Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Операционный анализ и его элементы.

 

Цель операционного анализа – отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Данный анализ позволяет оценить предпринимательский риск предприятия, который выражается в возможном недополучении прибыли в результате:

- неустойчивости спроса и цен на готовую продукцию;

- неустойчивость цен на сырье и энергию.

Предпринимательский риск возрастает при увеличении удельного веса постоянных затрат.

Основные элементы операционного анализа:

- порог рентабельности (критический объем);

- операционный рычаг;

- запас финансовой прочности предприятия.

 

Критический объем – это такой объем производства, при котором выручка от реализации точно равна затратам на производство и реализацию продукции.

Критический объем = Постоянные затраты/ Цена – Переменные затраты на единицу продукции = Постоянные затраты/Маржинальная прибыль на единицу продукции

 

Маржинальная прибыль (валовая маржа, вклад на покрытие) – разность между ценой продажи и переменными затратами на единицу продукции. Сумма маржинальной прибыли – это разница между выручкой и общей сумой переменных затрат. Она показывает постоянные затраты предприятия и обеспечивает прибыль.

Коэффициент маржинальной прибыли = маржинальная прибыль/ Выручка от реализации

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такая маржинальная прибыль покрывает только постоянные затраты.

 

Порог рентабельности = Цена * Критический объем = Постоянные затраты/ коэффициент маржинальной прибыли



 

Запас финансовой прочности показывает, на сколько может понизиться объем производства ( продаж), прежде чем предприятие понесет убытки.

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага = изменение прибыли до выплаты % и налогообложения (%) / изменение выручки (%) = маржинальная прибыль / прибыль до выплаты % и налогообложения. Например, если сила воздействия операционного рычага равна 3, то увеличение выручки на 10% обеспечит прирост прибыли на 30% (10%*3), и наоборот, снижение выручки на 10% обернётся снижением прибыли на 30%.

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска предприятия. Она зависит от уровня постоянных затрат предприятия и объемов реализации. Чем ближе к точке безубыточности, тем больше сила воздействия.

 

15. Аналитические возможности операционного анализа. Формирование ассортиментной политики предприятия.

 

Операционный анализ используется для управления ассортиментной программой производства. Эффективное управление ассортиментом позволяет увеличить прибыль и приток денежных средств в сжатые сроки и без значительных инвестиций.

Ресурсы предприятия всегда ограничены, следовательно, производить и продавать необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств.

Чтобы определить оптимальный ассортимент продукции предприятия, важно рассмотреть следующие вопросы.

Что выпускает предприятие?

Необходимо определить, что предприятие производит, включая все услуги, предоставляемые сторонним организациям, а не только основные виды деятельности.

 

Какие товары выгодны и продаются лучше всего?

Необходимо определить, какие товары или услуги наиболее привлекательны на рынке и пользуются наибольшим платежеспособным спросом

 

Возможно ли расширить рынок сбыта тех товаров, которые приносят наибольшую выгоду предприятию?

Необходимо определить, существуют ли новые рынки сбыта выгодных для предприятия товаров и услуг и возможно ли использование новых каналов сбыта.

Определив все виды деятельности предприятия, необходимо оценить каждый из них по финансовым показателям, а именно:

- рассчитать себестоимость продукции;

- определить вклад на покрытие каждого изделия.

Для принятия решения относительно ассортимента, объема продаж и цены только финансовой информации недостаточно. Необходима оценка внешних условий деятельности предприятия – рынка:

- продукты с высоким коэффициентом маржинальной прибыли должны производиться в максимальных объемах, определяемых спросовыми ограничениями;

- следует наращивать производство продуктов с высоким значением операционного рычага, если существует устойчивый спрос на них. При нестабильном спросе и в условиях его снижения следует увеличивать долю продуктов с высоким запасом финансовой прочности и с низким значением операционного рычага;

- снятие с производства целесообразно только в тех случаях, когда коэффициент маржинальной прибыли равен нулю. В других случаях отказ от производства даже убыточного продукта может привести к снижению прибыли (росту убытков).

 

16. Взаимодействие эффектов производственного и финансового рычагов в условиях предпринимательского риска.

 

Различают два вида риска, связанного с деятельностью организации и это – предпринимательский (деловой) и финансовый риски. Сумма предпринимательского и финансового рисков представляет собой совокупный (производственно-финансовый) риск организации.

Риски непостоянны во времени. На них влияют колебания делового цикла, изменения в финансовой и денежно-кредитной политике государства и др. факторы. В силу этого общеэкономическая информация исключительно важна при оценке рискованности конкретной ситуации на товарном и финансовом рынках. Соотношение совокупного и финансового рисков можно увидеть на рис. 2 .

Линия А – В характеризует, что деловой риск не связан с финансовым рычагом (левериджем), линия А – С свидетельствует о наличии прямой зависимости между финансовым риском и данным рычагом через коэффициент задолженности (ЗК/СК). Совокупный риск организации – это сумма делового и финансового рисков.

Предпринимательский (деловой) риск в конкретной сфере деятельности вызывают следующие факторы: *

неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, материальные ти топливно-энергетические ресурсы, тарифов на транспортные услуги; *

не всегда имеющаяся возможность перекрыть ценой издержки производства и обращения и обеспечить требуемую норму прибыли; *

различная сила воздействия производственного рычага (СВПР).

Рис. 2 Составные элементы совокупного (общего) риска предприятия

Сила воздействия производственного рычага зависит от доли постоянных расходов в суммарных издержках, величины выручки от реализации. Если уровень постоянных издержек организации высок и не снижается в период падения спроса на продукцию, то снижение прибыли многократно выше по сравнением с выручкой от реализации, то есть возрастает предпринимательский риск.

Влияние эффекта финансового рычага (ЭФР) генерирует финансовый риск. Он возникает в случаях: *

неустойчивость финансовых условий кредитования заемщиков (особенно при колебаниях рентабельности активов); *

неуверенности владельцев обыкновенных акций в получении приемлемого дивиденда в случае банкротства организации-эмитента с высоким уровнем заемных средств.

Следовательно, предпринимательский и финансовый риски тесно взаимосвязаны на основе взаимодействия эффектов производственного и финансового рычагов. Производственный (операционный) рычаг воздействует на общую прибыль (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль), а финансовый рычаг – на чистую прибыль, чистую рентабельность собственного капитала и чистую прибыль, приходящуюся на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процента за кредит при наращивании эффекта финансового рычага (за счет коэффициента задолженности) увеличивает постоянные издержки и оказывает повышательное давление на филу воздействия производственного рычага. При этом увеличивается на только финансовый, но и предпринимательский риск и, несмотря на декларирование высокого дивиденда, может упасть курсовая стоимость акций предприятия-эмитента.

Последнее обстоятельство приводит к обесценению Уставного капитала и снижению доверия кредиторов к организации

Таким образом, чем больше сила воздействия производственного рычага, тем более чувствительна общая прибыль к изменению выручки от реализации продукции. С другой стороны, чем выше уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль, приходящаяся на одну обыкновенную акцию, к изменению валовой прибыли.

По мере одновременного увеличения силы воздействия производственного и финансового рычагов все менее значительные изменения физического объема реализации продукции приводят к все более весомым колебаниям чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию.

Данный тезис находит выражение в формуле совокупного эффекта производственного и финансового рычагов:

где: СВПР - сила воздействия производственного рычага; СВФР – сила воздействия финансового рычага.

Результаты расчета по этой формуле указывают на степень совокупного риска, связанного с предприятием и отвечают на вопрос на сколько процентов изменится чистая прибыль на обыкновенную акцию при изменении выручки от реализации продукции на один процент.

Сочетание значительного производственного рычага с высоким финансовым рычагом может иметь самые негативные последствия для финансово-хозяйственной деятельности организации, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются (особенно в условиях падения деловой активности и падения объема реализации (продаж).

Рациональная структура капитала – это результат компромисса между риском и доходностью. Если равновесие между этими элементами достигнуто, то оно должно принести собственнику (акционерам) желаемую максимизацию прибыли или максимизацию курсовой стоимости акций.

Для выбора дивидендной политики организации-эмитенту нужно использовать следующую стандартную формулу:

Следует иметь в виду, сто взаимодействие эффектов производственного и финансового рычагов усугубляет слияние падения выручки от реализации продукции на чистую прибыль организации.

Поэтому для любого вида предпринимательской деятельности важно определить разумное сочетание риска и доходности.

 

17. Управление внеоборотными активами предприятия. Понятие, виды, источники финансирования инвестиций.

 

Внеоборотные активы являются одними из важнейших составных частей имущества организации. Сформированные на первоначальном этапе деятельности предприятия внеоборотные активы требуют постоянного управления ими. Это управление осуществляется в различных формах и разными функциональными подразделениями предприятия. Часть функций этого управления возлагается на финансовый менеджмент.

Разнообразие видов и элементов внеоборотных активов предприятия определяет необходимость их предварительной классификации в целях обеспечения целенаправленного управления ими. С позиций финансового менеджмента эта классификация строится по следующим основным признакам 1) По функциональным видам внеоборотные активы в современной практике финансового учета и управления подразделяются следующим образом

а) Основные средства. Они характеризуют совокупность материальных активов предприятия в форме средств труда, которые многократно участвуют в производственном процессе и переносят на продукцию свою стоимость частями.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют внеоборотные активы предприятия, не имеющие вещественной (материальной) формы, обеспечивающие осуществление всех основных видов его хозяйственной деятельности.

в) Незавершенное строительство. Они характеризуют объем фактически произведенных затрат на строительство и монтаж отдельных объектов основных средств с начала этого строительства до его завершения.

г) Доходные вложения в материальные ценности, которые включают имущество для передачи в лизинг и имущество, предоставляемое по договору проката.

д) Долгосрочные финансовые вложения. Они характеризуют все приобретенные предприятием финансовые инструменты инвестирования со сроком их использования более одного года вне зависимости от размера их стоимости.

е) Отложенные налоговые активы

ж) Прочие внеоборотные активы.

2. По характеру обслуживания отдельных видов деятельности предприятия выделяют следующие группы внеоборотных активов:

а) Внеоборотные активы, обслуживающие операционную, деятельность (операционные внеоборотные активы). Они характеризуют группу долгосрочных активов предприятия (основных средств, нематериальных активов), непосредственно используемых в процессе осуществления его производственно-коммерческой деятельности. Эта группа активов играет ведущую роль в общем составе внеоборотных активов предприятия.

б) Внеоборотные активы, обслуживающие инвестиционную деятельность (инвестиционные внеоборотные активы). Они характеризуют группу долгосрочных активов предприятия, сформированную в процессе осуществления им реального и финансового инвестирования (незавершенные капитальные вложения, оборудование предназначенное к монтажу, долгосрочные финансовые вложения).

в) Внеоборотные активы, удовлетворяющие социальные потребности персонала (непроизводственные внеоборотные активы). Они характеризуют группу объектов социально-бытового назначения, сформированных для обслуживания работников данного предприятия и находящихся в его владении (спортивные сооружения, оздоровительные комплексы, дошкольные детские учреждения и т.п.).

3. По характеру владения внеоборотные активы предприятия подразделяются на такие группы:

а) Собственные внеоборотные активы. К ним относятся Долгосрочные активы предприятия, принадлежащие ему на правах собственности и владения, отражаемые в составе его баланса.

б) Арендуемые внеоборотные активы. Они характеризуют группу активов, используемых предприятием на правах пользования в соответствии с договором аренды (лизинга), заключенным с их собственником.

4. По формам залогового обеспечения кредита и особенностям страхования выделяют следующие группы внеоборотных активов:

а) Движимые внеоборотные активы. Они характеризуют группу долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые в процессе залога (заклада) могут быть изъяты из его владения в целях обеспечения кредита (машины и оборудование, транспортные средства, долгосрочные фондовые инструменты и т.п.).

б) Недвижимые внеоборотные активы. К ним относится Группа долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые не могут быть изъяты из его владения в процессе залога, обеспечивающего кредит (земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства и т.п.).

В соответствии с этой классификацией дифференцируются формы и методы финансового управления внеоборотными активами предприятия в процессе осуществления различных финансовых операций.

Особенности управления операционными внеоборотными активами в значительной мере определяются спецификой цикла их стоимостного кругооборота.

 

18. Финансовая оценка инвестиционного проекта

 

В ходе оценки сопоставляются ожидаемые затраты и возможные выгоды (оттоки и притоки) и получают представление о потоках денежных средств (cash flow).

К ожидаемым затратам относятся:

издержки по инвестированию (расходы на приобретение оборудования и материалов) включают в себя денежные средства, направляемые на получение права собственности, а также любые иные расходы, связанные с продолжением жизни активов, например издержки на капитальный ремонт;

эксплуатационные расходы, которые являются периодическими (обычно ежегодными) издержками по использованию фондов (активов).

Выгоды от инвестиций можно рассматривать в качестве источника денежных средств. Они включают в себя снижение издержек производства, дополнительные доходы, экономию на налогах, денежные средства от продажи активов, подлежащих замене, предполагаемую ликвидационную (остаточную) стоимость новых активов в конце срока их службы.

Денежный поток обычно состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

поток реальных денег от производственной или оперативной деятельности (производство и сбыт товаров и услуг);

поток реальных денег от инвестиционной деятельности; ?

поток реальных денег от финансовой деятельности.

Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо денежного потока. В случае отрицательной величины сальдо необходимо привлечь дополнительные собственные или заемные средства и отразить их в расчетах эффективности.

 

19. Экономическая оценка инвестиционного проекта. Правило принятия инвестиционного решения.

 

Экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. При всех прочих благоприятных характеристиках проекта он никогда не будет принят к реализации, если не обеспечит:

- возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров или услуг;

- получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для предприятия уровня;

- окупаемости инвестиций в пределах срока, приемлемого для предприятия.

Определение реальности достижения именно таких результатов инвестиционной деятельности и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта вложения средств в реальные активы.

Проведение такой оценки всегда является достаточно сложной задачей, что объясняется рядом факторов:

во-первых, инвестиционные расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени (иногда до нескольких лет);

во-вторых, длителен и процесс получения результатов от реализации инвестиционных проектов (во всяком случае, он превышает один год);

в-третьих, осуществление длительных операций приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций и к риску ошибки.

Именно наличие этих факторов породило необходимость создания специальных методов оценки инвестиционных проектов, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения с минимально возможным уровнем погрешности (хотя абсолютно достоверного решения при оценке инвестиционных проектов, конечно же, быть не может).

Правила принятия инвестиционных решений:

1) инвестировать денежные средства в производство или ценные бумаги имеет смысл только, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;

2) инвестировать средства имеет смысл, только если, рентабельности инвестиции превышают темпы роста инфляции;

3) инвестировать имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

Таким образом, решение об инвестировании в проект принимается, если он удовлетворяет следующим критериям:

дешевизна проекта;

минимизация риска инфляционных потерь;

краткость срока окупаемости;

стабильность или концентрация поступлений;

высокая рентабельность как таковая и после дисконтирования;

отсутствие более выгодных альтернатив.

На практике выбираются проекты не столько наиболее прибыльные и наименее рискованные, сколько лучше всего вписывающиеся в стратегию фирмы.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.