Встроенные бортовые системы диагностирования С целью повышения контролепригодностив последнее время все шире стали применяться встроенные бортовые системы диагностирования отдельных агрегатов и систем автомобиля.
К числу наиболее перспективных направлений повышения эффективности эксплуатации автомобилей и безопасности дорожного движения относится переход на обслуживание автомобилей по потребности за счет непрерывного контроля техсостояния подвижного состава с помощью встроенных в конструкцию датчиков и измерительных диагностических средств.
ВБСД могут быть общего назначения для диагностирования объекта по принципу «исправен – неисправен» и поэлементные для поиска конкретной причины отказа или неисправности.
ВБСД общего назначения оборудованы, например, автобусы МВ О 341 и О 405 (АКА-6226). При нажатии клавиши «неисправность» высвечивается лампа неисправности ГМП «Voit», АВС или опорно-сцепного устройства.
Для этого автобус оборудован соответственно тремя ЭБУ и системой датчиков.
ЭБУ представляет собой простейший компьютер, кроме функций управления, предназначенный для решения одной логической задачи - поиска неисправности своего агрегата или системы.
ВБСД могут быть с встроенными индикатором и внешним, подключаемый через унифицированный разъем, МТ-4, КSТ-300.
Рис. 3.30. Сканеры
а-KST-300; б-KST-500
|
В качестве примера рассмотрим ВБСД системы впрыска топлива «Motronick».
Диагностика осуществляется по потребности при загорании контрольной лампы «СHECK ENGINE» и начинается со считывания кодов неисправностей, занесенных в память ЭБУ.
Для сохранения кодов в памяти ЭБУ не следует отключать АКБ.
Коды неисправностей выдаются лампой «СHECK ENGINE» при замыкании выводов А и В колодки диагностики, либо с вывода М колодки диагностики (вывод предназначен для диагностики электробензонасоса).
При замыкании выводов А и В лампа «С..Е..» должна выдать код 12 (лампа включается один раз, 1..2 с – пауза, лампа включается два раза, 1..2 с-пауза, цикл повторяется три раза 12-12-12 ).
Выдача кода 12 означает, что система диагностики работоспособна, после чего выдаются, повторяясь по три раза, коды всех неисправностей.
Пример: 24 – нет сигнала скорости автомобиля;
44 – обедненный состав смеси;
45 – обогащенный состав смеси и т д.
Диагностика системы состоит в считывании кода неисправности, проверке электрической цепи датчика и его самого.
Если цепь датчика исправна, то неисправен ЭБУ.
Если после выдачи кодов неисправностей и их устранения двигатель не запускается или коды неисправностей не выдаются, следует проверить цепь топливоподачи, работу форсунок и цепей их управления.
Самодиагностика АБС
Многие автомобили имеют самодиагностику АБС. В качестве примера рассмотрим самодиагностику АБС автомобиля «Ниссан Альмера».
Выдача результатов самодиагностики на сигнализатор АБС происходит после поездки со скоростью не менее 15 км/ч в течение как минимум 1 мин.
Для перехода в режим самодиагностики необходимо выключить зажигание, замкнуть на «массу» контакт L диагностического разъема соответствующим проводником и включить зажигание. Педаль тормоза при этом должна быть нажата. Спустя некоторое время сигнализатор АБС начинает мигать с определенным интервалом, показывая неисправность. Набор кодов означает определенную неисправность (табл.3.1). Индикация прекращается через 5 мин, однако после выключения и последующего включения зажигания она возобновляется. Для перехода в нормальный режим отсоединяют контакт L от «массы» и выключают зажигание.
| Таблица 3.1
| Код
| Неисправный элемент
| Код
| Неисправный элемент
|
| Передний левый выпускной клапан
|
| Передний правый датчик (замыкание)
|
| Передний левый впускной клапан
|
| Задний левый датчик (обрыв)
|
| Передний правый выпускной клапан
|
| Задний левый датчик (замыкание)
|
| Передний правый впускной клапан
|
| Задний правый датчик (обрыв)
|
| Задний правый выпускной клапан
|
| Задний правый датчик (замыкание)
|
| Задний правый впускной клапан
|
| Ротор датчика
|
| Задний левый выпускной клапан
|
| Электродвигатель или его реле
|
| Задний левый впускной клапан
|
| Реле клапанов
|
| Передний левый датчик (обрыв)
|
| Источник питания (низкое напряжение)
|
| Передний левый датчик (замыкание)
|
| Блок управления
|
| Передний правый датчик (обрыв)
|
|
|
Для стирания кодов неисправностей отсоединяют контакт L от «массы» (сигнализатор остается гореть) и затем в течение 12,5 с замыкают его на «массу» 3 раза. Длительность каждого замыкания должна быть не менее 1 с. После завершения стирания сигнализатор гаснет.
Для проверки системы после ремонта необходимо проехать со скоростью 30 км/ч в течение как минимум 1 мин. Сигнализатор АБС не должен загораться. Если он не гаснет после включения зажигания, возможны неисправности в цепи питания блока управления, цепи сигнализатора, блоке управления или его разъеме, в цепи питания обмотки реле клапанов или залипание контактов реле клапанов.
Если в режиме самодиагностики сигнализатор постоянно горит или не включается, неисправен блок управления. Если сигнализатор не загорается при включении зажигания, необходимо проверить предохранитель, лампу сигнализатора и его цепь. Возможна также неисправность блока управления.
При отсутствии самодиагностики АБС проверяют специальными тестерами различных фирм, выпускающих диагностическое оборудование, или фирм — изготовителей автомобилей.
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АБС С ПОМОЩЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
Большинство диагностических приборов предназначено для работы с автомобилями конкретных марок или конкретными системами антиблокировки колес. Однако некоторые фирмы поставляют на рынок универсальную аппаратуру, которая применима для систем Bosch, Teves, Bendix. Пользуясь диагностическим прибором, можно выполнить различные операции:
в статике- считывать код диагностики, записанный в память блока управления с его расшифровкой; стирать память блока управления; производить проверку неисправностей ветвей АБС автомобиля; обнаруживать неисправности, периодически возникающие из-за дефектов электропроводки;
в динамике – проверять работу блока управления для каждого колеса, имитируя сигналы колесных датчиков о блокировке проверяемого колеса; проверять напряжение питания элементов АБС, надежность соединений на «массу», состояние контактов; определять неисправности колесных датчиков путем считывания их выходных данных (сбой регулировки или короткое замыкание датчиков).
Примером диагностических приборов АБС является прибор XR25. Он присоединяется непосредственно к блоку управления с помощью специального разъема. После подключения прибора можно получить доступ к информации, имеющейся в памяти блока управления (постоянные и периодически появляющиеся неисправности), а также проверить работу управляющих органов АБС (электромагнитных клапанов). С помощью прибора можно стирать данные в накопителях памяти блока управления. Коды диагностики набираются на центральной клавиатуре прибора. Данные о блоке управления и параметры системы (скорость вращения колес и др.) высвечиваются на жидких кристаллах. С левой стороны прибор имеет строчный индикатор, на котором высвечиваются данные о наличии неисправностей в электрической и электронной частях АБС (короткое замыкание, нарушение изоляции и целостности проводов, несоответствие силы тока питания и нарушение функционирования блока управления, реле, электромагнитных клапанов, датчиков). Напротив строчного индикатора крепится соответствующая проверяемой системе диагностирования карта, по которой определяют неисправности.
|