный характер.
Темы рефератов по «Обследованию и экологической оценке территорий»
1. Влияние городов и систем расселения на литосферу.
2. Характеристика компонентов геосферы и комплексное взаимодействие городов с этими компонентами.
3. Влияние городов и систем расселения на гидросферу.
4. Состояние и охрана городских земель Краснодарского края.
5. Влияние городов на состояние воздушного бассейна.
6. Зависимость экологичности городской среды от разновидности градообразующей базы.
7. Влияние факторов нарушения окружающей среды на здоровье населения.
8. Охрана городских территорий от воздействия шума и электромагнитных излучений.
9. Охрана городской среды в процессе эксплуатации.
10. Оценка взаимодействия природных и антропогенных факторов расселения.
11. Охрана окружающей среды в схемах и проектах районной планировки.
12. Структура управления природоохранной деятельностью. Официальные и общественные организации, их права и обязанности.
13. Методы получения количественных значений гигиенических показателей для оценки качества среды обитания.
14. Инженерно-экологические требования к потреблению природных ресурсов в городском хозяйстве.
15. Комплексная оценка состояния окружающей среды.
|