РАЗДЕЛ I. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины «Философия» направления подготовки
030900 – «Юриспруденция»
Новосибирск-2016
УДК 1
ББК Ю 1
Ф 563
Кафедра теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс по курсу «Философия» подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Автор: к. филос. н., доцент Е.А. Тюгашев
Рецензенты: д.филос.н., проф. Попков Ю.В.; к.филос.н. Свиридов И.В.
Программа курса обсуждена и рекомендована к изданию кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Новосибирского государственного университета. Протокол № ___ от ___февраля 2016 г.
© Тюгашев Е.А., 2016.
© Новосибирский государственный университет, 2016.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по философии является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины.
УМК по философии нацелен на разрешение следующих задач:
- повышение качества подготовки студентов путем системно-методического обеспечения учебного процесса по направлению;
- четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе, ее основных учебных целей и задач;
- отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений философии, юридической науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
- рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
- планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
- определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для ее освоения;
- разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов;
- обоснование использования инновационных методов в процессе преподавания дисциплины.
В состав УМК по философии входят учебно-методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний студентов, предусмотренные учебным планом соответствующей образовательной программой.
В методическом плане учебно-методический комплекс направлен:
- на достижение оптимального сочетания разнообразных форм учебного процесса, прежде всего с акцентом на интерактивные формы обучения и самостоятельную работу студентов;
- на актуализацию творческой составляющей в образовательной деятельности.
Цель курса состоит в формировании у студентов философского мировоззрения как основы методологической деятельности по регуляции профессиональной деятельности в жизни социума. Задачи курса: выработка навыков дифференциации мировоззренческих представлений, вырабатываемых в деятельности различных философских течений, направлений и школ; актуализация и экспликация личного мировосприятия в профессиональном языке философии; овладение культурой философского диалога в атмосфере мировоззренческого плюрализма.
Требования к проектируемым результатам освоения программы (знаниям, умениям и навыкам, общекультурным компетенциям)
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») по окончании изучения дисциплины студент должен:
знать:
предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления: роль философии в формировании ценностных ориентации и профессиональной деятельности;
уметь:
ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;
владеть:
навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.
Кроме того, в освоения программы содействует получению следующих обшекультурных компетенции (ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ((Ж-4);
- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, философско-психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
1.3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс «Философия» читается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») в рамках базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл».
Программа курса составлена с учетом его взаимосвязи с учебными дисциплинами «Логика», «Профессиональная этика», «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран» изучение которых предусмотрено учебным планом по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.
1.4. Тематический план дисциплины
Наименование темы
| Количество часов на изучение
| Всего
| В том числе
| Лекции
| Практические
занятия
| Самостоятельная работа
| Тема 1. Мировоззрение
|
|
|
|
| Тема 2. Любовь к мудрости
|
|
|
|
| Тема 3. Онтология
|
|
|
|
| Тема 4. Аксиология
|
|
|
|
| Тема 5. Телеология
|
|
|
|
| Тема 6. Методология
|
|
|
|
| Тема 7. Феноменология
|
|
|
|
| Тема 8. Эпистемология
|
|
|
|
| Тема 9. Праксеология
|
|
|
|
| Тема 10. Герменевтика
|
|
|
|
| Тема 11. Экзистенциализм
|
|
|
|
| Тема 12. Постмодернизм
|
|
|
|
| Тема 13. Современный социум и современная философия
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
2.1. Темы и краткое содержание
РАЗДЕЛ I. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 1. Мировоззрение
Мировоззрение и его типы. Мировоззренческие основы юридического мышления. Юридическое мировоззрение. Мудрецы-законодатели.
Тема 2. Любовь к мудрости
Понятие философии. Мудрость и глупость. Удивление – начало философии. Рефлексия. Софисты. Формации философской мысли. Универсум философской деятельности. Польза и вред философии
Тема 3. Онтология
Понятие онтологии. Стихийный материализм. Солипсизм. Пифагореизм. Элейская школа. Атомизм. Платонизм. Метафизика Аристотеля.
Тема 4. Аксиология
Понятие аксиологии. Субъект и объект. Монизм и плюрализм. Связь и отношение. Мера. Качество и количество. Пространство и время. Учение о развитии. Ценностные ориентации юридической деятельности.
Тема 5. Телеология
Понятие телеологии. Причинность. Случайность и необходимость. Акциденция и субстанция. Действительность и возможность. Целое и часть. Форма и содержание. Перфекционизм.
Тема 6. Методология
Понятие методологии. Символический метод. Тождество и различие. Антитетический метод. Медиация. Эклектика.
Диалектика. Системный подход. Методологические основы юридического мышления.
|