Понятийный аппарат журналистской профессии. Как и в любой соц. системе в журналистике функционирование всех компонентов определяется закономерностями, изучением которых занимается теория журналистики с помощью понятийного аппарата. Основой понятийного аппарата является категория основное, узловое понятие научного знания. В теории журналистики категориями являются: информация, свобода, принципы и т.д.
Чтобы понять механизм функционирования журналистики как системы необходимо рассмотреть совокупность связей между категориями. Центральной категорией в теории журналистики является "массовая информация". Это понятие является характеристичным, поскольку передает основную цель журналистской деятельности, поясняет ее природу, раскрывает технические стороны процесса. При этом важно определение "массовая", т.к. оно определяет направленность деятельности: доступность, общесоциальность, обращенность к массовому сознанию.
Массовая Информация является отправной точкой для развертывания совокупности общежурналистских понятий, на ее основе разворачиваются цепочки понятий, раскрывающие суть журналистики:
1. МИ - функции, аудитория, функционирование, результативность. Эта последовательность раскрывает социальную роль журналистики.
2. МИ - социальная позиция: СМИ как социальный институт, СМИ как "четвертая власть" - социальные типы журналистики. Цепочка определяет социальную направленность и методологию журналистики.
3. МИ - свобода журналистики, исторические типы журналистики, качества журналистов, журналистская деонтология
4. МИ - средства коммуникации, каналы и типы изданий/программ, система взаимодействия, распространения. Цепочка обращена к средствам доставки информации до адресатов.
5. МИ - информационная политика, типы творчества, творческие формы, методологическая культура. Характеризует творческие формы информационной деятельности.
Типологизация массмедиа (основные параметры).
В основу деления могут быть положены различные типологизирующие принципы и параметры. Данная идентификационная операция осуществляется на медиаметрической основе, и в качестве результирующей категории получаем следующие подклассы изданий:
а) место распространения издания (местные, региональные, общенациональные)
б) периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежеквартальные, ежегодные)
в) время выхода в свет (утренние, вечерние)
г) в зависимости от статуса учредителя (государственные, частные, общественные)
д) в зависимости от аудиторного фактора:
- массовые (обычно недорогие издания, выходящие большими тиражами);
- нишевые (обычно коммерческие издания, неофициальные, рассчитанные на сравнительно ограниченный сегмент читательской аудитории);
е) в зависимости от формата издания (форматы бумаги А2-А4)
ё) в зависимости от языка, на котором издание выходит в свет;
ж) в зависимости от фактора легитимации:
- выходящие законно и имеющие регистрационное свидетельство;
- выходящие законно и не имеющие регистрационного свидетельства (тираж менее 1000 экз.);
- маргинальные.
Модель с таксономической формой деления
Печать с учетом содержательно-тематических аспектов периодического издания делим на подклассы:
- информационные издания (популярные);
- аналитические издания (пресса мнений).
Подкласс информационной прессы делим на роды:
- универсальные общественно-политические издания;
- таблоидные издания (их делим на виды: бульварные и развлекательные, причем последние не будут журналистскими изданиями);
- рекламно-информационные издания (обычно распространяются бесплатно и не являются журналистскими).
Подкласс аналитической прессы делим на роды:
- универсальные общественно-политические издания;
- специализированные издания (ориентированные на какой-либо сегмент общества в зависимости от субъектной формы предпочтений).
и, наконец, всю типологическую систему венчают качественные газеты, которые достойны того, чтобы о них сказать чуть больше.
В теории и практике мировой журналистики принято под качественной газетой понимать не просто лучшие аналитические издания, но только те, которые последовательно и глубоко освещают политико-экономическую, социальную, культурную жизнь страны и мира, имеют широкую сеть зарубежных собственных корреспондентов, а именно аналитиков-экспертов самого высокого профессионального уровня. По мировым рейтингам печати качественные газеты занимают первые строчки среди всех массмедиа, включая электронные.
Например: «Коммерсант», «Российская газета»
Социальная роль и ответственность журналиста.
Социальная роль — стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений.
Обычно выделяют 5 основных функций: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Но можно сказать, что основная функция журналистики – социальная.
Журналистика связана с политической, экономической, социальной, духовной жизнью. В каждой из этих сфер она играет определенную роль: в политической: регулирующая роль, участвует в процессах управления обществом. В экономической: производственно-экономическая роль, товарная сущность Ж. Процесс оплаты материала. В социальной: информационно-коммуникативная роль. Роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением в контекст обществ отношений. в духовной: духовно-идеалогическая роль. Просвещение, убеждение, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни.
Ответственность
Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью — правовой и этической.
К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях, и правовыми нормами, в частности, Законом «О средствах массовой информации», в большинстве случаев это прямо не возбраняется.
Компоненты журналистики как системы: теория и практика журналистики.
Теория
Свитич Л.Г., Прохоров Е.П., Лазутина Г.В., Засурский Я.Н., Тулупов В.В., Кройчик Л.Е., Окопов А.И., Короченский А.П.
Практика
Аграновский А., Аджубей (редактор), Твардовский («Новый мир»), Коротич В. («Огонек»), Селезнев Г.Н. (Смена, КП в 80-х, Правда), Отто Лацис – «Новые известия», Аграновский В. (КП 70-80-е), Симонов, Гиляровский В. («король репортажа»), Короленко (публицист), Ю.М. Рост, Песков, О.Т. Петриченко ( Смена, КП, Огонек, публицистика), Костиков В. (АиФ).
Теория журналистики – это важнейшая часть программы, готовящей журналистов. Однако поскольку журналистика – это такое явление в жизни общества, которое постоянно подвергается изменениям, то и теория журналистики не может быть константной. Она должна включать в себя, как непосредственно теоретическую основу, так и обучение некоторым основам практической деятельности журналиста.
Теория журналистики в большей степени изучает историю развития самой журналистики, ее массово-информационную природу, функции, изучает социальную позицию журналиста, свободу печати и журналистской деятельности, место журналистики в системе социальных институтов, в информационном пространстве, а также самого журналиста как субъекта деятельности СМИ и т.д.
Журналистика – явление разностороннее и взаимосвязанное. А это значит, что и вся теория журналистики состоит из компонентов, которые взаимодополняют друг друга.
Теория способна увидеть, чем журналистика отличается от других способов освоения человеком мира, почему она незаменима в сравнении, например, с искусством или научными исследованиями.
О практике:
В новейших политико-исторических исследованиях особо отмечается, что «журналистская практика осуществлялась не спонтанно или только в угоду интересам власти, как это может показаться при поверхностном рассмотрении особенностей функционирования СМИ».
|