ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТУДИИ И КОМНАТ ПРОСЛУШИВАНИЯ Эпоха зарождения звукозаписи постоянно выдвигала свои новые требования к необходимому оборудованию в студиях. В середине прошлого века это выглядело так.
Электроакустическая аппаратура.Это оборудование состоит из микрофонов, громкоговорящих систем в аппаратной (аналогичных системам в комнатах прослушивания) и устройств регулировки времени реверберации в студиях.
Число микрофонов для каждой программы определяет звукорежиссер. Необходимо иметь комплект микрофонов с разными характеристиками направленности и с разными частотными характеристиками (речевых и концертных). В больших студиях их число доходит до 15—20 штук. Акустические громкоговорящие системы должны удовлетворять требованиям высшего или первого класса качества. Для прослушивания речевых передач целесообразно использовать также бытовые громкоговорители высшего или первого класса. Так как ряд передач идет в стереофоническом варианте, то в студиях должно быть предусмотрено наличие стереомикрофонов, а в аппаратных должны быть установлены системы для стереоозвучания. В речевых студиях у диктора должен быть резервный микрофон.
Комнаты прослушивания и аппаратные оборудуют как высококачественными акустическими системами, так и типовыми громкоговорителями для вещания. Комнаты прослушивания вещательных передач должны по акустике соответствовать жилому помещению.
Устройства для регулирования времени реверберации. Регулирование времени реверберации осуществляют изменением количества поглощающих материалов, а также величиной их коэффициентов поглощения. На практике это достигается сменой поглощающих материалов, применением различных поворотных устройств, закрыванием отражающих стен щитами из поглощающих материалов и т. п. Но эти методы очень громоздки, требуют сложной механизации и много времени для их регулировки. Теперь широко применяют устройства искусственной реверберации. К ним относятся: эхо-комнаты, магнитные и листовые ревербераторы и амбиофонические устройства.
Сигнал, подаваемый на вход устройства искусственной реверберации, подвергают обработке в результате которой получается сигнал, в той или иной степени похожий на получаемый в помещении с определенным, как правило, большим временем реверберации. Полученный сигнал подмешивают к основному, идущему по параллельному каналу (см. рис. 1). Эффект соответствующего времени реверберации создается или путем изменения соотношения между основным и подмешиваемым сигналами или путем изменения времени реверберации в самом устройстве. Рассмотрим отдельно устройства искусственной реверберации.
Рис. 1. Схема подмешивания реверберирующего сигнала в основной сигнал
Эхо-камера. На рис. 8.5 дана схема включения эхо-камеры. Время реверберации эхо-камеры обычно постоянно, поэтому эффект гулкости можно вводить в передачу только путем изменения соотношения между основным и подмешиваемым сигналами.
Иногда в эхо-камерах можно создавать два значения времени реверберации, наибольшее из которых не менее 7 с. Камеры имеют объем около 80—100 м3. Для получения диффузного поля звука стены должны быть непараллельны друг другу. В больших радиодомах бывает до 2—3 эхо-камер. Способ получения искусственной реверберации с помощью эхо-камер считается дорогим и громоздким.
Магнитный ревербератор. Магнитный ревербератор (рис.2) представляет собой магнитофон с одной записывающей головкой, несколькими воспроизводящими,
Рис. 2. Магнитный ревербератор: ЗГ — записывающая головка; ВГ — звуковоспроизводящая головка; СГ — стирающая головка со смещенными относительно записывающей головки на разные интервалы, и стирающей головки.
Передача непрерывно записывается на кольцо из магнитной ленты. Эта запись считывается воспроизводящими головками с разной задержкой во времени и затем после считывания стирается. На схеме показаны пять воспроизводящих головок, каждая из которых воспроизводит записанный сигнал, запаздывающий по отношению к основному на время, соответствующее сдвигу головки по длине ленты. Сигнал с пятой головки, кроме того, подается через цепь обратной связи на вход и записывается снова с соответствующей задержкой во времени и с уменьшением уровня записи по сравнению с уровнем первичной записи. Затем весь процесс повторяется. Таким образом, ревербератор создает многократно повторяющиеся сигналы с запаздыванием по отношению к основному сигналу. Эти сигналы с соответствующим соотношением их уровней вводятся в основной канал передачи. Недостатком магнитного ревербератора является наличие тональной окраски отзвуков, обусловленных регулярной повторяемостью запаздывающих сигналов. Магнитный ревербератор дает возможность изменять время реверберации от 0,5 до 5 с. Более высокие значения времени реверберации могут приводить к появлению генерации из-за обратной связи.
Магнитный ревербератор применяют только для речевых передач и в случаях создания эффекта от действия шумов в гулком помещении.
Листовой ревербератор. Для листового ревербератора (рис.3) используют стальной лист толщиной 0,4—0,5 мм размерами 1x2 м. Лист подвешен вертикально и закреплен в углах рамы. Сигнал подают к электродинамическому возбудителю (он похож на электродинамический
Рис. 3 Листовой ревербератор:
1— тонкий стальной лист; 2 — двигатель (головка громкоговорителя); 3— приемник (звукосниматель); 4 — панель с звукопоглощающим материалом; 5— поворотное устройство для изменения расстояния панели от листа; 6 — подвеска листа
громкоговоритель, у которого вместо диффузора к звуковой катушке приварен металлический лист). Колебания от точки крепления возбудителя расходятся к краям листа, отражаются от них, в результате чего образуется сложная картина поперечных колебаний, аналогичных колебаниям мембраны. В одной из точек, удаленных от возбудителя (для уменьшения действия прямого звука), к листу прикреплен звукосниматель, аналогичный звукоснимателям у проигрывателя грампластинок. Он превышает механические колебания в электрические, которые и подаются в основной канал с соответствующей амплитудой. Для регулирования времени реверберации (времени затухания колебаний листа мембраны) с тыльной стороны листа расположен демпфирующий материал (поглотитель). В зависимости от расстояния между листом и материалом изменяется затухание, вносимое в колебания листа. Время реверберации меняется от 0,6-0,7 до 5,5-6 с в области средних частот. При большом расстоянии листа от поглотителя время реверберации увеличивается до 16 с на низких частотах, на высоких же оно доходит только до 2 с. Если на средних частотах оно равно 4 с, то на низких будет5 с, а на высоких – 2 с. Эта частота является существенным недостатком листового ревербератора. Зато по качеству звучания он приближается к звучанию в помещении. Имеющиеся отклонения от звучания в помещении можно объяснить тем, что в листовом ревербераторе имеем дело с двухмерным распределением собственных частот, а не с трехмерным, как это требуется для помещения. Листовой ревербератор используют при передаче и некоторых художественных программ (например, литературно-драмматических).
Амбиофонические системы.В этих системах используютакустическую обратную связь, возникающую в том же помещении, откуда ведется передача, поэтому ее действие ощущают и сами исполнители.
В амбиофонической системе (рис. 8.8), кроме основных микрофонов, в студии устанавливают не менее двух дополнительных М1, М2, удаленных от исполнителей. Сигнал от них подают в раздельные каналы звуковоспроизведения с громкоговорителями, находящимися в той же студии в различных ее точках. Излучение громкоговорителей имитирует отраженные лучи. Эти отраженные лучи воспринимаются дополнительными микрофонами и вновь подаются на громкоговорители. Многократное повторение отзвуков создает увеличение времени реверберации помещения по отношению к собственному. Если студия была сильно заглушена, то амбиофоническая система дает возможность увеличить время реверберации до 5—7 с. Получение большего времени реверберации (более 3—4 с) может приводить к неустойчивому режиму и даже к генерации. К тому же даже для создания эффекта гулкого помещения, в котором воспроизводится музыка (например, органные залы), большего времени реверберации и не требуется. Для уменьшения возможности возникновения такой генерации применяют раздельное амбиофоническое устройство для разных участков частотного диапазона. Устройство получается громоздким. Иногда для уменьшения числа громкоговорителей применяют, например, комбинацию акустической системы с магнитным ревербератором (с подачей обратной связи через помещение). Аналогичные системы применяют для регулирования времени реверберации в залах.
Спустя полвека картина поменялась. Возросли требования к звуку, качеству записи, технологиям накопления материала и его обработки. Сегодня на студиях очень сложно встретить листовые ревербераторы, комнты-эхо, ленточные ревербераторы и т. д. Им на смену пришли программные или же приборы специального назначения, процессоры, эксайтеры, максимайзеры, энэнсоры и многие другие. Эти приборы имеют очень высокую степень точности в процессе обработки звука.
Глава 9. ОЗВУЧЕНИЕ И ЗВУКОУСИЛЕНИЕ .
|