Проектные задачи, их сущностные характеристики Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.
Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
Некоторые ученые считают, что проектная деятельность в полной мере не может быть реализована в начальной школе, так как не соответствует возрастным возможностям младших школьников(А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.). По мнению авторов этого подхода, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей».
Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Проектная задача–это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность модельной ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, - учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.
Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.
И.В. Жакулина дает похожее определение: «Проектная задача - это задача, которая в квазиреальной, квазимодельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в нестандартной ситуации».
Концептуальную основу метода проектных задач составляет задачный подход. Задачный подход обозначен такими авторами, как Н.А. Алексеев, Г.А. Балл, Г.И. Ковалева, Г.С. Костюк, Н.Ю. Поста-люк, И.Г. Ступак. Сущность подхода состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать решение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно-значимыми для учеников и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи»
Напомним, что термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым.
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретнопрактическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно практическая задача может быть использована для выявления границ применения, освоенного способа действия, тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, (как правило, спонтанно) пытается найти его сам.
Но все эти виды задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.
Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер.
Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.
Анализ научно-педагогических исследований (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой образовательной технологии - проектно-задачная технология обучения (ПЗТО). В этой технологии проектная задача выступает в качестве содержательного ядра (ведущего компонента) данной технологии. Реализация технологии проектнозадачного обучения должна вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении.
Для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество и др.).
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
В основе решения проектных задач учащимися младших классов лежат следующие принципы:
- принцип системности;
- принцип преемственности;
- принцип проблемности;
- принцип учебно-поисковой деятельности;
- принцип мотивации;
- принцип индивидуализации учебной деятельности.
Структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций. Проектная задача должна содержать в явном или скрытом виде набор (систему) действий или заданий. Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Основные этапы решения проектной задачи:
1. Анализ ситуации (надо ли её решать?), переформулирование её в проблему (в чём проблема?)
2. Выявление дефицитов их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).
3. Оценка необходимости восполнения дефицитов. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)
4. Постановка и принятие цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели. (Куда придём в итоге?)
5. Поиск средств возможных путей решения, перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) Что будем делать и каков будет результат?
7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из ситуации).
8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой решили ли мы проблему?
9. Представление окружающим полученного результата (продукта)
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
В данной главе мы выяснили, что такое проектная задача, какова ее
структура, рассмотрели типы проектных задач и их место в образовательном процессе начальной школы. Кроме того, установили отличие проектной задачи от других типов задач и от настоящего проекта:
- наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащихся на основе известных им способов действий, по существу, конструировать собственный новый способ действия;
- неопределенность способа решения и конечного результата (отсутствие явной ориентации на определенную предметную тему, область
знаний; результат, как правило, не может выражаться жестко определенным, однозначным ответом и т. п.);
- значительный объем материала, включающего описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и в виде
отдельных отрывков, зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации;
- отсутствие в описательной части задачи всей необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к сопровождающей
справочной информации либо к дополнительным источникам;
- необходимость самостоятельного выбора и использования особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств.
Нам было важно также обратить внимание на то, что достичь новых
образовательных результатов в условиях классно-урочных форм обучения, характерных для решения традиционных задач, невозможно.
Включение в образовательный процесс проектных задач должно, с одной стороны, способствовать получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дать возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, заложить основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, составление расписания учебных занятий и т. д.
|