Обратная связь
|
Методы и средства диагностирования автомобилей ТЕМА 2.17. Диагностирование автомобилей на постах общей и поэлементной диагностики
Технология диагностирования автомобилей содержит: перечень и последовательность выполнения операций, коэффициенты повторяемости. Трудоемкость, разряд работы, используемые инструмент и оборудование, технические условия на выполнение работ.
В зависимости от сменной программы и типа подвижного состава диагностические работы выполняются на отдельных постах (тупиковых или проездных) или постах, расположенных в линию.
Технология составляется раздельно по видам диагностики Д-1, Д-2 и Др.
Для специализированных ремонтно-регулировочных и диагностических постов Др технология составляется по отдельным диагностируемым агрегатам, системам и видам работ (тормозная система, рулевое управление, углы установки колес, балансировка колес, установка фар и т.д.).
При разработке технологии диагностирования следует руководствоваться установленными перечнями диагностических операций по видам диагностики , которые являются частью контрольных работ, приведенных в действующем Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, а также перечнем диагностических признаков (параметров) и их предельными значениями .
Типовая технология диагностирования должна содержать подготовительные работы, выполняемые перед диагностированием, собственно диагностирование, регулировку заключительные работы, выполняемые по результатам диагностирования.
Технология диагностирования Д-1 и Д-2 составляется с учетом конкретных условий АТП.
Диагностику на постах (линиях) в объеме Д-1 и Д-2 выполняют операторы-диагносты или механики-диагносты. В помощь к ним прикрепляются водители перегонщики, которые помимо управления автомобилями в процессе диагностирования, занимаются постановкой автомобилей на посты диагностики, снятием с них, перегонкой в соответствующую зону (хранения, ожидания, ТО и ТР), а также подготовительными и некоторыми регулировочными работами. В АТП, где нет штатных водителей-перегонщиков, эта работа возлагается на водителей диагностируемых автомобилей или механиков колонн, имеющих право на управление.
Контрольно-диагностические (Др) и регулировочные операции на постах ТО и ТР выполняются ремонтными рабочими.
На постах (линиях) Д-1 и Д-2 ремонтные работы, связанные с устранением выявленных неисправностей, как правило, не производятся. Исключением являются регулировочные работы, выполнение которых в процессе диагностирования предусмотрено технологическим процессом.
Выполнение операций диагностирования перед техническим обслуживанием и текущим ремонтом обязательно, независимо от наличия средств диагностирования. при отсутствии последних в АТП, предусмотренные настоящим «Руководством…» контрольно-диагностические операции выполняются механиком-диагностом субъективно с целью выявления необходимых объемов текущих ремонтов, выполняемых перед техническим обслуживанием.
Продолжительность диагностирования (ориентировочная)
Автомобиля, мин.
Д-1 Д-2
Грузовой 10…25 30...60
Легковой 15…30 35...70
Организация работы на постах и линиях диагностики
Рациональная организация работ на постах и линиях диагностики требует специализации операторов-диагностов, разработки порядка и технологии диагностирования автомобилей, графика диагностирования, внедрение приемов и методов отдельными подразделениями и обеспечение техники безопасности.
Каждый оператор должен специализироваться на диагностировании определенных агрегатов, узлов и систем автомобиля, т.е. знать в совершенстве конструкцию диагностируемых объектов, методы определения их техсостояния и уметь пользоваться соответствующими КИП.
Узкая специализация не означает, что оператор не должен уметь диагностировать все агрегаты, узлы и системы автомобиля. Только знание всего диагностического процесса позволит оператору творчески подойти к изучению вопросов, связанных с диагностированием избранных процессов.
Примерный порядок диагностирования автомобиля
1. Двигатель (общее состояние);
2. Система зажигания;
3. Система питания;
4. Система охлаждения;
5. Система смазки;
6. Сцепление;
7. Коробка передач;
8. Карданная передача;
9. Рулевое управление и передний мост;
10. Тормозная система и задний мост;
11. Подвеска;
12. Приборы освещения и сигнализации.
Посты диагностики должны иметь двухстороннюю связь с соответствующими производственными подразделениями и ОТК, что позволяет оперативно решать вопросы, возникающие в процессе работы.
Планирование диагностики автомобилей
Для рациональной организации диагностики в АТП большое значение имеет правильное планирование проведения и определение объема выполнения диагностических работ.
Методика планирования сменного задания посту диагностики заключается в следующем. Ежедневно составляется список автомобилей, которым по фактическому пробегу необходимо будет выполнить ТО-2 спустя 1..2 дня.
По данным о наработке на случай ТР и фактическому пробегу каждого конкретного автомобиля выбирают агрегаты и узлы, которые необходимо диагностировать.
Сумма трудоёмкостей, подлежащих диагностированию агрегатов и узлов, составляет общую трудоемкость диагностирования автомобиля.
После поиска оптимального решения по программе ПЭВМ определяется перечень агрегатов и систем, подлежащих диагностированию, и время постановки автомобиля на пост углубленной диагностики Д-2.
Применение этой методики планирования периодичности и объема диагностических операций требует оперативного регулирования производства работ и непрерывного контроля за выполнением графика диагностирования.
Неплохие результаты дает следующая схема управления процессом диагностирования в АТП.
ПЕРЕЧЕНЬ
работ при диагностике Д-1 автомобиля,
составленный с учетом технологической последовательности
№ п/п
| Наименование работ (подготовительные, диагностические, регулировочные, контрольные)
| Указания
|
|
|
|
| Установить автомобиль на диагностический пост
| Перед постановкой на посты диагностики автомобиль должен быть тщательно вымыт (сверху и снизу). Вся влага после мойки должна быть удалена. В зимнее время должен быть удален снег (наледь) под крыльями, днищем кузова и с агрегатов
|
| Проверить давление в шинах (всех колес)
|
|
| При необходимости довести давление в шинах до нормы
|
|
| Проверить величину свободного хода педали тормоза
|
|
| При необходимости отрегулировать ход педали тормоза
|
|
| Проверить действие гидровакуумного усилителя тормоза
| При его наличии
|
| Установить автомобиль передними колесами на диагностический стенд
|
|
| Проверить состояние и герметичность аппаратов и трубопроводов тормозной системы с гидро- или пневмоприводом
|
|
| Проверить эффективность действия тормозов передних колес на стенде
|
|
| При необходимости отрегулировать тормоза передних колес
|
|
| Повторить проверку их действия на стенде
|
|
| Установить автомобиль колесами заднего моста на диагностический стенд
|
|
| Проверить эффективность действия колес заднего моста на стенде
|
|
| При необходимости отрегулировать тормоза колес заднего моста
|
|
| Повторить проверку их действия на стенде
|
|
| Проверить действие стояночного тормоза
|
|
| При необходимости отрегулировать стояночный тормоз
|
|
| Повторить проверку его действия
|
|
| Установить автомобиль на диагностический стенд для проверки и регулировки управляемых колес
|
|
| Проверить люфт рулевого управления
|
|
| Проверить силу трения в рулевом механизме
|
|
| Проверить люфт в шарнирах рулевых тяг
|
|
| Проверить люфт рулевого управления и состояние узлов привода управляемых колес
|
|
| Проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
|
|
| При необходимости отрегулировать установку управляемых колес
|
|
| Повторно проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
|
|
| Проверить действие приборов наружного освещения и сигнализации
|
|
| Вывести автомобиль с диагностического поста
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ
работ при диагностике Д-2 автомобиля,
составленный с учетом технологической последовательности
№ п/п
| Наименование работ (подготовительные, диагностические, регулировочные, контрольные)
| Указания
|
|
|
|
| Установить автомобиль задними колесами на стенд и закрепить
| Перед постановкой на пост автомобиль должен быть тщательно вымыт (сверху и снизу). Вся влага после мойки должна быть удалена. В зимнее время должен быть удален снег (наледь) под крыльями, днищем кузова и с агрегатов
|
| Подключить к выхлопной трубе шланг отсоса отработавших газов и расходомер топлива
|
|
| Проверить состояние двигателя на наличие стуков и шумов
| При наличии стуков в шатунных или коренных подшипниках, а также давлении масла ниже нормы дальнейшее диагностирование двигателя и его систем не производить
|
| Проверить герметичность выпускных трубопроводов, крепление труб, глушителя
| Автомобили, у которых установлен пропуск отработавших газов в соединениях трубопроводов или через поврежденные места деталей выхлопной системы ставятся на посты диагностики после устранения указанных дефектов в зоне ТР
|
| Проверить состояние и натяжение ремней вентилятора, генератора, насоса гидроруля, компрессора и отрегулировать их натяжение
|
|
| Проверить действие привода дроссельной и воздушной заслонки и отрегулировать их работу
|
|
| Проверить свободный и полный ход педали сцепления и отрегулировать
|
|
| Проверить крепление фланцев карданных валов и при необходимости закрепить фланцы
|
|
| Проверить давление воздуха в шинах задних колес и состояние шин и при необходимости подкачать шины до нормы
|
|
|
|
|
| Проверить радиальный и осевой люфт в шкворневых соединениях
|
|
| Проверить состояние гидроусилителя руля
|
|
| Проверить состояние гидронасоса руля
|
|
| Проверить люфт и усиление поворота рулевого колеса
|
|
| Отрегулировать люфт и усиление поворота рулевого колеса
|
|
| Проверить величину люфта и биение карданного вала
|
|
| Проверить состояние, герметичность коробки передач и величину суммарного люфта на каждой передачи
|
|
| Проверить состояние, герметичность заднего моста и величину суммарного люфта главной передачи
|
|
| Проверить состояние аккумуляторной батареи по плотности электролита и напряжению (нагрузочной вилкой)
|
|
| Проверить состояние стартера по падению напряжения при запуске двигателя
|
|
| Проверить работоспособность генератора и регулятора напряжения
|
|
| Проверить работу системы зажигания: прерывателя-распределителя, состояние проводов высокого напряжения, свечей зажигания и индукционной катушки
|
|
| Отрегулировать угол замкнутого состояния контактов прерывателя и установить выявленные неисправности в прерывателе-распределителе, свечей зажигания, проводов высокого напряжения и др.
|
|
| Проверить начальный угол опережения зажигания, работу центробежного и вакуумного регуляторов
|
|
| Отрегулировать начальный угол опережения зажигания
|
|
| Определить содержание СО в отработавших газах
|
|
| Отрегулировать систему холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО и устойчивые обороты двигателя
| Режимы проверки должны соответствовать ГОСТ 17.2-03.77. Фактический расход топлива должен соответствовать норме, установленной для данной модели автомобиля в соответствии с принятым режимом испытаний
|
| Проверить работу контрольно-измерительных приборов
|
|
| Проверить состояние бензонасоса и давления, развиваемого им
|
|
| Проверить состояние и работу компрессора
|
|
| Прогреть двигатель и трансмиссию под нагрузкой до рабочей температуры
|
|
| Определить потери мощности в трансмиссии
|
|
| Определить мощность на колесах автомобиля и расход топлива под нагрузкой. При необходимости проверить состояние цилиндропоршневой группы двигателя
|
Эта операция выполняется при неработающих цилиндрах. При обнаружении неисправности дальнейшая диагностика двигателя и его систем не производится.
|
| Отрегулировать угол опережения зажигания для повышения мощности двигателя
|
|
| Записать результаты замеров в журнал и рем. листок
|
|
| Отсоединить расходомер топлива, отсос отработавших газов и вывести автомобиль с поста диагностики
|
|
|
|
|
Приложение 3
ТРУДОЕМКОСТЬ РАБОТ
на постах диагностики Д-1 по маркам автомобилей (чел. минут)
| ГАЗ-3110
| ГАЗ-3307
| ЗИЛ-431410
| КамАЗ-5320
| Подготовительные операции
| 7,4
17,7
| 18,4
49,0
| 19,5
52,2
| 38,4
73,6
| Контрольно-диагностические операции
| 3,5
| 3,8
| 3,8
| 4,1
| Регулировочные операции
| 1,9
9,2
| 3,0
13,0
| 3,0
13,0
| 3,0
13,0
| Всего
| 12,8
30,4
| 25,2
65,8
| 26,3
69,0
| 45,5
96,7
| Контрольно-диагностические операции
| 8,3
| 14,8
| 13,8
| 20,1
| Регулировочные и ремонтные операции
| 2,0
10,0
| 5,0
23,1
| 5,3
26,2
| 6,88
25,9
| Повторные диагностические операции (заключительный контроль)
| 0,22
1,1
| 1,44
7,2
| 1,44
7,2
| 1,80
9,0
| Всего
| 10,52
19,4
| 21,24
45,1
| 20,54
47,2
| 28,78
55,0
|
Примечание – В числителе дана трудоемкость с учетом коэффициента повторяемости. В знаменателе дана трудоемкость без учета коэффициента повторяемости. Указанные в таблице трудоемкости работ Д-1 исключаются из трудоемкости работ ТО-1.
ТРУДОЕМКОСТЬ РАБОТ
на посту диагностики Д-2 по маркам автомобилей (чел. минут)
| ГАЗ-3110
| ГАЗ-3307
| ЗИЛ-431410
| КамАЗ-5320
| Подготовительные операции
| 18,5
26,4
| 26,25
35,2
| 26,25
36,0
| 39,0
49,6
| Контрольно-диагностические операции
| 44,9
| 58,4
| 60,9
| 77,8
| Регулировочные операции
| 10,1
32,1
| 15,45
57,4
| 14,55
49,15
| 11,6
42,4
| Всего
| 73,5
103,4
| 100,1
151,0
| 101,7
146,05
| 128,4
169,8
|
Примечание – В числителе даны трудоемкости с учетом коэффициента повторяемости. В знаменателе даны трудоемкости без учета коэффициента повторяемости. Указанные в таблице трудоемкости работ Д-2 исключаются из трудоемкости работ ТО-2.
Методы и средства диагностирования автомобилей
|
|