Обратная связь
|
Диабетический кетоацидоз и гипергликемическое гиперосмолярное состояние
Диабетический кетоацидоз (ДКА) и гипергликемическое гиперосмолярное состояние (ГГС) — острые метаболические осложнения диабета, которые потенциально угрожают жизни больного и требуют срочных лечебных мероприятий, предпочтительно командой врачей интенсивной терапии, имеющей опыт работы с такими клиническими ситуациями.
Хотя ДКА встречается в 2 раза чаще, чем ГГС, но смертность в последнем случае существенно выше и достигает 11%. ДКА характеризует сочетание трех кардинальных признаков — гипергликемия, кетоз и метаболический кетоацидоз.
Выделяют 5 критериев, сочетание которых в различных комбинациях позволяет диагностировать ДКА:
1. гипергликемия > 14,0 ммоль/л;
2. гиперкетонемия >5 ммоль/л или >+;
3. ацетонурия >++;
4. метаболический ацидоз, рН < 7,3;
5. различной степени нарушение сознания.
Термин «гипергликемическое гиперосмолярное состояние» (ГГС) в настоящее время рекомендуется использовать вместо ранее применяемых — «гиперосмолярная гипергликемическая кома» или «гипергликемическое гиперосмолярное некетотическое состояние». Уточнение термина связано с тем, что кома развивается только у 50% больных с ГГС, несмотря на высокую осмолярность плазмы, а также что кетоз может встречаться у больных с ГГС. Как ДКА, так и ГГС развиваются вследствие выраженной и длительно не-компенсируемой инсулиновой недостаточности и, вообще говоря, представляют собой крайние состояния метаболических нарушений, переходящие друг в друга через спектр промежуточных метаболических состояний.
Указывают следующие критерии ГГС:
1. гипергликемия > 35 ммоль/л;
2. высокая осмолярность плазмы (>320 мОсм/кг);
3. определяемая клинически, резко выраженная дегидратация;
4. отсутствие ацидоза;
5. кетоз отсутствует или незначительный (±).
ДКА чаще встречается при СД1, а ГГС — при СД2, но крайне выраженная степень гиперосмолярности наблюдается только у больных СД1 на фоне ДКА, причем редко. При впервые выявленном СД1 ДКА наблюдается у 20— 30% больных, но основными провоцирующими факторами становятся инфекция и неадекватная заместительная терапия инсулином. Другие причины — бессимптомный инфаркт, панкреатит, инсульт, травма и препараты, которые нарушают углеводный обмен, в частности кортикостероиды, симпатомиметики, тиазиды и вторая генерация психотропных веществ. Повторные эпизоды ДКА наблюдаются у женщин, которые намеренно пропускают инъекции инсулина, чтобы похудеть. Патогенетически ДКА и ГГС развиваются, с одной стороны, вследствие инсулиновой недостаточности, а с другой — из-за сопутствующей этим метаболическим нарушениям гиперпродукции контринсулиновых гормонов — глюкагона, катехоламинов, кортизола и соматотропного гормона, что повышает неоглюкогенез и подавляет утилизацию глюкозы инсулинозависимыми тканями. В результате уровень гликемии значительно повышается.
Патогенез диабетического кетоацидоза и гипергликемического гиперосмолярного состояния
ДКА характеризуется тяжелыми нарушениями углеводного, липидного и белкового метаболизма, что проявляется гипергликемией, повышенным липолизом, кетогенезом и глюконеогенезом. Высокая гипергликемия при ДКА развивается, с одной стороны, в результате повышенного гликогенолиза (пока резервы гликогена в печени сохранены) и глюконеогенеза (из липидов и аминокислот), а с другой — нарушения утилизации глюкозы инсулинозависимыми тканями (печенью, мышечной и жировой). Повышенный уровень кортизола в крови при ДКА стимулирует катаболизм белков и дополнительно способствует глюконеогенезу. Стимулирует глюконеогенные ферменты, особенно фосфоенлопируваткарбоксикиназу, не только инсулиновая недостаточность, но и повышенные уровни глюкагона, катехоламинов и кортизола. Контринсулиновые гормоны (катехоламины и кортизол), а также свободные жирные кислоты крови дополнительно усиливают инсулиновую недостаточность, снижая биологическое действие инсулина. В нарушении липидного обмена при ДКА существенную роль играет не только инсулиновая недостаточность, но и катехоламины — они способствуют липолизу, стимулируя распад жира в адипоцитах до глицерина и свободных жирных кислот (СЖК), первый из которых является субстратом для неоглюкогенеза, а второй — кетогенеза (кетоновых тел) в печени. Повышенный уровень глюкагона благодаря своему контринсулиновому биологическому действию существенно усугубляет нарушение углеводного и липидного обмена при ДКА. Карнитин палмитол ацетилтрансфераза (КПАТ) — лимитирующий скорость кетогенеза фермент, подавляется при ДКА малонил коэнзимом А (КоА). При ДКА уровень мало-нил КоА повышен в результате повышения соотношения глюкагон/инсулин. Это ведет к стимуляции КПАТ и повышенному кетогенезу. Высокий уровень кетоновых тел при ДКА также связан с пониженным их клиренсом.
Алгоритм оказания доврачебной помощи при гипергликемической коме
Гипергликемическая кома развивается в результате глубоких нарушений обмена углеводов и жиров из-за недостатка в организме инсулина у больных сахарным диабетом.
Гипергликемической коме предшествует предкоматозное состояние с развитием предвестников:
· общая слабость;
· вялость;
· сонливость;
· головная боль;
· иногда рвота;
· жажда;
· полиурия;
· боли в подложечной области.
Информация, позволяющая заподозрить гипергликемическую кому:
· дыхание Куссмауля;
· запах ацетона;
· прогрессирование сонливости и апатии, вплоть до полной потери сознания;
· кожа сухая, холодная;
· лицо гиперемированное, осунувшееся;
· язык сухой с налетом;
· глазные яблоки мягкие;
· АД снижено, пульс учащен.
Материальное оснащение:
Стерильный набор для проведения инъекции и капельного вливания (шприцы и иглы для инъекций, системы для внутривенного капельного вливания, перчатки, прединъекционные дезинфицирующие салфетки, сухие стерильные марлевые шарики, стерильный пинцет, жгут, пеленка, лоток), глюкометр, пробирки для забора крови и емкости для забора мочи; стерильный набор для проведения катетеризации мочевого пузыря, тонометр, лекарственные средства (по назначению врача), емкости для дезинфекции использованного и отработанного материала.
Тактика медицинской сестры
Действия
| Обоснование
| Обеспечить вызов врача, лаборанта
| Данное состояние требует оказания квалифицированной медицинской помощи и срочного определения уровня сахара в крови и ацетона в моче
| При наличии глюкометра определить уровень сахара в крови
|
| Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей
| Профилактика западения языка, аспирации, асфиксии
| Обеспечить доступ к вене, подготовить все необходимое для проведения лекарственной терапии
| Внутривенное введение лекарственных средств и проведение инфузионной терапии
| Измерение артериального давления, определение пульса, частоты дыхательных движений
| Контроль состояния
| Оценка достигнутого:
· состояние пациента улучшилось – дальнейшее лечение пациента в стационаре;
· состояние пациента не улучшилось – дальнейшее выполнение мероприятий по назначению врача в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии.
Выводы
Профилактика сахарного диабета является одной из важнейших медико-социальных задач. Первичная профилактика - предупреждение заболевания - должна базироваться прежде всего на здоровом образе жизни.
С этой целью необходимо проводить постоянную работу по разъяснению населению основ рационального питания, предупреждения ожирения, пропагандировать активный образ жизни (умеренные физические нагрузки, занятия физкультурой, спортом значительно уменьшают возможность возникновения ожирения и тем самым нарушений углеводного обмена и развития диабета сахарного). У лиц, предрасположенных к диабету сахарному, важно выявлять факторы риска возникновения этого заболевания и проводить работу по их устранению. Вторичной профилактикой диабета сахарного является профилактика развития диабета сахарного у больных людей, напр, у лиц, страдающих ожирением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
|
|