Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Аксиология Конфуция (по «Лунь юй»)

Низкий (малый) человек Благородный муж Совершенномудрый
  Ведет себя с достоинством (солиден, степенен) покой, уравновешенность
  Прям и тверд, но не упрям.  
  Издали он величествен, вблизи — обходителен, в речах — строг  
  Стремится к преданности и искренности.  
  Не имеет друзей, которые бы уступали ему в моральном отношении.  
  Совершив ошибку, не боится ее исправить.  
  Умерен в еде, не стремится к удобству в жилье.  
  Сдержан в речах, расторопен в делах.  
  Служа старшим, проявляет почтение  
Ищет себе подобных Живет в согласии со всеми  
Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят. Чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами.  
  Прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом.  
Всегда озабочен. В душе безмятежен.  
проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково. Ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия.  
  Не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука.  
Знает только выгоду. Думает о том, как бы получше устроиться. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения  
Думает о том, как бы извлечь выгоду Думает о том, как бы не нарушить законы;  
  Знает только долг  
  Не досадует, что неизвестен людям  
  Заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом.  
  В состоянии не изменять принципам.  
  Держит себя строго, но не устраивает споров с людьми  
  Умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с кем в сговор  
Следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии. Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними  
Нельзя доверять большие дела, но о нем можно судить по мелочам. нельзя судить по мелочам, ему можно доверить большие дела.  
Не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека. Боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых.  
  Благородный муж заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительность и послушание старшим.  
Искусными речами и умильным выражением лица.    
  В своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.  
малый человек винит других. Винит себя,  
предъявляет требования к другим Предъявляет требования к себе,.  
  Ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.  
Не помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и учит людей видеть то, что есть в них дурного. Помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного.  
Суетливо поджидает удачу. С достоинством ожидает велений неба.  
В беде распускается. Стойко переносит беды.  
Надеется на милость Предпочитает быть наказанным  
Что ищет, находится в других К чему стремится, находится в нем самом,  
Выдвигает людей по их словам Выдвигает людей не по их словам, но и не отбрасывает хорошие слова, если они сказаны недостойным человеком.  
  Думает о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу  
Если смел и не обладает чувством долга, он может заняться разбоем. Если смел, но не обладает чувством долга, он может устроить беспорядки.  
  Ему отвратительны те, кто: - плохо говорит о людях; - будучи внизу, клевещет на вышестоящих; -обладая смелостью, не соблюдает ритуала; - будучи решителен, действует не думая.  
Совершенствуют свое мастерство там, где работают. Постигает свой Дао-Путь через учебу.  
  Никогда не отдаляет родственников.  
  Не доводит крупных сановников до роптания из-за того, что их советам не внемлют  
  Не отдаляет старых друзей, если нет этому серьезных причин  
  В доброте не расточителен т.е. приносит народу пользу исходя из того, что полезно для народа.  
  Вызывая почтение, не жесток, так как содержит в порядке свою одежду и головной убор, он смотрит с уважением.  
  Принуждая к труду, не вызывает гнева, ибо труд народа будет посильным.  
  В желаниях не алчен.  
  В величии не горд, так как, не делая различий между толпой и одним человеком, низкостоящими и высокостоящими, не проявляет инертности.  
  Не требует, чтобы в одном человеке совмещались все благородные достоинства.  
  Ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив.  
  Беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем.  
  Огорчен тем, что после смерти его имя не будет упомянуто.  
  Стыдится, когда его слова расходятся с поступками испытывает стыд, если сказанное им претворить невозможно.  
Движется вниз, деградирует. Движется вверх, постоянно морально совершенствуется,  
  Проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает  
  не печалится и не испытывает страха  
Постоянно встревожен и обеспокоен. безмятежен и спокоен,  
  Помогает людям свершать красивые дела и не помогает им свершать некрасивые дела.  

 



4.4** Опровергните один из тезисов Артура Шопенгауэра, сформулированных в его работе «О ничтожестве и горестях жизни...»[19], исходя из его логики (его картины мира, известных фактов, данных науки, его собственной жизненной практики и т.п.)

4.5*** Переосмыслите и переформулируйте «злую» мудрость[20] Ф. Ницше в «добрую» мудрость.

 

Тема 5. ТЕЛЕОЛОГИЯ

– Символика колеса Сансары[21].

– «Фатализм и преступность» (по Полю Анри Гольбаху в его произведении «Система природы»[22] ч. 1, гл. 12). Виновен ли преступник в своих деяниях? Нужно ли наказывать преступников, животных- вредителей?

– «Фракталы».

– «Эффект бабочки» (по рассказу Р. Брэбери «И грянул гром»).

Самоконтроль:

¿ Как бы вы интерпретировали проблему соотношения цели и средств?

¿ Какую позицию выражает принцип Анаксагора «Все – во всем» – меризма или холизма?

¿ Почему только мудрец свободен?

¿ По каким причинам в жизни практически не встречаются проблемы «буриданова осла»?

¿ Как связаны в юриспруденции понятия вины и вменения?

¿ Как связаны случайное и необходимое в стохастических процессах?

¿ Как волюнтаризм проявлялся в политической практике ХХ века?

Задания и упражнения:

5.1*. Определите тип своего локуса контроля. К какому типу объяснения событий в своей жизни Вы склонны: к фатализму или свободе воли?

5.2** Основываясь на содержании лекции и главы «Телеология» в учебнике, диагностируйте одну из ошибок целеполагания, на которую вы когда-то обратили внимание в окружающей жизни.

5.3** Прочитайте фрагмент А. Бергсона «Эволюция и взрыв»[23]. Опишите свою эволюцию как дробление личности, вызванное сопротивлением среды и внутренним богатством, как ситуацию вашей разбросанности, возникшей в результате жизненного пути, многогранности и вместе с тем необходимости ограничения. Кем бы могли и еще можете стать? Сделанные выборы не исключают возврата в последующем к реализации всей полноты возможностей вашего развития. Какие утраченные способности и возможности могут быть актуализированы и использованы в будущем.

5.4** Прочитайте фрагмент Гегеля о хитрости Мирового разума[24]. Какие уроки для жизни из этого следуют? Как перехитрить Мировой разум?

5.5*** Сравните оглавления двух разных учебников (по теории права, по одной или по различным отраслям права). Есть ли изоморфизм (инвариантность, общая логика) изложения? Отметьте дефекты и на примере одного из разделов (глав, или оглавления в целом) разработайте более общую, целостную и последовательную схему (в таблице из 3 столбцов: исходные варианты и свой вариант).

 

Тема 6. МЕТОДОЛОГИЯ

– Предсказание по И-цзин (по материалам Интернета, юноша и девушка)

– «Майевтика Сократа (на материале диалога Платона «Менон»)»,

– Структурно-функциональный анализ волшебной сказки[25] (по «Морфологии волшебной сказки» В.Я. Проппа)

Самоконтроль:

¿ Приведите примеры бинарных оппозиций.

¿ Проанализируйте и прокомментируйте пифагорейские противоположности.

¿ На примере рисуночной модели Тай Цзи проиллюстрируйте диалектику Инь и Ян.

¿ Как формулируется триадическая формула диалектического мышления?

¿ Каким образом представлен принцип системности в правилах метода Рене Декарта и в «Новом органоне» Френсиса Бэкона?

¿ Как связаны периодический закон и принцип системности?

¿ Известен «закон диалектики», который формулируется как переход количественных изменений в качественные изменения. Попробуйте на основе парных категорий философий содержательно сформулировать возможные «законы диалектики».

 

Задания и упражнения:

6.1* Определите по тесту Леонгарда акцентуации своей личности. С учетом Ваших акцентуаций, какую стратегию тактику (распорядок, режим) своей деятельности (поведения и мышления) Вы выработали?

6.2*** На примере стиха из «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе», пер. А. Кувшинова[26]) выделите приемы диалектической техники и, используя их, напишите подобный диалектический пассаж.

6.3** Прочитайте книгу первую трактата Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления». Вспомните, кому и чем, какими изменениями в жизненном пути Вы обязаны.

6.4**** Прочитайте части 2 и 3 «Рассуждения о методе»[27] Р. Декарта. Сформулируйте свои собственные (отличные от Декарта) правила метода познания и личные максимы морали (правила искусства жить).

6.5*** В фрагменте «Образец платоновской диалектики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» пишет: «Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим». Выберите из повседневных разговоров или других источников высказанное вскользь суждение, на которое вы обратили внимание. В чем сила этого суждения?

 

Тема 7. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Симпозиум по «Пиру» Платона[28]:«Феноменология Эрота» *(5 юношей на пирушке: Федр, Павсаний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, – экспресс-речи на 4-5 мин.; + 5 девушек с оценкой интенций, горизонтов и перспектив интерпретирующие феномен любви с женской точки зрения. Показывается маскулинность речей персонажей «Пира», обращается внимание на недостаточность мужской интерпретации любви. Затем обосновывается и формулируется женская интерпретация любви)

Самоконтроль:

¿ Какой смысл вкладывается в естествознании в понятие феноменологического закона?

¿ Как Вы понимаете утверждение: «Сущность является, а явление существенно»?

¿ В западной философии принято различать сущность и явление (феномен). Как по аналогии описать соотношение тайного и явного, видимого и невидимого?

¿ Как кинезис влияет на восприятие мира?

¿ Какие формы права являются базисными, а какие форма права – надстроечными?

Задания и упражнения:

7.1* Обратите внимание на свою внутреннюю речь, свои внутренние монологи. С кем из знакомых Вы чаще всего мысленно спорите? Кто для вас значимый Другой?

7.2** Выбрав одно из определений в учебнике по «Теории государства и права» сущности какого-либо явления, напишите, насколько, для кого и почему эти признаки существенны. Для кого существенны другие признаки? Что существенно и почему в этом явлении для Вас?

7.3** На примере абзаца из учебника по «Теории государства и права» выделите и охарактеризуйте один из моментов феноменологического описания (точка зрения, горизонт, перспектива и ретроспектива, фокус, аспект, тематизация и т.п.)

7.4***** Следуя оглавлению «Феноменологии духа» Гегеля[29], последовательно опишите состояние своего духа при взгляде на «это» (или любой чувственной достоверности, воспоминании какого-то-то мнения).

7.5*****По примеру одной из речей о любви из «Пира» Платона сочините речь о любом другом феномене (лень, воля, счастье, тоска…). В речи должно присутствовать отчетливое позиционирование и обозначение точки зрения, открывающей новые горизонты, ретроспективы и перспективы, фокусы и аспекты и т.п.

Тема 8. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

– О пользовании собственным разумом (по И. Канту «Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?»»);

– Истинность и ложность нормы права (примеры)[30];

– Проблема объективной истины в процессуальном праве (интернет-обзор по отраслям права, по отечественному и зарубежному праву).

Самоконтроль:

¿ В чем оправданность догматизма?

¿ Сформулируйте какой-нибудь тезис и, следуя примеру логиков Древней Индии, постройте для него антитетралемму.

¿ Могут ли быть предметы (вещи, тела) неистинными, ложными?

¿ Истинны, подлинны ли вы и ваш жизненный путь?

¿ Можно ли показать корову (лошадь, свинью) как таковую?

¿ Найдите фрагмент правового текста, в котором выражена позиция реализма, номинализма или концептуализма.

¿ Какое из направлений средневековой схоластики тяготеет к идеализму – номинализм или реализм?

Задания и упражнения:

8.1* Путем тестирования определите ведущую у вас репрезентативную систему (аудиальную, визуальную, кинестетическую и др.). В каких особенностях вашего мышления, речи и поведения выражается действие этой системы.

8.2** Следуя Сократу[31], представьте и опишите свою собственную tabula rasa.

8.3** Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер в трактате «Бытие и время» использует термин «соподразумевание». Используя различные аффиксы и ориентируясь как на реперные точки на лексемы «предрассудок», «соизволение», «послевкусие», постройте несколько терминов, обозначающих отдельные моменты духовной деятельности.

8.4*** Какие «идолы познания»[32] Вы фиксируете в мышлении окружающих. Что подмечают у Вас?

8.5*** Зафиксировав в окружающей действительности глупость или абсурд, попробуйте интерпретировать их посредством формулы немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Тема 9. ПРАКСЕОЛОГИЯ

 

– Деловая игра: «Cours d'Amour: La Cour de justice et Cour d'appel»[33].

Дао борьбы: 36 китайских стратагем (+примеры-притчи).

Самоконтроль:

¿ Какое течение философии называют «философией практики»?

¿ Что такое «практический поворот» в социогуманитарном знании и как он может быть представлен в юриспруденции?

¿ Как прагматизм повлиял на школьное образование в США

¿ В чем смысл жизни по С. Франку

Задания и упражнения:

9.1* Определите по тесту Климова ваши профессиональные склонности. Какие технологии (праксемы) данного типа профессиональной деятельности вы используете в повседневной жизни?

9.2** Просмотрите заинтересовавшее Вас эссе из труда Ф. Бэкона «Опыты, или наставления нравственные и политические». Какие наблюдения и рекомендации Вам представляются нетривиальными и полезными?

9.3*** Прочитайте истории из жизни киников[34]. Вспомните, от чего общепринятого, но ненужного Вам удалось когда-то благополучно отказаться и Вы испытали чувство свободы. От чего сейчас Вы можете благополучно отказаться?

9.4*** Прочитайте третий с конца абзац из работы С.Л. Франка «Смысл жизни». Как разрешить противоречие между «завтра» и «сегодня»? Как бы вы ответили на вопрос «Что не делать

9.5*** Откройте в произвольном месте «Общину» (1926) из трактата «Агни-Йога» и определите обсуждаемый проблемно-тематический блок. Какие указания, на ваш взгляд, возвышают человека. Какие возвышающие стихийные устремления наблюдаются в современном мире? Возможна ли прагматично организованная их стандартизация и институционализация?

Тема 10. ГЕРМЕНЕВТИКА

 

– Диспут: «Мы[35]-мышление»: что все мы делаем, в чем все мы убеждены, из чего мы все исходим, о чем все мы знаем и думаем… Кто эти мы?

– Гуго Гроций: примеры толкований[36].

Самоконтроль:

¿Вспомните опыт неоднократного прочтения какого-либо текста (просмотра фильма, театральной постановки, прослушивания песни). Как изменилось ваше понимание текста? Определите факторы, которые повлияли на динамику вашего понимания текста.

¿Опишите ситуацию, когда кто-то кого-то в чем-то упорно не понимал. В чем состояла разница смысловых полей участников коммуникации?

¿В фрагменте «Показательное значение юридической герменевтики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» утверждает, что юридическая герменевтика невозможна в случае абсолютизма, ставящего волю монарха над законом. Так, Гадамер пишет: «Задача интерпретировать закон так, чтобы конкретный случай получил справедливое решение в правовом смысле данного закона, здесь вообще не стоит. Напротив, не связанный законом монарх способен добиться того, что кажется ему справедливым, вообще не считаясь с законом, то есть не совершая никаких усилий по его истолкованию. Задача понимания и истолкования стоит лишь там, где законодательные положения полагаются неснимаемым и для всех обязательным образом». По отношению к данному положению приведите аргументы pro или contra.

Задания и упражнения:

10.1* По опроснику Плутчика определите преобладающий у Вас тип психологической защиты. Какой тип психологической защиты преобладает у значимого для Вас партнера по коммуникации? Ка его понимать и как с ним обращаться?

10.2* Прочитайте фрагмент из работы «Бытие и время»[37] немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, посвященный формальной структуре вопроса о бытии. Структурируйте по данному образцу вопрос, который представляется вам наиболее актуальным.

10.3** Прочитайте возражения и ответы на них, данные Фомой Аквинским в 1-м и 2-м разделах к вопросу № 45 «О модусе порождения вещей от первого начала» (из «Суммы теологии»[38]). Используя технику толкования Фомы Аквинского, сформулируйте потенциальные возражения и ответы на них к одному из положений 2 главы Конституции Российской Федерации.

10.4*** Прочитайте одну из притч Дж. Руми (или стихотворения В.С. Соловьева). Напишите, как вы поняли этот текст. Через два дня перечитайте текст и напишите, на что еще вы обратили внимание (с учетом биографии и личности автора, круга общения, духа времени и т.п.).

10.5*** Ознакомьтесь с статьей Г. Гадамера «О круге понимания»[39]. Основываясь на своем жизненном и образовательном опыте, знании биографий выдающихся людей, понимании известных художественных произведений и т.п., приведите примеры, иллюстрирующие особенности понимания, выделенные в данной статье желтым цветом.

 

Тема 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

– Экзистенциальные мотивы в поэзии Р.М. Рильке[40].

– «Ностальгия и преступления» К. Ясперса.

– Камю о смертной казни[41]: логика абсурда.

Самоконтроль:

¿Приведите примеры пограничных ситуаций из своей жизни?

¿В чем эвристический смысл «доведения до абсурда»?

¿Чем отличается абсурд от глупости и заблуждения?

¿Зачем в обществе и семье «требуются» скандалы?

¿В каком смысле человек является собственным проектом?

¿Вспомните фундаментальные выборы, сформировавшие вашу жизнь. Насколько они определили ее перспективу?

¿Оцените подлинность своего существования: живете ли вы сейчас настоящей жизнью?

Задания и упражнения:

11.1** Определите по описаниям свою базовую перинатальную матрицу. В воображении представьте и почувствуйте себя рожденным в других базовых перинатальных матрицах.

11.2** Что окружающие вас люди квалифицируют в жизни как абсурд? Чем он оправдан? Что следует переосмыслить?

11.3** Какие, на Ваш взгляд, имеются недостатки в размышления А. Камю о самоубийстве[42]

11.4*** Прочитайте размышления Г. Марселя о предательстве[43]. Он чувствует бытие как измену и предательство. Как Вы чувствуете бытие?

11.5*** Прочитайте описание Х. Ортегой-и-Гассетом женщины как ДРУГОГО[44]. Исходя из данного описания, укажите на дополнительные аспекты описания женщины как ДРУГОЙ или опишите мужчину как ДРУГОГО по отношению к женщине.

Тема № 12. ПОСТМОДЕРНИЗМ

– Круглый стол: Теорема о проклятой стороне вещей Ж. Бодрийяра (обмен опытом).

– М. Фуко и деятельность Бюро информации по тюрьмам.

– Архитектоника кино и литературы: серийность и сезонность, римейк, спин-оффы, сиквел, приквел, интерквел, квадриквел, триквел, мидквел и т.п. и др.

 

Самоконтроль:

¿ Действительно ли образ ризомы альтернативен образу мирового древа?

¿ Какие современные информационные технологии стимулируют постмодернистскую чувствительность?

¿ Какие виды драм разыгрываются в обществе спектакля?

Задания и упражнения:

12.1** Пройдите психогеометрический тест и определите тип своей личности. Перейдите из горизонтальной плоскости в вертикальную и представьте себя соответствующей стереометрической фигурой (например: квадрат ® куб). Какие дополнительные признаки данного типа личности вы бы указали?

12.2* Приведите пример локального микронарратива, который устойчиво поддерживается в известном Вам сообществе.

12.3*** Ознакомившись с текстами «Золотых пифагорейских стихов»[45] проведите анализ и деконструкцию наставлений.

12.4*** Прочитайте эссе Ж. Бодрийяра «Теорема о проклятой стороне вещей»[46]. Зафиксируйте аналогичный известный Вам опыт и уроки на будущее.

12.5** Испытайте технику дрейфа и опишите наблюдения, собранные в результате фланирования.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.