VIII. Структура системы стандартов формального представления (моделирования) административных процессов
Для реализации данной Концепции необходима разработка стандартов, закрепляющих описанные выше подходы:
· Стандарт 1. ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Общие требования. Структура модели. Элементы внутреннего представления модели деятельности
· Стандарт 2. ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Форматы (внешнего) представления сведений о деятельности.
· Стандарт 3. Представление информационных обменов
· Стандарт 4. Раскрытие моделей административных процессов
В Приложении 1 содержатся проекты перечисленных стандартов. Проекты стандартов 1 и 2 задают содержательные требования к любым электронным средствам моделирования административных процессов, которые будут разработаны для реализации Концепции, формату ввода и вывода информации, полученной при описании. Состав информации в модели и перечень отчетов отражают текущее экспертное представление разработчиков относительно потребностей различных групп пользователей в информации из модели деятельности органа власти.
Стандарт 1 определяет структуру модели деятельности органа исполнительной власти. Независимо от конкретных электронных средств моделирования задается перечень предметных областей, классификаторов и их проекций – исходный набор информации о деятельности органа власти, позволяющий в дальнейшем решить поставленные в Концепции задачи. Приводится структура классификатора, структура проекций.
Стандарт 2 определяет формат представления информации для 7 выделенных групп пользователей модели деятельности органа власти. Стандарт формирует требования к перечню отчетов из модели; состав классификаторов, на основе которых формируется каждый отчет; формат отчета (текст, таблица, графика, матрица, граф и т.д.). На данный момент зафиксировано 28 наименований отчетов из базовой модели (без учета компонента эффективности – классификаторы «цели, показатели, результаты»). Приводится рекомендуемое распределение отчетов по группам пользователей. Приведены примеры графических и табличных форм (для которых формат приводится впервые). Примеры будут доработаны по итогам анализа их восприятия и наглядности при работе с конкретными представителями пользователей.
Стандарт 3, как было изначально запланировано, должен обеспечить унифицированное представление информационных обменов. Однако содержательно значительная часть из данного стандарта перешла в стандарт 2 (отчеты из модели), так как в каждом из отчетов, в котором содержатся информационные обмены, существует свой (графический или иной) способ представления информации и ее обменов. Таким образом, стандарт задает классификацию информационных обменов, описывает атрибуты информационных обменов, и в целом может использоваться для подробного раскрытия характеристик информационного обмена. Приведены графические и табличные примеры описания информационных обменов, которые будут скорректированы на основе изменений в стандарте 2.
Проект стандарта 4 основан на опубликованной в июле 2005 года Концепции обеспечения доступа граждан к информации государства (версия 0.1)(http://www.elrussia.ru/dostup) и может изменяться при уточнении Концепции.
При формировании проектов стандартов стала очевидна необходимость в расширении перечня стандартов. На данный момент предлагается по крайней мере два дополнительных стандарта.
· СТАНДАРТ ЭЛРОС-001.1/2 – 05 «ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Стратегические цели. Показатели»
Настоящий стандарт распространяется на модели деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), создаваемые и используемые ОИВ Российской Федерации для представления порядка и результатов своей деятельности (на различных уровнях представительства) для внутренних и внешних целей. Стандарт устанавливает общие требования к представлению стратегических целей и показателей деятельности, отражаемых в моделях деятельности ОИВ.
· СТАНДАРТ ЭЛРОС-001.1/3 – 05 «ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Типовая методология составления формального описания деятельности ОИВ»
Настоящий стандарт распространяется на модели деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), создаваемые и используемые ОИВ Российской Федерации для представления порядка и результатов своей деятельности (на различных уровнях представительства) для внутренних и внешних целей. Стандарт устанавливает общие требования к содержанию и последовательности действий по формированию моделей деятельности ОИВ.
IX. Ключевые положения государственной стратегии, направленной на стандартизацию моделей АУП, включая принципы выделения бюджетных средств на приведение в соответствие со стандартами моделей реализованных АУП, и ограничений на бюджетное финансирование разработки и внедрения АУП, не сопровождающихся составлением стандартизированных моделей АУП
Для достижения поставленных целей формирования стандартизованного представления административных процессов необходимо использование положений концепции и разработанных в ее рамках стандартов во всех проектах, которые относятся к проектам реинжиниринга в рамках мероприятий административной реформы и самостоятельных проектов органов власти. В случае принятия приведенных в концепции нормативных правовых актов (см. Раздел 11) реализация концепции позволит построить модель деятельности «как есть» и ее поддержание в актуальном состоянии при изменении внешней среды (например, нормативно-правовой базы, непосредственно регулирующий данный процесс) или проведении реинжиниринга административных процессов (включая создания электронных административных регламентов).
В том случае, если органам власти предписать создание моделей административных процессов, без массового и регулярного внешнего аудита, вероятнее всего, первоначальная модель будет характеризоваться низким качеством, а актуализация модели не будет происходить. Наиболее вероятный сценарий состоит в создании моделей, слабо связанных с реальной деятельностью.
Для повышения качества моделей административных процессов предлагается использовать систему стимулов, при которых существуют выгоды для органов власти от стандартизации моделей процессов. К подобным стимулам относятся:
§ Приоритетное финансирование программ информатизации органов власти и государственных организаций в рамках программы «Электронная Россия» при наличии описания в соответствии с данной Концепцией и приведенными стандартами;
§ Упрощенные процедуры финансирования проектов реинжиниринга административных процессов, при наличии описания в соответствии с данной Концепцией
Применение данной Концепции в других сферах реформирования государственного управления также может строится на приведенных требованиях. Так, это может относится к созданию «стандартов государственных услуг» и т.д. Для федеральных органов исполнительной власти проекты по оптимизации административных процессов могут проводиться в режиме ведомственной целевой программы (ВЦП). Для подобных проектов также можно использовать механизм приоритетного финансирования при наличие описания процессов.
Для проведения экспертизы соответствия моделей административных процессов данной Концепции должен быть создан механизм конкурсного выбора компаний, обладающей квалификацией в данной области.
Поддержание в актуальном состоянии моделей административных процессов и регламентирующих документов требует создания внутри органа власти группы сотрудников, в обязанности которых будет входить ведение модели и создание регламентирующих документов. В текущей системе функции по поддержанию модели деятельности органа власти в актуальном состоянии ближе всего к функциям служащих кадрового или правового подразделения. В федеральных органах исполнительной власти наиболее оптимальным вариантом является отдел в правовом подразделении. Создание отдельных организационных единиц может проводится на основе типового положения о подразделении (отделе, либо должностных регламентов отдельных служащих) с учетом описанных в концепции задач описания деятельности.
Для определения органов для приоритетного финансирования программ информатизации также может быть использован уже апробированный в 2003-2004 годах метод, при котором проводился конкурс «Докладов об основных направлениях деятельности и ожидаемых результатах» на основе формализованной методики Минфина, и первые три органа получали дополнительное финансирование.
Кроме того, в проектах нормативно-правовых актах в рамках административной реформы необходимо закрепить требования концепции. Так, например, в проекте «Методических рекомендациях по разработке административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления услуг)» предлагается закрепить необходимость использования электронных средств моделирования деятельности органов власти при создании административных регламентов в том случае, если они поддерживают положения данной Концепции.
|