Система итогового контроля знаний (перечень вопросов к экзамену)
- Личность как предмет психологического исследования.
- Общее представление о личности, определение.
- Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность.
- Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность".
- Методологические принципы современной психологии личности: принцип структурной организации личности и принцип активности.
- Методологические принципы современной психологии личности: принцип развития, принцип субъекта и принцип детерминизма.
- Основные проблемы психологии личности.
- Методы исследования личности.
- Проективные методики и принцип проекции.
- Психоанализ З. Фрейда.
- Определение механизмов вытеснения и сопротивления по Фрейду.
- Стадии развития личности ребенка по Фрейду.
- Метод свободных ассоциаций (З. Фрейд).
- Защитные механизмы личности (отрицание, проекция, рационализация, сублимация и др.).
- Аналитическая психология К. Юнга (общее представление).
- Личное и коллективное бессознательное.
- Представление об архетипах. Основные архетипы человека.
- Проблема индивидуализации как развития индивидуальности личности по Юнгу.
- Учение Юнга о психических типах.
- Индивидуальная психология А. Адлера (общее представление).
- Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру.
- Фрейд, Юнг и Адлер - единомышленники и противники.
- Направления современного психоанализа: эго-психология.
- Направления современного психоанализа: теории объектных отношений.
- Определение переноса, типичные проявления переноса.
- Основные элементы переноса.
- Классификации реакций переноса.
- Сопротивление и его проявления.
- Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
- Основные стадии жизненного цикла по Эриксону.
- Понятия интроекции, идентификации и идентичности (Эриксон).
- Гуманистическая психология.
- Движущие силы развития личности в психоанализе и гуманистической психологии.
- Принципы индирективной психотерапии К. Роджерса.
- Концепция самоактуализации А. Маслоу.
- Когнитивистское направление: психология личностных конструктов Дж. Келли.
- Тест репертуарных решеток.
- Теория оперантного обусловливания Скиннера.
- Решение основных проблем психологии личности в теориях научения.
- Социально-когнитивная теория Бандуры.
- Гештальттеория К. Левина.
- Истинные потребности и квазипотребности по Левину.
- Экспериментальные работы в школе К. Левина (эксперименты Зейгарник, Овсянкиной, Карстен, Хоппе).
- Эффект Зейгарник и эксперименты Овсянкиной.
- Основные направления исследования личности в отечественной психологии. Развитие личности ребенка в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
- Личность и деятельность в концепции А.Н. Леонтьева.
- Проблема самосознания, личности и ее жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.
- Основные проблемы современной отечественной психологии личности.
- Современные концепции темперамента.
- История взглядов на проблему темперамента.
- Проблема детского темперамента.
- Теория Р. Пломина.
- Эмоции и их функции.
- Виды эмоций. Страх и тревога.
- Психологические защиты и совладающее поведение.
- Самосознание как процесс и результат.
- Образ Я и самооценка.
- Развитие Я-концепции.
- Половая идентичность.
- Психологические пространство и время личности.
- Теории воли.
- Волевое и произвольное действие.
- Механизмы волевой регуляции личности.
- Невротический уровень организации личности.
- Психотический уровень организации личности.
- Пограничный уровень организации личности.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, С. 39–75, 136–149.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Наука, 2001.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 – 528 с
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
5. Бороздина Л.В. Психология характера. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984, С. 20–30.
7. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982, Т. 1. С. 291–436.
8. Гарднер Г. Структура разума. М.: Вильямс, 2007. – 512 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Изд. «Хранитель», 2008. – 480 с.
10. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Наука, 1999.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. – 356 с.
12. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.
13. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 128 с.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 142 с.
15. Кон И.С. К природе национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971, С. 122–158.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
17. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.
18. Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999, С. 113–143, 257–287, 342–357.
19. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл,1999. – 432 с.
20. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 80 с.
21. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002, С. 75–92, 175–177, 263–284, 330–403.
22. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект-Пресс, 2000. – 607 с.
23. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Астрель, 2008.
24. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, В.В. Архангельской // М.: АСТ, 2009. – 624 с. (Хрестоматия по психологии).
25. Практический интеллект / Под ред. Стернберга. СПб.: Речь, 2002.
26. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. Казань: ОНТС 1985. – Т. 1.
27. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, С. 428–430.
28. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произв. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990, С. 202–343.
29. Фрейд З. Психоанализ и учение о характерах // Фрейд З. Тотем и табу: Сборник. М., 1998, С. 184–216.
30. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с. (Психологическая энциклопедия).
31. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. – 368 с. (Б-ка зарубежной психологии).
32. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Инфра, 1999.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997 (1999), С. 60–64, 78–93, 112–118, 129–133.
34. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Питер, 2000.
б) дополнительная литература:
1. Айзенк Г.Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Мн., изд. БГУ, 2003.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 768 с.
4. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Алконост, 1994.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1998.
6. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мир, 1996.
7. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. М.: Инфра, 2003.
8. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. М.: Наука, 2000.
9. Клакхон К. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998. – С.228 – 261.
10. Купер К. Индивидуальные различия / Пер с англ. Т.М. Марютиной под ред. И.В. Равич-Щербо М.: Аспект Пресс, 2000 – 527.
11. Левонтин Р. Человеческая индщивдуальность: наследственность и среда. М.: Просвещение, 1993.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002 – 362 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. – 511 с.
14. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003.
15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Политиздат, 1964.
17. Мадди С. Теории личности. М.: Наука. 2002.
18. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Инфра, 2000.
19. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987, С. 38–76.
20. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
21. Психология и культура / Сб. статей под ред. Д. Мацумото. М.: Инфра, 2003.
22. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 176 с.
23. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
24. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990, С. 214–225.
25. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. – 430 с. (Мыслители ХХ века).
26. Фромм Э. Человек для себя. М.: Инфра-М., 1997.
27. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Наука, 2001.
28. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998.
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Наука, 1996.
30. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Мир. 1998, С. 435–466.
|