Квалификационные характеристики проекта I. Пояснительная записка
В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:
§ формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
§ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
§ формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
§ формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
§ развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
§ формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают возможность учителю наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Процесс формирования УУД при решении проектных задач требует его алгоритмизации, включающей следующие шаги: анализ проблемы, планирование своих действий, постановка цели действия, перевод проблемы в задачу, выбор средств решения проблемы, решение проблемы (моделирование), анализ полученного результата, представление окружающим полученного результата.
Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.
Сборник проектных задач выполняет следующие функции:
. Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания сборника проектных задач.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. В связи с этим, в начальной школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами.
Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.
Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, ученикам необходимо решить несколько интересных и полезных задач связанных с реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Тема данной работы является актуальной, т.к. сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания сборника проектных задач.
Цель проектирования: Составить сборник проектных задач по литературному чтению для учащихся 4 класса
Задачи проектирования:
1. Изучив психолого-педагогическую литературу, раскрыть сущность понятия «проектные задачи»,
2. Описать специфику использования проектных задач в начальной школе
3. Проанализировать УМК по литературному чтению с целью определения возможности применения проектных задач
4. Проанализировать требования к сборнику как виду методической продукции и сконструировать структуру сборника, наполнить его содержанием.
5. Провести частичную апробацию материалов сборника, проанализировать результаты апробации
Объект проектирования: Структура и содержание сборника проектных задач по литературному чтению для учащихся 4 класса.
Методы проектирования: Теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме), проектирование (планирование, конструирование), эмпирическая проба.
|