Вопрос № 8 Особенности возведения земляного полотна на косогорах и в горных условиях На косогорах :
Выбор конструкции земляного полотна осуществляется на основе ТЭО. Технология строительства земляного полотна на косогорах по следующим этапам :
1. Прокладка пешеходной тропы
2. Расширение пешеходной тропы до рабочего проезда.
3. Возведение земляного полотна, то есть расширение рабочего проезда до полного профиля земляного полотна.
Пешеходная тропа прокладывается на отметке верха земляного полотна. Если по естественным условиям невозможная прокладка тропы по верху земляного полотна, то прокладка тропы - в пределах поперечного профиля. В том случае если на косогорах встречается обнажение коренных пород, тогда пешеходная тропа может быть вынесена за пределы поперечного профиля, то с верхней стороны. При прокладке пешеходной тропы убирают гнилые деревья, валуны, устраивают временные переходы через водотоки. В тех местах, где требуется производство буро-взрывных работ готовят площадку для размещению буров.
После прокладки тропы приступают у устройству рабочего проезда ( 3.5 метра ). Он служит для проезда рабочих машин а также доставки строительных грузов.
Варианты конструкции земляного полотна :
1. Вариант может разрабатываться 2мя бульдозерами и экскаватором с прямой лопатой.
2. Вариант работает бульдозер с перемещением грунта под откос
3. Вариант бульдозер снимает 1 и 3 слой, а 2 и 4 экскаватором.
Окончательное планирование - автогрейдером, уплотнение самоходными катками.
Возведение земляного полотна из скальных грунтов.
Строительство в горных условиях отличается от обычных резким изменением объемов работ, осложняется тем, что доступ к месту работ затруднен и требует специальных инженерных решений, объект строительства удален от дорог общей сети, инженерно-геологические изыскания идут в ходе всего строительства и строительство идет по фактическим данным, физико-механические свойства породы сильно меняются.
До начала работ проводят подготовительные работы в первую очередь бригада скалолазов совместно с геодезистами прокладывает трассу и закрепляет её, пробивает пешеходную тропу. Затем оборудуют рабочий проезд, для его устройства применяют шпуровые заряды. На отвесных участках устраивают балконы, или полубалконы - двутавровыми бетонируемыми балками. Строительство подъездных дорог осуществляют с применением местных материалов.
Вопрос № 9 Буровзрывные работы. Техника безопасности при производстве взрывных работ.
Для производства взрывных работ применяются следующие виды взрывчатых веществ.
1. Инициирующие - очень опасны, взрываются от внешних воздействий.
2. Бризантные - к примеру аммонал
3. Метательные - пороха.
Закладка зарядов : 1. Шпуры глубиной 2.5 метра, Æ45 мм. 2. Скважины Æ75-350 мм, глубиной 15-20 метров. 3. Котловые скважины 4. Прямоугольные шпуры 1х2х2.5. 5. Рукава горизонтальные и наклонные. 6. Штольни высотой не менее 1.5 метра, шириной 1.2 м.
Расчет потребности в во взрывчатых веществах.
единичный взрыв
— заряд нормального выброса
— линия наименьшего сопротивления
— масса заряда
— коэффициент равный заряду нормального выброса с объемом воронки = 1 м3 для аммонита № 6.
Для дробления :
— расчетные величины
— показатель взрыва, характеризует энергию взрывчатых веществ.
Буровые работы производят механизированным способом :
1. Механическое бурение 2. Гидравлическое бурение 3. Термическое бурение.
Механическое бурение : шарошечное, ударно-механическое, перфораторное.
Ударно - механическое : частота ударов по штанге 1000-3000 уд. в минуту
Перфораторное - используется для получения шпуров : БМС с перфоратором ПРИ-30 (Æдо45 мм ), массой 35 кг со станком глубиной бурения до 7 метров.
БТС-150 - при шарошечном бурении, глубиной до 30 метров, Æ140 мм ( скальные ), Æдо350 мм ( нескальные ).
Удаление разрушенной породы из скважин осуществляется сжатым воздухом потребность - до 9 м3/минуту, можно компрессорной станцией ДК80М ( до 12 м3/минуту )
Виброударные станки - БЭС-70, БЭС-120 - производительность которых в 2.2 раза выше чем БТС-150.
Закладка зарядов :
Глубина заложения заряда зависит от : массы заряда, насыпной массы, площади скважины.
1. Огневой способ
2. Электрический способ
3. Детонирующий способ
4. Электро-огневой способ
Техника безопасности при производстве взрывных работ.
К производству взрывных работ допускаются лица прошедшие специальную подготовку и выдержавшие экзамен. Взрывчатые вещества могут доставляться либо железной дорогой, либо автотранспортом.
При выгрузке из вагонов, выгрузку производить в тех местах, где отсутствуют склады или составы с ГСМ и др. Вагоны оцепляются охраной с выделением зоны безопасности не менее 100 метров. Рабочие одеваются в спецодежду. Транспортирование ВВ на авто, осуществляется с перекрытием спереди и сзади грузовыми машинам или авто с мигалками.
Хранение ВВ осуществляется на охраняемой территории, огражденной забором. При производстве взрывных работ территорию необходимо ограждать, по границе безопасной зоны должны быть выставлены щиты “стой опасно !, взрывные работы ”. Перед производством взрыва нужно оповестить сиреной и голосом через усилители 3 раза через каждые 5 минут.. После окончания взрыва подается сигнал отбоя. До подачи сигнала проводится проверка на чистоту взрыва, осуществляется взрывниками на проверку все ли заряды взорваны, если не все то накладными или шпуровыми зарядами проводят дополнительный взрыв, после взрыва составляется акт передачи в производство.
Вопрос 10 Гидромеханизация
Гидромеханизация земляных работ
В практике строительства, помимо обычных механических способов разработки фунтов посредством их резания, рыхления, транспортирования, выгрузки, разравнивания (планировки), уплотнения (укатки) и т. п. с применением рассмотренных в данном разделе машин, механизмов и оборудования, находят также применение довольно эффективные способы разработки грунтов посредством их размыва водой, транспортирования в смеси с водой (т. е. пульпы), по трубам и укладки ее в насыпи при возведении (намыве) различных сооружений. При этом способе применяются особые, так называемые «средства гидромеханизации земляных работ» включающие в себя гидромониторы и землесосные снаряды и установки.
При использовании гидромониторного способа разработки грунта воду под большим давлением подводят к гидравлическому брандспойту-гидромонитору, и выходящая из него с большой скоростью (20—70 м/сек) струя воды размывает грунт. Он в виде водогрунтовой смеси — пульпы — стекает в специальное углубление (зумпф), из которого грунтовым насосом перекачивают пульпу по трубам к месту укладки, т. е. намыва. Иногда, если позволяет рельеф местности, пульпу отводят самотеком по желобам или лоткам из забоя.
При землесосном способе разработки плотных грунтов под водой их при необходимости вначале разрыхляют механическим способом, а выемку и транспортирование грунтов производят грунтовым насосом. При разработке малосвязных грунтов разрыхлитель не нужен, так как во всасывающую трубу грунтового насоса грунт увлекается потоком воды.
Таким образом, гидромеханизация представляет собой своеобразный конвейер, который в непрерывном производственном процессе выполняет полный комплекс земляных работ— разработку, транспортирование и укладку грунта. Именно непрерывность процесса гидромеханизации является важной особенностью этого способа, обусловливающей его высокую производительность и эффектив-
ность. Особенно целесообразно применять этот способ при необходимости выполнения больших объемов земляных работ и при наличии, естественно, надежных источников воды и возможностей ее отведения.
Вместе с этим способ гидромеханизированной разработки грунта не свободен от недостатков, и прежде всего это его большая зависимость от природных условий. Так, например, при переходе от песков к глинам эффективность данного способа сильно снижается, в то время как при экскаваторных работах изменения характера грунтов практически не влияют на производительность машин.
Но тем не менее, поскольку в практике водохозяйственного и гидротехнического строительства часто используются средства гидромеханизации земляных работ, мы рассмотрим принципы устройства, конструкции и технологические особенности работы применяемых при этом специальных машин и элементов оборудования.
ГИДРОМОНИТОРЫ
Существует большое количество различных типов гидромониторов.
По способу управления различают гидромониторы с ручным и дистанционным управлением. Они бывают низконапорные, т. е. рассчитанные на работу при давлении до 1,0— i ,2 Мн/м2, и высоконапорные, рассчитанные на давления свыше 1,2 Мн/м2.
По способу передвижки гидромониторы делят на несамоходные и самоходные. Несамоходные передвигают в забое при помощи лебедок, тракторами или вручную. Самоходные имеют собственный ходовой механизм, обычно гусеничный. Но в строительстве чаще всего применяют несамоходные гидромониторы с ручным управлением.
Гидромонитор хорошей конструкции должен отвечать следующим требованиям:
1) струя гидромонитора должна быть плотной и не разбрызгиваться до встречи с забоем;
2) управление гидромонитором не должно требовать больших физических усилий;
3) потери напора в гидромониторе должны быть небольшими;
4) все шарнирные соединения гидромонитора должны быть герметичны и износоустойчивы. Конструкция гидромонитора должна предусматривать быструю замену изношенных уплотняющих манжет;
5) гидромонитор должен иметь по возможности небольшую массу;
6) гидромонитор должен отвечать всем требованиям техники безопасности.
Гидромонитор с центральным болтом (рис. 13.1) выпускают с диаметром входного отверстия 225 и 300 мм. Верхнее колено гидромонитора может вращаться относительно нижнего вокруг вертикальной оси на 360°.
Уплотнение шарнирного соединения верхнего 2 и нижнего 1 колена осуществляют плоской кожаной прокладкой. Значительные усилия, стремящиеся во время работы оторвать верхнее колено от нижнего, воспринимает специальный центральный болт 3. Для облегчения вращения верхнего колена служит шариковый подшипник, который находится под колпачко-вой гайкой.
Ствол гидромонитора 4 имеет коническую форму. Он соединен с верхним коленом 2 шаровым шарниром, допускающим поворот ствола в вертикальной плоскости на угол около 65° (на 20° ниже горизонтального положения и на 45° выше) Внутри ствола есть направляющие ребра, их назначение, препятствовать вращению струи. На конец ствола навинчивают сменные насадки 5. Управление гидромонитором осуществляют через водило б, на конце которого закрепляют груз, уравновешивающий ствол. Мониторы описанного типа в настоящее
время изготовляют редко, так как их вытеснили более совершенные конструкции.
Гидромонитор ГМ-2 (рис. 13.2) выпускают трех типов с диаметром входного отверстия 150, 200 и 250 мм, соответственно максимальный диаметр насадок этих гидромониторов — 75, 100 и 106 мм. Гидромониторы изготовляют из ковкого чугуна или из стальных штампованных узлов. Масса гидромонитора с 0250 мм — 346 кг.
Охрана природы.
Наиболее значимые по своим последствиям технические решения по охране природы принимаются в ходе проектирования автомобильных дорог, а именно: выбор направления трассы дороги с учетом природных условий и ценности земель; рациональное использование природных ресурсов; раз- мещение на дороге комплексов обслуживания пассажиров и ремонта машин; мероприятия по снижению уровня транспортного шума, загазованности воз- духа, загрязнения водной среды, а также другие решения. Мероприятия по охране природы, проводимые на стадии постройки дорог, менее широки. Они рассчитаны, как правило, на короткий период вре- мени и производятся параллельно с выполнением основных работ однако значение их огромно, а ошибки, допускаемые при неправильном производ- стве работ, наносят большой урон природе. Особенно серьезные последствия имеют место в тех географических районах, где из-за сложных климатических и местных условий затруднено развитие биологической жизни. Повреждение мохорастительного покрова в тундровых районах приводит к изменению местных экзосистем, наруше- нию сложившегося воднотеплового режима почвы, развитию наледных и так называемых термокарстовых явлений. Неосторожная расчистка дорожной по- лосы на крутых горных склонах зачастую ведет к уничтожению растительно- сти, развитию осыпей, селей и обвальных явлений далеко за пределами поло- сы расчистки и т. д. В условиях пустынь при неправильном выполнении зем- ляных работ на больших площадях уничтожаются растительный покров, что часто приводит к эрозии почвы и образованию сыпучих подвижных песков. Казалось бы, такие явления, как повышенная загрязненность воздуха дорожными машинами, строительный шум, загрязнение территорий, приле- гающих к линейным строительным участкам, производственным базам и за- водам, носят временный характер и поэтому не могут наносить существен- ный вред природе. Нельзя однако забывать, что люди работают на таких объек- тах постоянно, а они также являются частью, более того – наиболее ценной частью природы. Следовательно, при охране природы в процессе строитель- ства дороги нет второстепенных вопросов. Все они должны учитываться и своевременно решаться. Важнейшими и наиболее типичными элементами в общем комплексе задач по охране природы, которые решаются при производстве дорожно-стро- ительных работ (а некоторые на двух стадиях – при проектировании и стро- ительстве), являются следующие: распределение земляных масс, выбор средств механизации и произ- водство земляных работ с учетом ценности земель и разумного со- хранения природной среды; рекультивация земель; закрепление откосов земляного полотна и придорожной полосы от водной и ветровой эрозии; рациональное использование строительных материалов и утилиза- ция отходов промышленности в дорожном строительстве, производ- ство и организация работ на производственных предприятиях с уче- том охраны природы.__
|