ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ Б. Н. ЧИЧЕРИНА
Анализируя основные проявления политики, Б. Н. Чичерин отмечает, что она существует как наука о способах и средствах достижения государственных целей и как идеология (это теоретическое бытие политики), а также как особый способ организации жизни общества и определенный вид человеческой деятельности (это практическое бытие политики). Именно практическое бытие политики превращает её в особо значимую сферу общественной жизни.
Существование политики как науки имеет аксиологическое значение, хотя прямая зависимость между политическим знаниями успешной политической деятельностью не носит очевидного характера. Напротив, подчеркивается, что успех политики часто опирается на жизненный и профессиональный опыт, интуицию и выступает тем самым как политическое искусство. «Государственный человек – отмечает Б. Н. Чичерин, – должен естественным тактом, высшим чутьем распознавать, что именно нужно сделать в данное время, при известных условиях. Сюда входит множество данных, почти неуловимых, за которыми наука уследить не может»[34].
И все же признается, что политическая наука способствует преодолению политического невежества, формирует политическую культуру, помогает пониманию политической жизни, выступает в качестве теоретической основы политической практики. Подчеркивая сущность политической науки, Б. Н. Чичерин отмечает, что «политика есть наука относительного. Она исходит от явления, а явления суть нечто разнообразное и изменчивое. Но для того, чтобы это относительно получило истинное – научное знание, оно должно быть исследовано со всех сторон, во взаимной связи, через что самое оно сводится к общим началам, выражающим самую сущность государственной жизни. Это составляет высшую цель науки»[35].
Практическая политика, т. е. властно-управленческие и государственные отношения, отмечает Б. Н. Чичерин, возникла раньше политической науки. Несмотря на это, в государственно-организованных обществах у них есть единая цель – общее благо(общая польза). Общее благо – это гармоничное соединение всех элементов общественной жизни и свободного развития всех, присущих данным элементам сил, это великая цель общественно-политического развития, которая непременно должна присутствовать в общественном сознании, консолидируя общество[36].
Значительной частью политической и правовой философии Б. Н. Чичерина является концепции правового статуса личности, поскольку этот статус отчетливо показывает, насколько цивилизованно решены важнейшие проблемы, возникающие между личностью и государства. Б. Н. Чичерин считает, обеспечение правового статуса личности важнейшим направлением деятельности цивилизованного государства. Философ неоднократно подчеркивал, что в государстве свобода личности приобретает особый характер. Это уже не частная, а общественная свобода, которая диктует каждому гражданину требование учитывать не только свои частые интересы, но и общественные интересы. Иными словами, индивид должен ограничить свою свободу в интересах свободы общей. Это расширяет сферу использования личной свободы, гарантом которой выступает государство. Оно должно гарантировать человеку совокупность прав и свобод. Однако, свобода в государстве невозможна без обязанностей, которые являются составной частью правового статуса личности.
Б. Н. Чичерин анализирует право гражданства (подданство). Личные права принадлежит гражданам как физическим лицам. Личными правами определяется отношение личной свободы к государственной власти. К личным правам учёный относит право на личную свободу, на неприкосновенность дома, бумаг и писем, на свободу перемещения, право на защиту чести, право на свободу помыслов и занятий, право на свободное заключение договоров, право на свободу слова и свободу печати, право на свободу собраний и товариществ, право прошений.
Политические права принадлежат гражданам как участникам власти. Поэтому они трактуются как открывающие народу доступ к властно-управленческим решениям и действиям. К политическим правам отнесены право на участие в решениях, и право на доступ к должностям (право избирать и быть избранным). Главный смысл политических прав и их неразрывная связь с личными правами состоят в том, что политические права дают возможность защищать личные права.
Обязанности понимаются как признание за одним лицом права требовать от другого лица их исполнения. Классифицируются обязанности на личные, распространяющиеся на всех, включая иностранцев, и политические (служебные), распространяющиеся на граждан.
Важнейшей личной обязанностью называется повиновение закону. Она трактуется как незыблемое правило в отношении между личностью и государством. При этом подчеркивается, что «когда известная ограниченная власть или даже отрасль верховной власти преступает назначенные ей пределы, обязанность повиновения прекращается. Никто не обязан повиноваться власти, которая действует без законного права»[37].
Юридической и нравственной обязанностью философ считает верность, т. е. образ мыслей, поведение и действия людей, направленные на сохранение собственного государства. Примечательно, что в понимании ученого, верность предполагает не только верность присяге, но верность включает в себя и обязанность доносить о преступных замыслах и действиях, угрожающих государству. Б. Н. Чичерин считает, что в указанной ситуации, донос есть гражданская обязанность из верности, следовательно, является действием моральным.
Среди политических обязанностей особое значение придается воинской, которая «вытекает из принадлежности гражданина к государству. Всякий обязан защищать свое отечество»[38].
В рассуждениях о налоговых обязанностях граждан справедливым началом полагаются всеобщность и пропорциональность налогообложения, которые должны быть принципами государственной фискальной политики.
Значительное место в философии политики Б. Н. Чичерина занимает анализ государства. Он определяет государство как «союз людей, образующих единое целое, управляемое верховной властью»[39]. В государстве учёный видит способ организации жизни общества, основной политический институт общества, ведущего субъекта политической жизни. Государство призвано устанавливать и охранять нормы права и с их помощью регулировать общественные отношения.
Подчиняясь верховной власти государства, все остальные человеческие союзу – семья, церковь, гражданское общество – сохраняют свою автономию. По отношению к каждому из этих союзов государство выполняет специфические функции. По отношению к семье оно должно регулировать внешнее её положение в социуме. По отношению к церкви главной функцией становится правовое обеспечение права свободы совести. Наиболее многогранны функции государства по отношению к гражданскому обществу, поскольку в нем сосредоточено особенно большое разнообразие взаимодействий людей.
Б. Н. Чичерин формулирует принципиальную идею о том, что стабильность и цивилизованную направленность социальному развитию придает не противостояние, а взаимодействие государства и гражданского общества. Его исходными началами должны стать консолидированное стремление к целям частного и общего блага, гражданской и политической свободе и необходимому правовому регулированию общественных отношений, обеспечиваемых эффективным управлением.
Гражданское общество понимается Б. Н. Чичериным как система отношений между свободными частными лицами, следовательно, оно есть совокупность разнонаправленных сил. Сложнейшая задача состоит в том, чтобы государство (целое) максимально обеспечивало свободу индивида (части). Однако, философ вполне определенно выступает против полного «огосударствления» общественной жизни, но при этом отстаивает необходимость подчинения закону.
Таким образом, к выводом данной части исследования необходимо отнести то, что в философско-правовом учении Б. Н. Чичерина государство, как один из сильнейших политических субъектов, гарантирует человеку совокупность прав и свобод, которые можно классифицировать на личные права, принадлежащие гражданам как физическим лицам и права политические, которые принадлежат гражданам как участникам власти. Однако, взамен на это, государство налагает на человека определенный объем обязанностей. Обязанности понимаются как признание за одним лицом права требовать от другого лица их исполнения. Важнейшей личной обязанностью Б. Н. Чичерин называет повиновение закону. Также Б. Н. Чичериным затронута одна из сложных и поныне актуальных философская и политико-правовая проблема гражданского общества. В этом вопросе учёный сформулировал принципиальную идею о том, что стабильность и цивилизованная направленность социальному развитию придает не противостояние, а взаимодействие государства и гражданского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Б.Н. Чичерину, безусловно, принадлежит почетное место в истории русского либерализма. При этом либерализм Б.Н. Чичерина имеет определенные особенности, выражающиеся в синтезе основных идей традиционного либерализма (свобода, права личности, реформаторство, преемственность) и консерватизма (порядок, сильная государственная власть, религиозно-нравственные традиции). Учение Б.Н. Чичерина отличается умеренностью, дистанцируясь от крайних проявлений как либерального, так и консервативного течений общественной мысли, при этом неизменно критикуя социалистические воззрения и партии революционной ориентации. Таким образом, мыслитель отличается особой мировоззренческой позицией, которую сам обозначает именем «охранительного либерализма».
Право, согласно Б.Н. Чичерину, как взаимное ограничение свободы под общим законом, составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ. Ученый подчеркивает, что человек, по природе обладая личными эгоистическими стремлениями, стремится расширить границы своей свободы. И необходимо, чтобы свобода одного не мешала свободе других. Б.Н. Чичерин отмечает, что человек, как свободное существо, имеет не только права, но также обязанности. Закон налагает на человека нравственное принуждение, обращаясь к свободной личности, которая может следовать закону, но может и нарушать его.
Б.Н. Чичерин, отмечая непременную взаимосвязь права и нравственности, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований, категорически настаивал на их разграничении. Так, нравственность служит восполнением права в плане определения мотивов деятельности человека при совершении выбора между добром и злом. И там, где юридический закон оказывается недостаточным, нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению (например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы).
Основными элементами государственного союза Б. Н. Чичерин считает власть, закон, свободу и цель. В философии права Б. Н Чичерина соотношение гражданского общества и государства трактуется с позиции юридического этатизма, как превосходство государства над гражданским обществом, но не поглощение его. Их взаимосвязь определяется по принципу обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень самоорганизации общества, тем более необходимым является требование разделения и распределения государственной власти, и наоборот. На этой зависимости основывается возможность или невозможность политической свободы.
В вопросе о формах государственного устройства своим идеалом Б. Н. Чичерин называет конституционную монархию. Это объясняется тем, что, с одной стороны, учёный говорил о необходимости разделения власти на отдельные отрасли, т.е. законодательную, судебную и правительственную (исполнительную), а, с другой стороны, обращал внимание на то, что при таком устройстве возможность возникновения раздоров много выше, и должен быть элемент, устраняющий эти раздоры, и таким элементом философ видит монарха.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить что, творчество Бориса Николаевича Чичерина – заметная веха в истории политико-правовых учений. Своей философией права, либеральной концепцией государства и права, защитой свободы личности он внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России. Его идеи обогатили отечественную юридическую и общественную мысль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айбатов М. М. Учение Б. Н. Чичерина о законе / М. М. Айбатов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 1. С. 17-21.
2. Баранникова А. Б. Концепция публичной сферы и публичной политики в творчестве Б. Н. Чичерина : Автореф. дис. ... к.ю.н. / А. Б. Баранникова. – М, 2009. 162 с.
3. Вакула А. И. Концепция гражданского общества в правовом наследии Б. Н. Чичерина: Автореф. дис. ... к.ю.н. / А. И. Вакула. – Волгоград, 2011. 206 с.
4. Вышкварцев В. В. Власть, общество, либерализм: политико-философское пророчество Б. Н. Чичерина и современность / В. В. Вышкварцев // История государства и права. – 2015. – № 10. – С. 3-6.
5. Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьёв / Г. Д. Гурвич // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. – № 4. – С. 138-164.
6. Днепровская И. В. Аксиология правовой и нравственной свободы в философии Б. Н. Чичерина / И. В. Днепровская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 2. № 3. С. 69-78.
7. Днепровская И. В. Ценностное содержание правовой и нравственной свободы в философии права Б. Н. Чичерина / Вестник Бурятского государственного университета. 2009 № 6. С. 57-63.
8. Евлампиев И. И. Основные модели государства в философии Б. Н. Чичерина и их мировоззренческая и культурная обусловленность / И. И. Евлампиев // Научные труды Северо-Западного института управления. 2011. Т. 2. № 2. С. 196-206.
9. Иванов М. Ю. К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин: проблема соотношения нравственности с правом, религией и нравами // Вестник Тверского государственного университета. 2014. Выпуск 2. С. 189-192.
10. Иванов М. Ю. Представление Б. Н. Чичерина о соотношении нравственности с правом как синтез идей немецкой классической философии / М. Ю. Иванов // Вестник Тверского государственного университета. 2013. № 4. С. 141-148.
11. Казапова И. А. Идея национального и универсального в русской философии права Б. Н. Чичерина и П. И. Новгородцева / И. А. Казапова // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 132-143.
12. Катенина Н. В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б. Н. Чичерина / Н. В. Катенина // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 138-150.
13. Катенина Н. В. Личность как основа политико-правовой философии Б. Н. Чичерина / Н. В. Катенина // Философские науки. – 2012. – № 2. – С. 70-82.
14. Катенина Н. В. Философско-правовое учение Б. Н. Чичерина как явление русской мысли : Автореф. дис. ... к.ю.н. / Н. В. Катенина. – М, 2012. 145 с.
15. Китаев В. А. Политические взгляды Б. Н. Чичерина в 1830-е годы и его «Курс государственной науки» / В. А. Китаев // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 92-101.
16. Лобеева В. М. Материальное бытие общества: особенности и актуальные идеи социально-философского учения Б. Н. Чичерина / В. М. Лобеева // Вестник РГГУ. 2012. № 17 (97). С. 63-70.
17. Лобеева В. М. Философия политики Б. Н. Чичерина: особенности учения и актуальные идеи / В. М. Лобеева // Вестник Новосибирского государственного университета . 2011. Т. 9. № 1. С. 125-131.
18. Лобеева В. М. Экономическая жизнь общества: актуальные идеи социально-философского учения Б. Н. Чичерина / В. М. Лобеева // Вестник Воронежского государственного университета. 2011. № 1. С. 20-25.
19. Лукьянова Е. Г. Понятие закона в правовом учении Б. Н. Чичерина / Е. Г. Лукьянова // История государства и права. – 2013. – № 7. – С. 12-17.
20. Миронов Е. В. Учение о нравственности в социально-философской концепции Б. Н. Чичерина / Е. В. Миронов, Е. И. Трошкин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 32 (165). С. 135-141.
21. Петров А. В. Нравственные основания права и власти (по работе Б. Н. Чичерина «философия права» / А. В. Петров, В. В. Сайгин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 283-289.
22. Рузавин В. В. Русская либеральная и консервативная философия на рубеже XIX - XX веков: основные направления эволюции : Автореф. дис. ... к.ю.н. / В. В, Рузавин. – СПб, 2000. 170 с.
23. Фишер С. И. Философия права Б. Н. Чичерина : Автореф. дис. ... к.ю.н. / С. И. Фишер. – М, 2003. 158 с.
24. Фролов Г. С. Проблемы соотношения категорий «личность», «свобода» и «право» в либеральной политико-правовой мысли (на примере учения Б. Н Чичерина) / Г. С. Фролов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 34. С. 65-68.
25. Ханзина Е. Г. Б.Н. Чичерин о социально-правовом порядке / Е. Г. Ханзина // Вестник высшей школы. – 2014. – № 10. С. 102-105.
26. Чижиков С. Л. Эволюция политико-философского учения Б. Н. Чичерина мысли : Автореф. дис. ... к.ю.н. / С. Л. Чижиков. – М, 2009. 187 с.
27. Чичерин Б. Н. Общее государственное право. М, 2006. С. 3– 94.
28. Чичерин Б. Н. Различные виды либерализма // Несколько современных вопросов. [Электронный ресурс] http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html
29. Чичерин Б. Н. Философия права / Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 53-148.
30. Криницкая Г. С. Историческая концепция Б. Н. Чичерина : Автореф. дис. ... д.ю.н. / Г. С. Криницкая. Томск, 2006. С. 239-314.
Токарева А. А. __________________
[1] http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html
[2] Там же.
[3] Катенина Н. В. Философско-правовое учение Б. Н. Чичерина как явление русской мысли : Автореф. дис. ... к.ю.н. / Н. В. Катенина. – М, 2012. С. 89.
[4] Вышкварцев В. В. Власть, общество, либерализм: политико-философское пророчество Б. Н. Чичерина и современность / В. В. Вышкварцев // История государства и права. – 2015. – № 10. – С. 6.
[5] http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html
[6] Катенина Н. В. Философско-правовое учение Б. Н. Чичерина как явление русской мысли : Автореф. дис. ... к.ю.н. / Н. В. Катенина. – М, 2012. С. 90.
[7] http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html
[8] http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html
[9] Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 13.
[10] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3-х т. Т. 1. Общее государственное право. – М, 2006. С. 173.
[11] Лобеева В. М. Философия политики Б. Н. Чичерина: особенности учения и актуальные идеи / В. М. Лобеева // Вестник Новосибирского государственного университета . 2011. Т. 9. № 1. С. 127.
[12] Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 14.
[13] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3-х т. Т. 1. Общее государственное право. – М, 2006. С. 246.
[14] Катенина Н. В. Философско-правовое учение Б. Н. Чичерина как явление русской мысли : Автореф. дис. ... к.ю.н. / Н. В. Катенина. – М, 2012. С. 92.
[15] Там же. С. 93.
[16] Чичерин Б. Н. Общее государственное право. М. 2006. С. 33.
[17] Чичерин Б. Н. Общее государственное право. М. 2006. С. 18.
[18] Лукьянова Е. Г. Понятие закона в правовом учении Б. Н. Чичерина / Е. Г. Лукьянова // История государства и права. – 2013. – № 7. – С. 13.
[19] Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 64.
[20] Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 71.
[21] Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 75.
[22] Там же. С. 67.
[23] Там же. С. 69.
[24] Там же.
[25] Там же. С. 70.
[26] Чичерин Б. Н. Общее государственное право. С. 30.
[27] Там же. С. 31.
[28] Там же.
[29] Там же. С. 32.
[30] Там же. С. 25.
[31] Там же. С. 26.
[32] Там же. С. 28.
[33] Лукьянова Е. Г. Понятие закона в правовом учении Б. Н. Чичерина / Е. Г. Лукьянова // История государства и права. – 2013. – № 7. – С. 16.
[34] Чичерин Б. Н. Философия права / Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 382.
[35] Там же. С. 8.
[36] Лобеева В. М. Философия политики Б. Н. Чичерина: особенности учения и актуальные идеи / В. М. Лобеева // Вестник Новосибирского государственного университета . 2011. Т. 9. № 1. С. 126.
[37] Чичерин Б. Н. Философия права / Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб. 1998. С. 247.
[38] Там же. С. 251.
[39] Там же. С. 234.
|