Аксиология Конфуция (по «Лунь юй») Низкий (малый) человек
| Благородный муж
| Совершенномудрый
|
| Ведет себя с достоинством (солиден, степенен)
| покой, уравновешенность
|
| Прям и тверд, но не упрям.
|
|
| Издали он величествен, вблизи — обходителен, в речах — строг
|
|
| Стремится к преданности и искренности.
|
|
| Не имеет друзей, которые бы уступали ему в моральном отношении.
|
|
| Совершив ошибку, не боится ее исправить.
|
|
| Умерен в еде, не стремится к удобству в жилье.
|
|
| Сдержан в речах, расторопен в делах.
|
|
| Служа старшим, проявляет почтение
|
| Ищет себе подобных
| Живет в согласии со всеми
|
| Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.
| Чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами.
|
|
| Прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом.
|
| Всегда озабочен.
| В душе безмятежен.
|
| проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково.
| Ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия.
|
|
| Не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука.
|
| Знает только выгоду. Думает о том, как бы получше устроиться.
| Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения
|
| Думает о том, как бы извлечь выгоду
| Думает о том, как бы не нарушить законы;
|
|
| Знает только долг
|
|
| Не досадует, что неизвестен людям
|
|
| Заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом.
|
|
| В состоянии не изменять принципам.
|
|
| Держит себя строго, но не устраивает споров с людьми
|
|
| Умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с кем в сговор
|
| Следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
| Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними
|
| Нельзя доверять большие дела, но о нем можно судить по мелочам.
| нельзя судить по мелочам, ему можно доверить большие дела.
|
| Не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека.
| Боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых.
|
|
| Благородный муж заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительность и послушание старшим.
|
| Искусными речами и умильным выражением лица.
|
|
|
| В своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
|
| малый человек винит других.
| Винит себя,
|
| предъявляет требования к другим
| Предъявляет требования к себе,.
|
|
| Ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
|
| Не помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и учит людей видеть то, что есть в них дурного.
| Помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного.
|
| Суетливо поджидает удачу.
| С достоинством ожидает велений неба.
|
| В беде распускается.
| Стойко переносит беды.
|
| Надеется на милость
| Предпочитает быть наказанным
|
| Что ищет, находится в других
| К чему стремится, находится в нем самом,
|
| Выдвигает людей по их словам
| Выдвигает людей не по их словам, но и не отбрасывает хорошие слова, если они сказаны недостойным человеком.
|
|
| Думает о девяти вещах:
о том, чтобы видеть ясно;
о том, чтобы слышать четко;
о том, чтобы его лицо было приветливым;
о том, чтобы его поступки были почтительными;
о том, чтобы его речь была искренней;
о том, чтобы его действия были осторожными;
о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения;
о необходимости помнить о последствиях своего гнева;
о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу
|
| Если смел и не обладает чувством долга, он может заняться разбоем.
| Если смел, но не обладает чувством долга, он может устроить беспорядки.
|
|
| Ему отвратительны те, кто:
- плохо говорит о людях;
- будучи внизу, клевещет на вышестоящих;
-обладая смелостью, не соблюдает ритуала;
- будучи решителен, действует не думая.
|
| Совершенствуют свое мастерство там, где работают.
| Постигает свой Дао-Путь через учебу.
|
|
| Никогда не отдаляет родственников.
|
|
| Не доводит крупных сановников до роптания из-за того, что их советам не внемлют
|
|
| Не отдаляет старых друзей, если нет этому серьезных причин
|
|
| В доброте не расточителен т.е. приносит народу пользу исходя из того, что полезно для народа.
|
|
| Вызывая почтение, не жесток, так как содержит в порядке свою одежду и головной убор, он смотрит с уважением.
|
|
| Принуждая к труду, не вызывает гнева, ибо труд народа будет посильным.
|
|
| В желаниях не алчен.
|
|
| В величии не горд, так как, не делая различий между толпой и одним человеком, низкостоящими и высокостоящими, не проявляет инертности.
|
|
| Не требует, чтобы в одном человеке совмещались все благородные достоинства.
|
|
| Ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив.
|
|
| Беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем.
|
|
| Огорчен тем, что после смерти его имя не будет упомянуто.
|
|
| Стыдится, когда его слова расходятся с поступками
испытывает стыд, если сказанное им претворить невозможно.
|
| Движется вниз, деградирует.
| Движется вверх, постоянно морально совершенствуется,
|
|
| Проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает
|
|
| не печалится и не испытывает страха
|
| Постоянно встревожен и обеспокоен.
| безмятежен и спокоен,
|
|
| Помогает людям свершать красивые дела и не помогает им свершать некрасивые дела.
|
|
4.4** Опровергните один из тезисов Артура Шопенгауэра, сформулированных в его работе «О ничтожестве и горестях жизни...»[19], исходя из его логики (его картины мира, известных фактов, данных науки, его собственной жизненной практики и т.п.)
4.5*** Переосмыслите и переформулируйте «злую» мудрость[20] Ф. Ницше в «добрую» мудрость.
Тема 5. ТЕЛЕОЛОГИЯ
– Символика колеса Сансары[21].
– «Фатализм и преступность» (по Полю Анри Гольбаху в его произведении «Система природы»[22] ч. 1, гл. 12). Виновен ли преступник в своих деяниях? Нужно ли наказывать преступников, животных- вредителей?
– «Фракталы».
– «Эффект бабочки» (по рассказу Р. Брэбери «И грянул гром»).
Самоконтроль:
¿ Как бы вы интерпретировали проблему соотношения цели и средств?
¿ Какую позицию выражает принцип Анаксагора «Все – во всем» – меризма или холизма?
¿ Почему только мудрец свободен?
¿ По каким причинам в жизни практически не встречаются проблемы «буриданова осла»?
¿ Как связаны в юриспруденции понятия вины и вменения?
¿ Как связаны случайное и необходимое в стохастических процессах?
¿ Как волюнтаризм проявлялся в политической практике ХХ века?
Задания и упражнения:
5.1*. Определите тип своего локуса контроля. К какому типу объяснения событий в своей жизни Вы склонны: к фатализму или свободе воли?
5.2** Основываясь на содержании лекции и главы «Телеология» в учебнике, диагностируйте одну из ошибок целеполагания, на которую вы когда-то обратили внимание в окружающей жизни.
5.3** Прочитайте фрагмент А. Бергсона «Эволюция и взрыв»[23]. Опишите свою эволюцию как дробление личности, вызванное сопротивлением среды и внутренним богатством, как ситуацию вашей разбросанности, возникшей в результате жизненного пути, многогранности и вместе с тем необходимости ограничения. Кем бы могли и еще можете стать? Сделанные выборы не исключают возврата в последующем к реализации всей полноты возможностей вашего развития. Какие утраченные способности и возможности могут быть актуализированы и использованы в будущем.
5.4** Прочитайте фрагмент Гегеля о хитрости Мирового разума[24]. Какие уроки для жизни из этого следуют? Как перехитрить Мировой разум?
5.5*** Сравните оглавления двух разных учебников (по теории права, по одной или по различным отраслям права). Есть ли изоморфизм (инвариантность, общая логика) изложения? Отметьте дефекты и на примере одного из разделов (глав, или оглавления в целом) разработайте более общую, целостную и последовательную схему (в таблице из 3 столбцов: исходные варианты и свой вариант).
Тема 6. МЕТОДОЛОГИЯ
– Предсказание по И-цзин (по материалам Интернета, юноша и девушка)
– «Майевтика Сократа (на материале диалога Платона «Менон»)»,
– Структурно-функциональный анализ волшебной сказки[25] (по «Морфологии волшебной сказки» В.Я. Проппа)
Самоконтроль:
¿ Приведите примеры бинарных оппозиций.
¿ Проанализируйте и прокомментируйте пифагорейские противоположности.
¿ На примере рисуночной модели Тай Цзи проиллюстрируйте диалектику Инь и Ян.
¿ Как формулируется триадическая формула диалектического мышления?
¿ Каким образом представлен принцип системности в правилах метода Рене Декарта и в «Новом органоне» Френсиса Бэкона?
¿ Как связаны периодический закон и принцип системности?
¿ Известен «закон диалектики», который формулируется как переход количественных изменений в качественные изменения. Попробуйте на основе парных категорий философий содержательно сформулировать возможные «законы диалектики».
Задания и упражнения:
6.1* Определите по тесту Леонгарда акцентуации своей личности. С учетом Ваших акцентуаций, какую стратегию тактику (распорядок, режим) своей деятельности (поведения и мышления) Вы выработали?
6.2*** На примере стиха из «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе», пер. А. Кувшинова[26]) выделите приемы диалектической техники и, используя их, напишите подобный диалектический пассаж.
6.3** Прочитайте книгу первую трактата Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления». Вспомните, кому и чем, какими изменениями в жизненном пути Вы обязаны.
6.4**** Прочитайте части 2 и 3 «Рассуждения о методе»[27] Р. Декарта. Сформулируйте свои собственные (отличные от Декарта) правила метода познания и личные максимы морали (правила искусства жить).
6.5*** В фрагменте «Образец платоновской диалектики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» пишет: «Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим». Выберите из повседневных разговоров или других источников высказанное вскользь суждение, на которое вы обратили внимание. В чем сила этого суждения?
Тема 7. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Симпозиум по «Пиру» Платона[28]:«Феноменология Эрота» *(5 юношей на пирушке: Федр, Павсаний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, – экспресс-речи на 4-5 мин.; + 5 девушек с оценкой интенций, горизонтов и перспектив интерпретирующие феномен любви с женской точки зрения. Показывается маскулинность речей персонажей «Пира», обращается внимание на недостаточность мужской интерпретации любви. Затем обосновывается и формулируется женская интерпретация любви)
Самоконтроль:
¿ Какой смысл вкладывается в естествознании в понятие феноменологического закона?
¿ Как Вы понимаете утверждение: «Сущность является, а явление существенно»?
¿ В западной философии принято различать сущность и явление (феномен). Как по аналогии описать соотношение тайного и явного, видимого и невидимого?
¿ Как кинезис влияет на восприятие мира?
¿ Какие формы права являются базисными, а какие форма права – надстроечными?
Задания и упражнения:
7.1* Обратите внимание на свою внутреннюю речь, свои внутренние монологи. С кем из знакомых Вы чаще всего мысленно спорите? Кто для вас значимый Другой?
7.2** Выбрав одно из определений в учебнике по «Теории государства и права» сущности какого-либо явления, напишите, насколько, для кого и почему эти признаки существенны. Для кого существенны другие признаки? Что существенно и почему в этом явлении для Вас?
7.3** На примере абзаца из учебника по «Теории государства и права» выделите и охарактеризуйте один из моментов феноменологического описания (точка зрения, горизонт, перспектива и ретроспектива, фокус, аспект, тематизация и т.п.)
7.4***** Следуя оглавлению «Феноменологии духа» Гегеля[29], последовательно опишите состояние своего духа при взгляде на «это» (или любой чувственной достоверности, воспоминании какого-то-то мнения).
7.5*****По примеру одной из речей о любви из «Пира» Платона сочините речь о любом другом феномене (лень, воля, счастье, тоска…). В речи должно присутствовать отчетливое позиционирование и обозначение точки зрения, открывающей новые горизонты, ретроспективы и перспективы, фокусы и аспекты и т.п.
Тема 8. ГНОСЕОЛОГИЯ
– О пользовании собственным разумом (по И. Канту «Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?»»);
– Истинность и ложность нормы права (примеры)[30];
– Проблема объективной истины в процессуальном праве (интернет-обзор по отраслям права, по отечественному и зарубежному праву).
Самоконтроль:
¿ В чем оправданность догматизма?
¿ Сформулируйте какой-нибудь тезис и, следуя примеру логиков Древней Индии, постройте для него антитетралемму.
¿ Могут ли быть предметы (вещи, тела) неистинными, ложными?
¿ Истинны, подлинны ли вы и ваш жизненный путь?
¿ Можно ли показать корову (лошадь, свинью) как таковую?
¿ Найдите фрагмент правового текста, в котором выражена позиция реализма, номинализма или концептуализма.
¿ Какое из направлений средневековой схоластики тяготеет к идеализму – номинализм или реализм?
Задания и упражнения:
8.1* Путем тестирования определите ведущую у вас репрезентативную систему (аудиальную, визуальную, кинестетическую и др.). В каких особенностях вашего мышления, речи и поведения выражается действие этой системы.
8.2** Следуя Сократу[31], представьте и опишите свою собственную tabula rasa.
8.3** Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер в трактате «Бытие и время» использует термин «соподразумевание». Используя различные аффиксы и ориентируясь как на реперные точки на лексемы «предрассудок», «соизволение», «послевкусие», постройте несколько терминов, обозначающих отдельные моменты духовной деятельности.
8.4*** Какие «идолы познания»[32] Вы фиксируете в мышлении окружающих. Что подмечают у Вас?
8.5*** Зафиксировав в окружающей действительности глупость или абсурд, попробуйте интерпретировать их посредством формулы немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».
Тема 9. ПРАКСЕОЛОГИЯ
– Деловая игра: «Cours d'Amour: La Cour de justice et Cour d'appel»[33].
– Дао борьбы: 36 китайских стратагем (+примеры-притчи).
Самоконтроль:
¿ Какое течение философии называют «философией практики»?
¿ Что такое «практический поворот» в социогуманитарном знании и как он может быть представлен в юриспруденции?
¿ Как прагматизм повлиял на школьное образование в США
¿ В чем смысл жизни по С. Франку
Задания и упражнения:
9.1* Определите по тесту Климова ваши профессиональные склонности. Какие технологии (праксемы) данного типа профессиональной деятельности вы используете в повседневной жизни?
9.2** Просмотрите заинтересовавшее Вас эссе из труда Ф. Бэкона «Опыты, или наставления нравственные и политические». Какие наблюдения и рекомендации Вам представляются нетривиальными и полезными?
9.3*** Прочитайте истории из жизни киников[34]. Вспомните, от чего общепринятого, но ненужного Вам удалось когда-то благополучно отказаться и Вы испытали чувство свободы. От чего сейчас Вы можете благополучно отказаться?
9.4*** Прочитайте третий с конца абзац из работы С.Л. Франка «Смысл жизни». Как разрешить противоречие между «завтра» и «сегодня»? Как бы вы ответили на вопрос «Что не делать?»
9.5*** Откройте в произвольном месте «Общину» (1926) из трактата «Агни-Йога» и определите обсуждаемый проблемно-тематический блок. Какие указания, на ваш взгляд, возвышают человека. Какие возвышающие стихийные устремления наблюдаются в современном мире? Возможна ли прагматично организованная их стандартизация и институционализация?
Тема 10. ГЕРМЕНЕВТИКА
– Диспут: «Мы[35]-мышление»: что все мы делаем, в чем все мы убеждены, из чего мы все исходим, о чем все мы знаем и думаем… Кто эти мы?
– Гуго Гроций: примеры толкований[36].
Самоконтроль:
¿Вспомните опыт неоднократного прочтения какого-либо текста (просмотра фильма, театральной постановки, прослушивания песни). Как изменилось ваше понимание текста? Определите факторы, которые повлияли на динамику вашего понимания текста.
¿Опишите ситуацию, когда кто-то кого-то в чем-то упорно не понимал. В чем состояла разница смысловых полей участников коммуникации?
¿В фрагменте «Показательное значение юридической герменевтики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» утверждает, что юридическая герменевтика невозможна в случае абсолютизма, ставящего волю монарха над законом. Так, Гадамер пишет: «Задача интерпретировать закон так, чтобы конкретный случай получил справедливое решение в правовом смысле данного закона, здесь вообще не стоит. Напротив, не связанный законом монарх способен добиться того, что кажется ему справедливым, вообще не считаясь с законом, то есть не совершая никаких усилий по его истолкованию. Задача понимания и истолкования стоит лишь там, где законодательные положения полагаются неснимаемым и для всех обязательным образом». По отношению к данному положению приведите аргументы pro или contra.
Задания и упражнения:
10.1* По опроснику Плутчика определите преобладающий у Вас тип психологической защиты. Какой тип психологической защиты преобладает у значимого для Вас партнера по коммуникации? Ка его понимать и как с ним обращаться?
10.2* Прочитайте фрагмент из работы «Бытие и время»[37] немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, посвященный формальной структуре вопроса о бытии. Структурируйте по данному образцу вопрос, который представляется вам наиболее актуальным.
10.3** Прочитайте возражения и ответы на них, данные Фомой Аквинским в 1-м и 2-м разделах к вопросу № 45 «О модусе порождения вещей от первого начала» (из «Суммы теологии»[38]). Используя технику толкования Фомы Аквинского, сформулируйте потенциальные возражения и ответы на них к одному из положений 2 главы Конституции Российской Федерации.
10.4*** Прочитайте одну из притч Дж. Руми (или стихотворения В.С. Соловьева). Напишите, как вы поняли этот текст. Через два дня перечитайте текст и напишите, на что еще вы обратили внимание (с учетом биографии и личности автора, круга общения, духа времени и т.п.).
10.5*** Ознакомьтесь с статьей Г. Гадамера «О круге понимания»[39]. Основываясь на своем жизненном и образовательном опыте, знании биографий выдающихся людей, понимании известных художественных произведений и т.п., приведите примеры, иллюстрирующие особенности понимания, выделенные в данной статье желтым цветом.
Тема 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
– Экзистенциальные мотивы в поэзии Р.М. Рильке[40].
– «Ностальгия и преступления» К. Ясперса.
– Камю о смертной казни[41]: логика абсурда.
Самоконтроль:
¿Приведите примеры пограничных ситуаций из своей жизни?
¿В чем эвристический смысл «доведения до абсурда»?
¿Чем отличается абсурд от глупости и заблуждения?
¿Зачем в обществе и семье «требуются» скандалы?
¿В каком смысле человек является собственным проектом?
¿Вспомните фундаментальные выборы, сформировавшие вашу жизнь. Насколько они определили ее перспективу?
¿Оцените подлинность своего существования: живете ли вы сейчас настоящей жизнью?
Задания и упражнения:
11.1** Определите по описаниям свою базовую перинатальную матрицу. В воображении представьте и почувствуйте себя рожденным в других базовых перинатальных матрицах.
11.2** Что окружающие вас люди квалифицируют в жизни как абсурд? Чем он оправдан? Что следует переосмыслить?
11.3** Какие, на Ваш взгляд, имеются недостатки в размышления А. Камю о самоубийстве[42]
11.4*** Прочитайте размышления Г. Марселя о предательстве[43]. Он чувствует бытие как измену и предательство. Как Вы чувствуете бытие?
11.5*** Прочитайте описание Х. Ортегой-и-Гассетом женщины как ДРУГОГО[44]. Исходя из данного описания, укажите на дополнительные аспекты описания женщины как ДРУГОЙ или опишите мужчину как ДРУГОГО по отношению к женщине.
Тема № 12. ПОСТМОДЕРНИЗМ
– Круглый стол: Теорема о проклятой стороне вещей Ж. Бодрийяра (обмен опытом).
– М. Фуко и деятельность Бюро информации по тюрьмам.
– Архитектоника кино и литературы: серийность и сезонность, римейк, спин-оффы, сиквел, приквел, интерквел, квадриквел, триквел, мидквел и т.п. и др.
Самоконтроль:
¿ Действительно ли образ ризомы альтернативен образу мирового древа?
¿ Какие современные информационные технологии стимулируют постмодернистскую чувствительность?
¿ Какие виды драм разыгрываются в обществе спектакля?
Задания и упражнения:
12.1** Пройдите психогеометрический тест и определите тип своей личности. Перейдите из горизонтальной плоскости в вертикальную и представьте себя соответствующей стереометрической фигурой (например: квадрат ® куб). Какие дополнительные признаки данного типа личности вы бы указали?
12.2* Приведите пример локального микронарратива, который устойчиво поддерживается в известном Вам сообществе.
12.3*** Ознакомившись с текстами «Золотых пифагорейских стихов»[45] проведите анализ и деконструкцию наставлений.
12.4*** Прочитайте эссе Ж. Бодрийяра «Теорема о проклятой стороне вещей»[46]. Зафиксируйте аналогичный известный Вам опыт и уроки на будущее.
12.5** Испытайте технику дрейфа и опишите наблюдения, собранные в результате фланирования.
|