Обратная связь
|
Раздел II. Методология статистических исследований в начале XIX века. Разумеется, что столь практически ориентированная область знаний, как статистика опирается на своеобразный методологический аппарат, уже достаточно разработанный к началу XIX века. Российские статистики, в первую очередь опирались на теоретические и практические наработки своих европейских коллег.
Интересно, что статистика рассматривается, в первую очередь, как «политическая наука», что однозначно говорит о её этатистском хозяйственно-прикладном характере[28][29].
В целом, методология статистических исследований лучше того времени лучше всего отражена в теоретической и учебной литературе за соответствующие годы.
Так, в частности, в 1808 году, в издании от Главного правления училищ при Императорской Академии Наук вышла «Всеобщая теория статистики», первая русскоязычная учебная книга по статистик, обучение которой на тот момент уже велось во всех университетах и гимназиях страны[30][31]. Кроме того, несколько ранее, в 1806 году, на страницах Статистического журнала была издана «Теория статистики» Карла Германа[32].
Собственно, под статистикой понималось основательное познание о состоянии государства в какое-либо известное время[33][34]. При этом статистика не считалась наукой, а только областью знания[35][36], то есть инструментарием для различного рода форм деятельности, прежде всего в области государственного управления.
Первым предметом изучения статистики считалась власть и сила правительства[37], и, более широко – состояние государства[38][39], всего того, что имеет заметное влияние на его благосостояние[40].
Статистику, в первую очередь, характеризует системность накопления материалов[41]. При этом статистика не является сферой деятельности, оторванной от общественного знания, для её объяснения служат различного рода смежные отрасли человеческого познания – история, география, народоописание, гражданское право и экономика[42].
В виду того, что каждое государство состоит из двух классов людей – управляющих и повинующихся то и статистика, как познание состояния государства, должна иметь два главных раздела (части): о состоянии народа и о состоянии правительства[43].
Первый раздел статистики, о состоянии народа, в свою очередь подразделялся на три отделения: о народонаселении, о народном богатстве, о образовании и просвещении[44]. Отделение о народонаселении включает подразделы о числе народа, о разделении народа, о физическом его свойстве, об отношении к пространству земли. Отделение о народном богатстве включает в себя подразделы о земледелии, мануфактурах и торговле, а отделение о образовании и просвещении подразделы о религии, учёности, познаниях технологических и торговых, о нравственной образованности[45].
Второй раздел статистики, о состоянии правительства, включал в себя два отделения: о государственном постановлении и о государственном управлении[46]. При этом, исходя из положения, что государственные учреждения создаются для соблюдения и умножения либо безопасности, либо народного благосостояния, то и раздел статистического отделения о государственном управлении разводится на меры для безопасности и меры для народного благосостояния[47]. Меры народного состояния, в свою очередь подразделяются на те, что идут относительно народонаселённости, народного богатства, образования. Меры для безопасности же включают меры против внутренних врагов (о полиции, судебной системе и законах, о присутственных мерах и порядке делопроизводства), и, соответственно, против внешних (о военных силах, военных коллегиях, законах, штате армии, внешних отношениях с другими державами, о политической системе)[48].
По мнению тогдашних теоретиков статистики, подобное разделение может наиболее полно и с наибольшей точностью позволяет отразить статистические данные по всем отраслям государственного состояния.
Собственно, сама статистика, по своему масштабу, так же подразделяется на несколько видов: генеральную, то есть затрагивающей какое-либо государство в целом, и специальные или частные статистики, захватывающие только часть государства, например, отдельную губернию. Так же отдельные статистики, рассматривающие только отдельные стороны генеральной статистики могут именоваться статистическими описаниями[49].
Е.Ф. Зябловский, называя генеральную статистику общей, так же выделяет всеобщую, или всемирную статистику, которая описывает все известные земли нашей планеты[50].
В виду постоянных изменений в государстве, статистика должна вестись регулярно, что бы сведения ею предоставляемые постоянно обновлялись, и у правительства были наиболее актуальные сведения о состоянии дел.
Статистические сведения следовало сбирать в специальных статистических изданиях, журнала и календарях.
В качестве источников для статистики предлагалось использовать: 1) государственные бумаги; 2) журналы и ведомости; 3) описания путешествий; 4) устные сведения[51][52]. Данные представлялись в виде таблиц, и полученные новые данные так же заносились в таблицы. При этом, следует относиться к сведениям, получаемым от этих источников критично, и уметь отделять истинную информацию от преувеличений или неточностей[53]. Описания путешествий, показания частных лиц и устные сведения представляют из себя явно вспомогательный источник и должны быть подвергнуты критике в наибольшей степени.
Государственные сведения, относящиеся к первому классу, заслуживают наибольшего уважения от статиста, поскольку ни один частный человек не может столь хорошо знать о состоянии правительства, как само правительство. Но, исходя из того, что при всех важности государственных известий, они представляют собой ни что иное, как только извлечение из частных донесений от нижних правительственных мест, то ошибки последних случающиеся умышленно или случайно, могут иметь некоторое влияние на первые. По этому, даже государственные свидетельства должны составлять предмет статистической критики[54].
Статистическая критика, вообще, является достаточно важной составляющей частью работы статистика. Так, народонаселение, подвержено неизбежным погрешностям, и может быть исправлено только через неоднократные повторения исследований одного и того же объекта. Более точными считались сведения из сельскохозяйственной отрасли, например, показания о количестве засеиваемого хлеба. Ещё более точные сведения относились к коммерческим таблицам. К таблицами о мануфактурах отношение было менее доверительное, чем к сельскохозяйственным, в виду того, что в промышленном производстве выше доля капитала, а прибыль зависит от многих случайных факторов[55].
Так, теоретик статистики К.Ф. Герман дает критическую оценку использованных им в своих работах статистических материалов, проверяет достоверность числовых данных, сравнивает их с другими материалами. Исследователь широко использовал в характеристике хозяйства табличный метод, привлекал метод относительных величин (сборы хлебов на одну ревизскую душу и др.), а также и счет по категориям, по разрядам[56].
В качестве действенного метода проверки достоверности полученных статистических данных, предлагается сличение между собой нескольких аналогичных таблиц, в виду закономерности многих процессов происходящих, например, в промышленности[57].
Кроме того, сверке должны подвергаться показания нескольких лет, так как, в таком случае можно определить более-менее правдоподобные значения из взаимного содержания годичных сумм[58].
Таким образом, наиболее приблизиться к статистической критике можно взяв за основание сведения, выдаваемые правительством, подвергнув их строгой критике и сличив их с другими источниками, особенно с устными[59]. Кроме того, запрещалось неизвестные данные заменять предположениями. Проведение каких-либо специальных статистических исследований не подразумевается.
Сами результаты статистических исследований, можно, помимо всего прочего, использовать в целях государственной пропаганды, и, при этом, выявленные недостатки и злоупотребления не советуется объявлять на публике[60]. Начало XIX в. в России характеризуется значительным развитием статистических публикаций[61].
Таким образом, методология статистических исследований в изучаемый период выражалась в следующем:
- наблюдается разрыв между теоретической и практической статистикой, между большим наличием статистических материалов и научно-литературной их обработкой;
- статистика носит этатистский, хозяйственно-прикладной характер, и не занимается изучением процессов и явлений не связанных с административными интересами государства;
- основными методами сбора статистических данных были работа с документами регулярной отчётности, сличение и критическая обработка документов, критическая обработка частных наблюдений и устной информации;
- статистические данные вносились в разработанные под ту или иную область знания таблицы, данные неколичественного характера отражались в описательной манере, по типу географических или политических описаний;
- специальных целевых статистических исследований не проводилось, все исследования представляли собой сбор данных, передаваемых с мест и их обработка в общие отчёты.
|
|