Модель журналистской профессии (задачи и функции). Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе
Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции:
§ производственно-экономическую
§ регулирующую
§ информационно-коммуникативную
§ духовно-идеологическую
Московская школа журналистики выделяет следующие функции:
§ коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций)
§ идеологическая
§ культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории сми на научном уровне миропонимания)
§ рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт)
§ рекреативная (эмоциональную сферу человека)
§ организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты).
Задачи:
Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь или Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов.
Журналистика имеет 2 направления: удовлетворение потребностей общества и интересов.
Журналистское произведение как продукт труда.
Журналистское произведение - продукт авторской деятельности работника СМИ, несущий в себе журналистскую информацию. В основе журналистского произведения лежит тема – обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Ведущий элемент содержания – документальный факт.
Осмысливая журналистское произведение, следует различать фактологические, идейно-этические и культурологические элементы. Единицей фактологической становится указание на место, конкретную ситуацию, географический пункт или конкретного человека. Единица культурологическая – выразительные средства, с помощью которых события поставлены в контекст прошлого опыта. Идейно-эстетический момент может быть выражен в лидер-абзаце (lid), предваряющем основной текст.
Журналистское произведение является результатом журналистского труда и творчества. То есть, для автора произведение является результатом языковой деятельности, продуктом его умственного труда.
Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности.
Журналистское произведение преимущественно индивидуальный труд, однако некоторые моменты и даже целые этапы процесса создания журналистского произведения приобретают черты коллективного труда. Это относится уже к выбору темы будущего выступления.
Журналист в поисках информации.
В поиске информации журналисты обращаются к нормам, содержащимся в Законе "О средствах массовой информации", которые не только более подробно описывают порядок получения журналистом информации, но и прямо предоставляют им ряд прав, облегчающих доступ к информации, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, катастрофы, чрезвычайное положение).
Закон перечисляет некоторые способы, которыми данные сведения могут предоставляться, - это:
• ответы на запросы информации;
• создание доступных для каждого информационных ресурсов (документов и их массивов) по вопросам деятельности данного органа и подведомственных ему организаций;
• проведение пресс-конференций;
• рассылка справочных и статистических материалов.
• Возможно использование и иных способов.
Журналист может сделать запрос и в устной форме. Такое право прямо предоставлено в статье 39 Закона "О средствах массовой информации" (здесь следует, однако, оговориться, что статья касается запроса редакции)
Однако редакциям и журналистам следует иметь в виду, что сроки отказа и вручения уведомления об отсрочке исчисляются только с момента подачи письменного запроса. Так что при устном запросе государственные служащие могут спокойно "забыть" о сроках, не нарушив при этом положения закона.
В отличие от государственных информационных ресурсов, которые в силу закона являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую тайну), информация, которой располагают частные лица и организации, как правило, предоставляется лишь с их разрешения.
Нередко случается, что журналиста обязывают обосновывать необходимость запрашиваемой информации. Должен ли журналист предоставлять какие-либо обоснования? Оказывается, не должен только если речь идет о государственных информационных ресурсах, не составляющих охраняемой законом тайны, и о случаях, когда негосударственная организация или частный предприниматель обязаны предоставить информацию по требованию гражданина, в остальных случаях - должен.
В принципе законодательство допускает возможность предоставления информации за плату. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации относит информацию к объектам гражданских прав, наряду с имуществом и объектами интеллектуальной деятельности. Статья 6 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" говорит, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Такими исключениями являются (как это уже говорилось выше) случаи реализации гражданами (в том числе и журналистами) своих конституционных прав и прав, предоставленных законодательством.
Личностная модель журналиста: профессиональная, социальная, гражданская, нравственная, психологическая.
Профессиональная модель
Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает. И тому немало способствует природная любознательность и способность постоянно учиться, пополнять свои знания.
Нужно уметь работать быстро, оперативно, быть мобильным, подвижным.
Журналист: должен обладать талантом, литературными и творческими способностями. Любовь к профессии, оперативность, мобильность, коммуникабельность, эрудиция, компетентность, любознательность, наблюдательность, объективность, адаптивность, находчивость, быстрота реакции, мужество и смелость, работоспособность, выносливость, инициативность, стрессоустойчивость.
Репортер: оперативность, быстрая реакция, мобильность, адаптивность, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, “репортерский нюх” на новости, смелость, мужество, находчивость, коммуникабельность, любознательность, информированность, выносливость.
Аналитик: компетентность, аналитичность, владение логикой, небанальность, нестандартность мышления, независимость суждений, объективность, критичность, диалектизм, культура дискуссии, политическая культура, прогностические способности.
Публицист: Эрудиция, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, способность влиять на аудиторию, заражать и убеждать ее. Аналитические способности, независимость суждений.
Гражданская модель
● чувство социальной ответственности
● чувство социальной справедливости
● ответственность перед аудиторией
Нравственная модель
Нравственные качества оказываются сейчас очень важными для журналиста, потому что заметно упал общий уровень грамотности в обществе и в журналистской среде.
● человеколюбие
● гуманизм
● скромность
● порядочность
● неподкупность
● этичность
Гражданские и нравственные качества в значительной мере являются для журналиста профессиональными.
Психологическая модель
Журналист:
● Тип личности: экстраверт (открытый, хорошо приспосабливаюдийся к обстоятельствам) , амбиверт (объединяющий экстравертные и интравертные черты)
● Темперамент: сангвиник (уравновешанный экстраверт)
● Внимание: объем, распределяемость, переключаемость
● Память: разные типы
● Мышление: широкое, быстрое, смешанное право-левополушарное, логическое и эмоциональное
|