Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Оптимизация денежных средств

Определение рационального остатка денежных средств на банковских счетах и в кассе предприятия, обеспечивающего эффективное поддержание платежеспособности, представляет одну из основных задач финансового менеджмента.

С позиции теории инвестирования , вложения в денежные средства можно рассматривать как частный случай инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним вполне применимы модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств предприятия. Речь идет о том, чтобы определить:

- общий объем денежных средств;

- долю денежных средств в активах;

- даты и объемы взаимной конвертации денежных средств и прочих высоколиквидных денежных активов. В западной практике распространение получили модели В. Баумоля, М.Миллера и Д. Орра.

 

 

Модель Баумоля.

Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, постоянно расходуя их в течение некоего периода времени. Все средства, поступающие от реализации продуктов и услуг, вкладываются в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств становится равным нулю или другому, заранее установленному уровню, часть ценных бумаг продается и уровень денежных средств восстанавливается до первоначального значения.

При увеличении среднего остатка денежных средств на банковских счетах и в кассе предприятия величина упущенной выгоды, обусловленной отказом от инвестирования в ценные бумаги также увеличивается, а число их конвертаций в денежные средства, а значит и сумма связанных с этим расходов уменьшается. Возникает ситуация, с которой мы уже сталкивались при оптимизации величины материальных запасов. Формула, позволяющая определить рациональную сумму пополнения денежных средств, носит имя автора.



 

Модель Миллера - Орра

Модель Баумоля проста и вполне приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко - остаток денежных средств обычно изменяется случайным образом. Модель, разработанная Миллером и Орром, представляет собой компромисс между простотой и повседневной реальностью. Она помогает ответить на вопрос как предприятию следует управлять денежными средствами, если невозможно предсказать каждодневный приток или отток денежных средств. Логика действий финансового менеджера при этом следующая. Остаток денежных средств на банковских счетах и в кассе предприятия хаотически меняется до тех пор; пока не достигает верхнего предела Когда это происходит, предприятие начинает скупать достаточное количество ликвидных ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоему нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, предприятие продает накопленные ранее ценные бумаги и пополняет запас денежных средств до нормального уровня.

 

 

Причины дефицита денежных средств.


ВНУТРЕННИЕ

Падение объема продаж

• потеря одного или более крупных потребителей; „

•недостатки в управлении ассортиментом продукции.

Недостатки в системе управления финансами

•слабое финансовое планирование;

•отсутствие оптимальной оргструктуры финансовых служб;

•отсутствие управленческого учета;

•потеря контроля над затратами;

•низкая квалификация кадров.


ВНЕШНИЕ

•Кризис неплатежей

•Неденежные формы расчетов

•Конкуренция со стороны других товаропроизводителей

•Рост цен на энергоносители

•Потери из-за заниженного обменного курса

•Давление налогового законодательства

•Высокая стоимость заемных средств

•Давление инфляции


 

 

Меры по увеличению потока денежных средств.

Краткосрочные меры.


Увеличение притока денежных средств.

•Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов

•Рационализация ассортимента продукции

•Реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты

•Использование частичной предоплаты

•Привлечение внешних источников краткосрочного финансирования

•Разработка системы скидок для покупателей


Уменьшение оттока денежных средств.

•Сокращение затрат

•Отсрочка платежей по обязательствам

•Использование скидок поставщиков

•Пересмотр программы инвестиций

•Налоговое планирование

•Вексельные расчеты и взаимозачеты


 

 

Долгосрочные меры.


Увеличение притока денежных средств.

•Дополнительная эмиссия акций и облигаций
•Реструктуризация компании, ликвидация или выделение в бизнес - единицы

•Поиск стратегических партнеров

•Поиск потенциального инвестора

Уменьшение оттока денежных средств.

•Долгосрочные контакты

•Налоговое планирование

Избыток денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные

1. С инфляцией и обесцениванием денежных средств.

2. С упущенной выгодой от прибыльного размещения свободных денег.

Оптимизация величины денежных средств позволит обеспечить рентабельность при приемлемом уровне ликвидности.

 

13. Управление дебиторской задолженностью

 

В процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности в условиях рынка каждое предприятие постоянно сталкивается с проблемой расчетов за реализуемые им товары. Отгружая продукцию или оказывая потребителям (контрагентам, клиентам) некие услуги, предприятие, как правило, не получает оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей, становящихся его должниками. В результате средства предприятия временно омертвляются в виде так называемой дебиторской задолженности, объем, причины возникновения и динамика которой зависят от множества противоречивых факторов, которыми можно и нужно управлять.

В общем случае, управление дебиторской задолженностью предприятия предполагает:

•классификацию клиентов с позиции их кредитоспособности;

•фиксацию условий кредитования клиентов;

•оценку реального состояния дебиторской задолженности;

•стимулирование погашения дебиторской задолженности,

•планирование денежных потоков, поступающих от дебиторов.

Классификация потенциальных дебиторов с позиции их кредитоспособности в норме ведется предприятием в плановом, опережающем режиме, исключающем необходимость принятия спонтанных, недостаточно обоснованных решений.

Вырабатывая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по следующим вопросам:

•срокам предоставления кредита;

•системе скидок;

•обеспечению кредита.

Опенка реального состояния дебиторской задолженности включает в себя ранжирование ее по срокам возникновения, анализ сложившегося и прогноз будущего уровня по данным бухгалтерского и управленческого учета, что позволяет финансовому менеджеру правильно оценивать обстановку и своевременно предпринимать необходимые защитные меры

Стимулирование погашения дебиторской задолженности сводится к побуждению должников к выполнению обязательств и перечислению требуемых платежей и предполагает разработку и осуществление:

•численных значений критериальных показателей, свидетельствующих об угрозе и масштабности возможных нарушений;

•порядка взаимодействия с дебиторами в случае нарушения взятых на себя обязательств;

•способов наказания недобросовестных контрагентов;

•правил формирования резервов на невозврат долгов.

Планирование денежных потоков, поступающих от дебиторов, сводится к минимизации промежутка между принятием дебитором решения о погашении имеющейся у него задолженности и фактическим зачислением соответствующих средств на банковские счета или в кассу предприятия. Ситуация осложняется тем, что даже у добросовестного дебитора на момент оплаты могут отсутствовать «свободные» или вообще какие-либо денежные средства и взамен их кредитору предложат другие, менее ликвидные активы (векселя и т.д.).

 

К методам управления дебиторской задолженностью относят следующие:

1. Реструктуризация долга за счет использования вексельного оборота.

2. Использование некоторых видов скидок (или спонтанное финансирование).

Например, скидка «1/15 net 30» означает: если покупатель платит в течение 15 дней, то скидка предоставляется в 1%, в противном случае - платит в течение 30 дней.

Для принятия решения о целесообразности использовать скидки рассчитывается цена отказа от скидки.

 

 

которого предоставляется скидка

 

Если цена отказа от скидки больше текущего банковского процента, то это значит, что отказ от скидки стоит дороже, чем банковский кредит и, следовательно, есть смысл пользоваться скидкой (и наоборот).

 

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.

 

•Снижение цены приводит к расширению продаж, а в структуре затрат
высокая доля постоянных.

•Система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии.

•Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

 

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты:

•предоплата;

•частичная предоплата;

•передача на реализацию;

•выставление промежуточного счета;

•банковская гарантия;

•гибкое ценообразование.

 

Гибкие цены могут:

•быть привязаны к общему индексу инфляции;

•зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов;

•учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.