Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Цивилизационные и культурологические аспекты журналистской профессии.

Журналистика как социальный институт.

Социальный институтустойчивая форма организации деятельности людей для реализации определенных функций.

Журналистика – (как соц. институт) система различных учреждений, действующих на основе установлений Конституции и других законодательных актов. Это – газетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственное журналистские институты не могут выполнять свои функции без обслуживающих их учреждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, организации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение журналистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами.

Журналистика взаимодействует с народом-обществом-аудиторией, с управляющими структурами, другими институтами, партиями и т.п., финансовыми структурами.

Функция журналистики, как соц. института: информирование общества информацией, удовлетворяющей потребность общества и интересам данного общества.

Генезис и история журналистской профессии.

Прообраз газеты, Рим 59 г. до Р. Х. Цезарь повелел на глиняных дощечках воспроизводить тексты о наиболее важных событиях. Так появились «Ежедневные протоколы сената и римского народа». Затем разделилось на элитарное и массовое издание: первое вывешивали в здании форума, и освещало деяние сенатора, а второе на базарной площади, и освещало жизнь города. При императоре Августе на досках также начали публиковать светскую хронику. Выходили и рукописные издания, содержавшие информацию о жизни государства, о важных общественных событиях.



Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания (Новое время).

Первая газета была опубликована в 1605 в Страсбурге (Relation adler). Первое успешное ежедневное издание на английском языке — британская газета The Daily Courant, печаталась с 1702 по 1735. Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент. Первый журнал появился в Париже в 1655 («Журнал ученого»).

Были обнаружены номера еще более старого, 1597 г., печатного издания — ежемесячника «Annus Christi». Первое периодическое печатное издание Швейцарии, вероятно, самая старая газете на немецком языке и в мире. Важно, что «Annus Christi» идентифицируется как «газета», хотя издание и располагало некоторыми «календарными» формальными признаками. Каждый номер имел название, соответствующее названию текущего месяца, и объединяющую шапку — «Исторический рассказ». Газета имела по тем временам приличный тираж — около 150 экземпляров — и содержала разнообразные обширные сведения о военных событиях, преступлениях, пиратских нападениях, избиениях, казнях, а также информацию актуального экономического характера — о налогах, пошлинах, ценах, в частности о дороговизне.

Первая газета печатается при Петре Первом: «Ведомости» (1703, 13 января – День российской печати). Самого императора можно назвать журналистом, т.к. он отбирал и перерабатывал материал, официальным же редактором был поэт Федор Поликарпов. Первым русским репортером считается Яков Синявич, он давал хронику придворной жизни и информацию о деятельности коллегий. Первый русский журнал вышел в 1755 от Академии наук.

Эпоха начала журналистской профессии в России – это эпоха персонального журнализма, когда газету или журнал издавал узкий круг лиц. Массовым журнализм стал после крепостного права: увеличивается тираж и число читателей, количество журналистов и изданий. Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших заработка. До н. 20в. В России не существовало учебных заведений, готовящих журналистов.

Сегодня– эра сетевого журнализма.

Особенности «нового журнализма» информационной эры:

- становится глобальным, без границ

- вплетается в науку, политику, экономику и т.п.

- становится супероперативным (сообщение и восприятие могут совпадать во времени)

- становится массовой культурой

- стандартизируется, шаблонизируется

- объединяет в себе разные виды информации (текст, графика, звук)

- интерактивен (общение с аудиторией в режиме непосредственного диалога)

- информация становится товаром

- журналист становится вторичным посредником, т.к. расширяются интерактивные возможности получения информации без знакомства с объектом

- требует знания компьютера

- журнализм больше давит на аудиторию. С другой стороны появляются альтернативные источники информации.

Итак, сегодня очень сильно повышается роль журналиста, который создаёт информацию и отвечает за неё. Качество информации становится основой развития цивилизации.

Цивилизационные и культурологические аспекты журналистской профессии.

Ц.и К. аспекты журналистской профессии базируются на концепции деления мировой истории на периоды существования человеческих культур.

В журналистике часто публикуются произведения прямо формирующие взгляды на тот или иной вопрос. Разные издания и программы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие – из различных интерпретаций религиозных учений; третьи – ищут отвечающие современному положению вещей новые концептуальные подходы и решения.

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности это одно из важнейших явлений современной цивилизации.

Журналистика - феномен культуры и средство воздействия на культуру. Ее деятели в массе своей действуют согласно своим убеждениям представлениям и ценностям, а не в силу сложившейся ситуации.

За текстами стоит субъект, ищущий истину, справедливость и законность в социальных отношениях. Принцип модельной классификации предполагает отражение в журналистских текстах ценностно-смысловых феноменов, порожденных историей и настоящей реальностью.

В настоящее время широкое распространение получил термин "Hi-tech журналистика" - журналистика, которая возможна лишь там, где есть новейшие технологии поиска, обработки, передачи и получения массовой информации.

Конец 1980-х годов привнес в жизнь цивилизации мобильную связь и интернет. В связи с этим лексикон людей расширился некоторыми терминами: SMS, MMS, GPRS итд. - развитие новейших технологий передачи информации является продолжением исторического процесса становления человеческих технологий и, как следствия, развития журналистики.

История развития СМИ и журналистики показывает, что существует четко отслеживаемая привязка методов распространения информации и имеющихся в распоряжении человечества материальных "носителей" этой информации. Сначала были книги из дерева и пергамента. Но подлинный расцвет распространения информации связан с бумагой. В Венеции с XV века практика распространения новостей на листках бумаги стала обычной. На мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором в любой день можно было купить листок со злободневной информацией за "газетту" - тогдашнюю мелкую монету.

Расцвет бумажных носителей информации произошел с появлением техники книгопечатания, поскольку одновременно с этим появилась и технология тиражирования текстов. Настало время периодических изданий.

Современная журналистика, таким образом, началась с XIX века. С этого времени и до начала 90-х годов XX века немногое изменилось в работе журналистов. Менялось лишь техническое оснащение их рабочего места: появились пишущие машинки, автоматические ручки, блокноты, фотоаппараты, телеграф, телефон - что позволило резко повысить оперативность публикаций.

В конце XIX века появились "электронные СМИ" - радио. "Говорящие газеты"были хороши тем, что исключалась вся полиграфическая цепочка: набор - верстка - печать - распространение, - что давало возможность сообщать новости практически мгновенно с момента их появления.

С 1930-х годов в жизнь вошло телевидение. Его практическое воздействие оказалось настолько мощным и всеобъемлющим, что современную эпоху не зря называют именно "эрой телевидения". В 40-50 годы появилась возможность репортажей с места события и создания "живой" картинки с потрясающим "эффектом присутствия". 90-е годы - период появления "непосредственного" телевидения, устранения государственной монополии на владение телеканалами, завершение эпохи государственного контроля за содержанием и формой подачи информации по каналам телевидения.

На наших глазах происходит социальная революция - революция масс-медиа. Из простого канала передачи СМИ стали существенной частью политической, экономической, социальной, культурной жизни российского общества. В итоге, стремительный прогресс технических средств распространения массовой информации привел к тому, что результат, который еще 10-15 лет назад можно было получить экспедиции из 5-6 человек сейчас может сделать один человек с камерой. И это - не предел «мобилизации».

Самым неожиданным итогом прихода информационной цивилизации в Россию стало то, что журналистика лишается де-факто монопольного права на пользование каналами передачи массовой информации. Сейчас ей составляют мощную конкуренцию с одной стороны PR- и рекламные средства информации, а с другой стороны - различные источники информации, которые можно назвать непрофессиональными, и которые в основном группируются в интернете и в сфере мобильной связи.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.