Практическое занятие 13.2. Современная философия
– Сферология П. Слотердайка[50].
– Археоавангард Ф. Гиренка[51].
Самоконтроль:
¿ Знаковые фигуры советской философии? современной российской философии? современной зарубежной философии?
¿ Наиболее влиятельные философские течения в регионах мира?
13.2.1****** Проведитефилософское самоопределение по следующим параметрам:
– историко-философская формация, которая наиболее понятна вам по горизонту мышления;
– течение философии в этой формации, точка зрения которого на мир вам симпатична;
– перспектива трансформации ваших взглядов с учетом эволюции данного течения философии.
Нужно определиться либо по ряду оппонирующих направлений (материализм – идеализм, сенсуализм – рационализм и др.), либо идентифицировать себя по одному из известных философских течений (марксизм, философия жизни, экзистенциализм и др.).
В варианте «Философская диагностика» следует определить философские ориентации одного из товарищей.
Результаты диагностики необходимо обосновать цитатами из собственных авторских текстов (эссе и др.), а также соотнести с ответами на вопросы в анкете входного контроля.
Желательно в обоих случаях на основе учета закономерностей мирового философского процесса:
- сформулировать прогностические описания философского праксиса диагностируемого и пути его снятия;
- определить зону ближайшего философского развития диагностируемого;
- предложить рекомендации по «положительному упразднению» диагностируемого.
13.2.2****Посетите страничку http://professorrating.ru/professor.php?id=42421 и оцените качество преподавания курса философии.
Тесты для самоконтроля:
На основе эстетического отношения к миру возникает:
а) миф,
б) искусство,
в) религия,
г) утопия.
На основе нравственного отношения к миру возникает:
а) наука,
б) искусство,
в) религия,
г) утопия.
Автором «Утопии» является:
а) Платон,
б) Томас Мор,
в) Эразм Роттердамский,
г) Томмазо Кампанелла.
Какой из органов чувств является базовым для формирования мировоззрения:
а) слух,
б) осязание,
в) обоняние,
г) зрение.
Картина мира по своей конструкции имеет статус:
а) обыденный,
б) теоретический,
в) эмпирический,
г) проектный.
Характерные черты восточной философии:
а) мистицизм,
б) экстравертность,
в) теоретичность,
г) практичность.
Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо Цзы,
б) Лао Цзы,
в) Конфуций,
г) Чжуан Цзы.
Основные проблемы схоластики:
а) бытия и небытия,
б) веры и разума,
в) судьбы человека,
г) доказательства бытия Бога.
Отметьте представителей французского Просвещения:
а) Вольтер,
б) Петр Абеляр,
в) Шарль Луи Монтескье,
г) Жан-Поль Сартр.
На современном этапе развития философии влиятельны такие течения как:
а) синтетическая философия,
б) перипатетизм,
в) аналитическая философия,
г) постмодернизм.
Основным вопросом в западной философской традиции является вопрос о:
а) самоубийстве,
б) смысле жизни человека,
в) отношении бытия и мышления,
г) одиночестве.
Философский материализм – это:
а) философское направление, утверждающее первичность материального
бытия и производность от него духовного, психического;
б) вещно-телесное миропонимание
в) учение о первичности духовного и вторичности природного,
материального;
г) учение о чувственности как основе процесса познания.
Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия?
а) Аристотель,
б) Демокрит,
в) Гераклит,
г) Эмпедокл.
Какие два соперничающих философских направления выделяют в средневековой философии?
а) сенсуализм и рационализм;
б) эмпиризм и априоризм;
в) материализм и идеализм;
г) номинализм и реализм.
Номинализм – это:
а) учение об общих понятиях как именах реально существующих единичных вещей,
б) познание имен Бога с помощью разума,
в) философия имени,
г) формальный, номинальный подход к действительности.
По Платону идеи существуют:
а) только в умах людей,
б) отдельно, в особом мире,
в) в Божественном разуме,
г) как возможные формы материальных объектов
Первым заложил философский подход к пониманию бытия как единой основы, сущности всего существующего в мире:
а) Демокрит,
б) Парменид,
в) Платон,
г) Декарт.
Философский идеализм – это:
а) возвышенные представления о реальности,
б) стремление к высшим идеалам,
в) учение о первичности, определяющем характере духовного, идеального бытия по отношению ко всему существующему,
г) теория, обосновывающая разум как основной источник познания.
Солипсистом считают:
а) Декарта,
б) Спинозы,
в) Беркли,
г) Дидро.
Реализм, оппонирующий номинализму – это:
а) учение о реальном существовании общего,
б) реалистический подход к действительности,
в) учение о реальности окружающего мира,
г) признание мира как совокупности вещей.
Шопенгауэр считал, что жизнь людей – это:
а) полна радостей и успехов,
б) цепь тревог, разочарований и мучений,
в) подобие маятнику от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот,
г) серая и безликая «жизнь насекомых».
Развил философию гедонизма:
а) Сократ,
б) Фома Аквинский,
в) Эпикур,
г) Фрэнсис Бэкон.
Критикует привычные ценности и провозглашает волю к власти:
а) Гуссерль,
б) Кант,
в) Ленин,
г) Ницше.
Основной вопрос теории ценностей:
а) о самоубийстве,
б) о смысле жизни,
в) что есть истина?
г) что есть благо?
О бытии как абсолютном «Я» и его деятельности учил:
а) Бердяев,
б) Беркли,
в) Декарт,
г) Фихте.
Создатель «философии всеединства»:
а) Ломоносов,
б) Чаадаев,
в) Чернышевский,
г) Соловьев.
Философ, автора учения о множественности субстанций:
а) Платон,
б) Гегель,
в) Лейбниц,
г) Фалес.
Философский плюрализм – это:
а) философское учение об изначальной множественности и многообразии
начал бытия всего сущего,
б) концепция многоуровневой Вселенной: микро-макро-мега миры,
в) отождествление Природы и Бога как одной и единственной субстанции,
г) отрицание супранатурального, сверхприродного бытия.
Философский монизм – это:
а) форма философского материализма,
б) форма философского идеализма,
в) учение о единой основе, сущности всего существующего,
г) представление о единстве души и тела.
Философский дуализм – это:
а) концепция о раздвоении личности на волю и разум,
б) противопоставление материального и духовного как двух равноправных начал бытия,
в) учение о Боге как творце мира и как источнике его движения,
г) концепция, разделяющая процесс познания на эмпирический и
теоретический.
Система - это:
а) упорядоченное множество объектов,
б) определенное множество элементов,
в) комплекс взаимодействующих элементов,
г) совокупность элементов, находящихся в устойчивых отношениях и связях друг с другом.
Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) вода;
б) огонь;
в) земля;
г) дерево.
«Новый органон» написал:
а) Аристотель,
б) Фрэнсис Бэкон,
в) Рене Декарт,
г) Фома Аквинский.
Принцип золотой середины формулировался:
а) Конфуцием,
б) Буддой,
в) Аристотелем,
г) Авиценной.
Автором «Тектологии» является:
а) Конт,
б) Спенсер,
в) Богданов,
г) Вернадский.
Учение о субстанции, ее модусах и атрибутах развивал:
а) Аристотель,
б) Гольбах,
в) Оккам,
г) Спиноза.
Концепцию четырех причин разработал:
а) Демокрит,
б) Платон,
в) Аристотель,
г) Гольбах.
Случайное, привходящее свойство объекта называется:
а) экзистенцией,
б) акциденцией,
в) атрибутом,
г) субстанцией.
Первым античным диалектиком считается:
а) Платон,
б) Пифагор,
в) Сократ,
г) Гераклит.
Обоснование дедуктивного метода принадлежит:
а) Фрэнсису Бэкону,
б) Рене Декарту,
в) Баруху Спинозе,
г) Готфриду Лейбницу.
Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии:
а) философия жизни,
б) марксизм,
в) экзистенциализм,
г) аналитическая философия.
Диалектика – это:
а) учение о структуре мироздания,
б) теория, описывающая движение материальных тел,
в) учение о развитии и всеобщих взаимосвязях,
г) наука о многообразии мира.
Основной закон диалектики, формулируемый в диалектическом материализме:
а) закон единства и борьбы противоположностей,
б) закон отрицания отрицания,
в) закон перехода количественных изменений в качественные изменения,
г) закон трех стадий.
Примат частей по отношению к целому подчеркивали:
а) атомисты,
б) платоники,
в) перипатетики,
г) редукционисты.
Принцип нераздельность формы и материи:
а) гилеморфизм,
б) гомоформизм,
в) изоморфизм,
г) метаморфизм.
Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:
а) дхарма,
б) карма,
в) нирвана,
г) сансара.
Учение И. Канта о «ноуменах» и «феноменах» – это:
а) учение материализма и агностицизма,
б) учение объективного идеализма и рационализма,
в) учение дуализма и агностицизма,
г) учение феноменализма.
Об явлениях окружающей действительности как вещах-в-себе писал:
а) Гегель,
б) Кант,
в) Гуссерль,
г) Маркс.
Автором «Феноменологии духа» является:
а) Гегель,
б) Кант,
в) Гуссерль,
г) Маркс.
Интенция – это понятие учения:
а) Гегеля,
б) Гуссерля,
в) Ницше,
г) Фуко.
«Закон сохранения искажений в изобразительном искусстве» – это эффект:
а) интенциональности,
б) горизонта восприятия,
в) точки зрения
г) перспективы.
Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Камю, Хайдеггер являются представителями:
а) позитивизма;
б) феноменологии;
в) персонализма;
г) экзистенциализма.
Главная проблема философского экзистенциализма:
а) исследование законов объективного мира,
б) проблема человеческого существования,
в) исследование ценностей человеческого общества,
г) вопросы об общественном прогрессе.
Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что:
а) в нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение;
б) человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться;
в) что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока;
г) человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность.
Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма.
Немецкий философ, который осуществил гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:
а) Гегель;
б) Кант;
в) Фихте;
г) Лейбниц.
«Агностицизм» понимается как:
а) учение, утверждающее принципиальную познаваемость мира;
б) учение, исследующее границы человеческого познания;
в) учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира;
г) учение, ставящее под сомнение возможность познания мира.
К рациональному познанию относятся:
а) мышление,
б) суждение,
в) предвидение,
г) интуиция.
Методы эмпирического познания:
а) наблюдение,
б) конструирование,
в) моделирование,
г) эксперимент.
Американские философы Чарлз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи относятся к философскому направлению:
а) экзистенциализм;
б) прагматизм;
в) феноменология;
г) герменевтика.
Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):
а) истина – то, что доказано,
б) истина – то, что полезно,
в) истина – то, что привычно,
г) истина – то, что общепризнано.
Теория истины, трактующая истинность как соответствие знание предмету:
а) корреспондентская,
б) когерентная,
в) прагматистская,
г) конвенциалистская.
Предмет философской герменевтики:
а) всеобщие законы бытия,
б) самоорганизация,
в) логика,
г) текст.
Уточнение, раскрытие содержания понятия:
а) верификация,
б) интерпретация,
в) фальсификация,
г) экспликация,
По Ф. Энгельсу и К.Каутскому, юридическое мировоззрение господствует:
а) античности,
б) средние века,
в) Новое время,
г) Новейшее время.
Юридический догматизм характерен для представителей:
а) платонизма,
б) естественно-правовой школы,
в) нормативизма,
г) социально-правовой школы.
Теорему о проклятой стороне вещей формулировал:
а) Джон Ролс,
б) Поль Рикер,
в) Жан Бодрийяр,
г) Герберт Харт.
Автор книги «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы»:
а) Деррида,
б) Радбрух,
в) Фуко
г) Эвола.
Представление о том, что «мнения правят миром» сложилось:
а) в просветительской концепции общественного развития,
б) среди представителей исторического» материализма,
в) в рамках «географического детерминизма»,
г) в объективно-идеалистической концепции общественного развития.
Позицию географического детерминизма выражает:
а) Монтескье,
б) Вольтер,
в) Кант,
г) Конт.
Развитие общества Гегель связывает с:
а) борьбой за существование,
б) саморазвитием мирового духа,
в) развитием производительных сил,
г) развитием личности.
Согласно учению марксизма в основе общественного развития лежит:
а) способ материального производства,
б) система общественных ценностей,
в) воля великой исторической личности,
г) политическая государственная власть.
Создателем материалистического понимания истории является:
а) Демокрит и Эпикур,
б) Фрэнсис Бекон и Томас Гоббс,
в) французские материалисты,
г) Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Согласно учению Огюста Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
а) мифологическую – утопическую – научную,
б) теологическую – метафизическую – позитивную,
в) художественную – религиозную – позитивную,
г) философскую – позитивную – религиозную.
Растущая взаимозависимость различных регионов мира:
а) технологизация,
б) глобализация,
в) институционализация,
г) дивергенция.
Пифагорейцы учили о справедливости как числе:
а) треугольном,
б) квадратном,
в) женском,
г) мужском.
[1] Бурас М., Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. № 8.
[2] Иорданский В. Хаос и порядок. М., 1982 (с. 123-180).
[3] Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 2010.
[4] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
[5] Фихте И.Г. О достоинстве человека // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 436-441.
[6] Маковелъский А. О.Софисты. Вып. 2. Баку, 1941. С. 87-100.
[7] Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 2010.
[8] Бэкон. Сочинения. В 2-х томах. Т. I. М., 1971. С. 507 и далее.
[9] Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 107-438.
[10] Воронина О.А. Оппозиция материи и духа: гендерный аспект // Вопросы философии, 2007, № 2.
[11] См. фрагменты «Государства» Платона: «Роль сословия стражей в идеальном государстве» (с. 164-167), «Отбор правителей и стражей» (216-220), «Три начала человеческой души» (с. 252-259): Платон. Государство // Платон. Соч. в 4 т. Т. 3. Ч. 1. СПб., 2007.
[12] Книга 1, главы 3-9. Например: Аристотель. Метафизика. М., 2006. С. 37-77.
[13] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 217-227.
[14] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
[15] Петрарка Ф. Инвектива против некоего человека высокого положения, но малой учености и добродетели. // Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998. С. 304-314.
[16] Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000.
[17] Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.
[18] Тюгашев В. А., Тюгашев Е. А. Метрика уголовного наказания: универсальная шкала оценки // Вестник НГУ. Серия: Право. 2010. Вып. 2.
[19] Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 63-80.
[20] Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 720-768
[21] Колесо Сансары.
[22] Гольбах П.А. Система природы // Гольбах П.А. Избранные произведения в двух томах. М., 1963. Т. I. С. 238-262.
[23] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001. С. 120-126.
[24] Гегель Сочинения. Т. VIII. Философия истории. М.–Л., 1935. С. 29-32.
[25] См.: Сибрикова А.Р. Юридическая морфология волшебной сказки: архаическая и романтическая парадигмы (2009); Морфологическая схема волшебной сказки Проппа.
[26] Дао Дэ Цзин. Книга о пути и силе / пер. с кит. и комментарии А. Кувшинова. Красноярск, 1998.
[27] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 250-265.
[28] Платон. Пир // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1993. 81-134.
[29] См.: Тюгашев Е.А. Философия: учебное пособие. Новосибирск, 2016. С. 161-162.
[30] Кузнецова О.А. Пороки правовой нормы: «диагностика» и предупреждение // Журнал российского права. 2005. № 3.
[31] Из «Теэтет» Платона.
[32] Бэкон Φ. Новый органон (с главы XXXIX) // Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1978. С. 18 и далее
[33] Жизнеописания трубадуров. М., 1993
[34] Антология кинизма. М., 1984.
[35] С учетом романа Е.И. Замятина «Мы»
[36] Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. Книга II. Глава XVI. О толковании.
[37] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 5.
[38] Фома Аквинский Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 44-74. Киев, 2003.
[39] Гадамер Г.Г. О круге понимания // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 72–81.
[40] Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. 224 с.
[41] Камю А. Размышления о гильотине // Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М., 2003. С. 137-198.
[42] Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Сочинения в пяти томах. Харьков, 1997. Т. 2. С. 7-10.
[43] Марсель Г. Метафизический дневник // Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 82-84.
[44] Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. С. 572-580
[45] Пифагорейские золотые стихи с комментарием Гиерокла. М., 1995.
[46] Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. С. 157-166.
[47] Тоффлер А. Футурошок. М., 2002.
[48] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2007.
[49] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
[50] Слотердайк П. Сферы. СПБ., 2005.
[51] Гиренок Ф. Удовольствие мыслить иначе. М., 2008.
|