Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Литературный язык и его функциональные стили в ораторской речи

 

В базе эффективной речи лежат ясные доводы. И не элементарно доводы, а таковые, выбор коих мотивирован историей общения и составом аудитории. Известный исследователь языка В.В. Виноградов полагал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление.»

Официально-деловой стиль имеет прямое отношение к сфере официальных деловых отношений; основополагающая его функция – информативная.

Научный стиль обслуживает сферу научного знания; главная его функция – сообщение информации, и помимо того, доказательство ее верности.

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно – экономических, социально-культурных и других общественных отношений; главные его функции – известие и воздействие; в данной манере применяются все языковые средства; ему свойственна бережливость языковых средств.

Художественный стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем более насыщенно и ярко отображается литературный и, что обширнее, всенародный язык во всем его обилии и богатстве, становясь проявлением искусства, средством сотворения художественной образности; в данном манере более обширно представлены все структурные стороны языка.

Разговорный стиль – противоположен книжным стилям, он охватывает сферу бытовых и профессиональных отношений; главенствующая его функция - общение; имеет место быть в устной форме.

 

 

Функционально-смысловые типы речи

 

Ораторская речь по собственному составу неоднородна, потому что в процессе мышления человеку характерно отображать всевозможные беспристрастно имеющие место быть связи меж появлениями реальности, меж объектами, мероприятиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в всевозможных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Ораторская речь в связи с данным дает собой монологическое повествование – информацию о развивающихся деяниях, монологическое описание – информацию об одновременных симптомах объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях. Повествование – это динамический функционально-смысловой образ речи, выражает известие о развивающихся во временной очередности деяниях или же состояниях и имеющий своеобразные языковые способы. Данный образ речи динамичен, в следствие этого в нем имеют все шансы каждый день изменяться кратковременные намерения. Повествование подключает в себя динамически отражающиеся истории наружного мира, и это прибор предоставленного на подобии определяет его состояние в речи. Динамика повествования формируется спасибо применению глаголов, которые имеют все шансы формулировать резвую замену мероприятий, очередность их становления, в следствие этого почаще всего применяются глаголы определенного воздействия. Различают: конкретное, обобщенное и информационное повествование.



Конкретное – это повествование о раздельных, хронологически поочередных определенных деяниях одного либо нескольких деятельных лиц. Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование являет собой речь, отражающую поочередные, временами одновременные, но развивающиеся воздействия или же состояния. Неразвернутое повествование выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи применено в микротематическом конспекте, делает роль вступления к описанию или же рассуждению. Описание – это констатирующая речь, обычно дающая статистическую картину, представление о нраве, составе, структуре свойствах, качествах объекта методом перечисления как значительных, например и несущественных его симптомов в этот момент. Описание бывает двух видов: статистическое и динамическое. Статистическое выделяет объект в статике, обозначенные в речи симптомы объекта могу наметить его кратковременные или же неизменные качества, свойства и состояния. Оратор, стремясь сообщить слушателям необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику.

Ключевым моментом описания являются существительные с предметным значением, которые дают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором изучаются предметы или же появления, открываются их внутренние симптомы, доказываются конкретные положения. Рассуждение характеризуется особенными логическими отношениями меж входящими в его состав суждениями, которые образуют выводы или же цепь выводов на какую-нибудь тему, изложенных в логически поочередной форме. Можно выделить собственно рассуждение – цепь выводов на какую-либо тему, изложенных в логически поочередной форме, его задача – выведение свежего знания; подтверждение, задача которого – раскрытие, конкретизация, установление достоверности изложенного суждения.

Одним из частных случаев размышления считаются совместные пространства – абстрактные размышления, навеянные темой речи, не закрепленные за конкретной определенной историей, которые увеличивают аргументацию главного изложения, применяются для чувственного усиления резонов и положений.

 

По своей природе ораторская речь полемична, потому что она отображает противоречия прогрессивной жизни и коллизии общения. Можно выделить два вида полемичности: 1) имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и 2) эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид имеет место быть буквально во всех речах. Полемика – это двустороннее публичное общение ораторов, безграничный обмен собственными мнениями, спор в процессе обсуждения какого бы то ни было вопроса.

Такие явления из полемического арсенала, как: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оттеночных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность, – всем этим пользуется оратор для достижения успешной речи.

 

Содержание ораторской речи

 

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов. В композиции можно выделить пять частей: начало речи, основная часть, заключение, конец речи.

 

Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Очень часто этого можно достигнуть искусным построением зачина – самого начала речи. Наиболее часто он содержит этикетные формулы.

 

Следующая частью композиции является вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Введение имеет некоторое количество качеств: психический – укрепление контакта, интереса и внимания, которые были вызваны зачином, создание важного настроя; содержательный – описание мотивированной установки речи, известие темы;

перечисление и короткое описание задач, рассматриваемых в ведущей части; концептуальный – направление на специфику темы, определение ее актуальности и социальной значительности.

Введение может помочь перебежать к ключевой части, в которой излагается главная тема. Оратор использует тут прецедентами, логическими подтверждениями, аргументацией, разными теоретическими положениями, ведущими логическими формами аргументации, подвергает анализу примеры, спорит с допускаемыми оппонентами и т.д. Это главная доля, и ее идет по стопам возделывать более кропотливо. В решении речи имеют все шансы подводиться выводы всему произнесённому, суммироваться, обобщаться те думы, которые высказывались в ведущей части речи.

Собственно, что же касается концовки, то она имеет возможность держать этикетные формулы, формулы призыва, просьбы, известие о чем – или, не имеющее конкретного дела к содержанию речи.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Группировка всех частей речи в целях заслуги ее единства именуется интеграцией.

Когезия – это особенные облики сцепления, связи, обеспечивающие очередность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые дают возможность поглубже пробраться в ее оглавление, взять в толк и уяснить отдельные ее куски, но в той или же другой степени связанные меж собой. Данный образ имеет возможность выражаться разными повторами, текстами, обозначающими кратковременные, пространственные и причинно – следственные дела: этим образом, наконец, во – первых, во – вторых, грядущий вопрос, в реальное время, абсолютно бесспорно.

 

Ректроспекция – это конфигурация речевого выражения, отсылающая слушателей к предыдущей содержательной информации. Оратор имеет возможность ссылаться на информацию, которая наличествует кроме его концертов. Ретроспекция имеет возможность выражаться текстами и словосочетаниями на подобии: как мы знаем; как мы осознаем, как было произнесено раньше и т.д.

Проспекция – это одна из составляющих речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем станет говориться в дальнейших частях публичного выступления. Проспекция даёт вероятность слушателю яснее предположить ассоциация и взаимообусловленность дум и мыслей, изложенных в речи.

В речи нередко прибегают к применению некоторых местоименных конкретизаторов, которые увеличивают уровень контактности: мы с вами, мы совместно, мы все, и т.д.

Иным средством контакта считаются глагольные формы. Глагольная конфигурация соединят оратора со слушателями и выражает их совместное соображение.

Этикет ораторской речи – это своеобразные устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и нужные для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в выбранной тональности, передачи иной информации.

Подготовка речи и выступление.

Перед оратором стоит три вопроса, которые очень связанны между собой: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи наступает с уяснения темы выступления, ее ведущей идеи. Содержание обязано быть животрепещущим, увлекательной, определенной, внятно сформулированной доступным и, что немало важно, актуальным. Главная задача оратора – вводить в курс дела аудиторию. Значительный вопрос, который стоит перед оратором, - оценивание атмосферы и контингента слушателей.

Подготавливая речь важно вообразить для себя, как примут ее слушатели, учитывать что возможно, что-либо им будет непонятно и неизвестно. Оратор обязан учесть и принимать во внимание состав слушателей. Влияние речи приобретает больший смысл, в случае если она предопределена для конкретных групп людей, имеющих личные интересы, конкретные и индивидуальные цели. После это наступает этап композиционно-стилистического оформления.

Насчитывают три способа публичного выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация.

Читают материал в надлежащих случаях: в случае если он являет собой официальное изложение, от формы и содержания которого невозможно отступать; в случае если оратор «не в форме»; в случае если речь внушительна по объему и абсолютно нова для повествующего выступающего. Весьма утомителен тот факт, когда приходится выслушивать монотонное чтение речи, когда оратор престает держать под контролем реакцию аудитории, и когда он перестает ориентироваться на общее настроение своего слушателя. Этому явлению есть весомое объяснение: речь оратора может стать либо слишком быстрой, или однообразной и скучной, а это, в свою очередь, сильно утомляет аудиторию.

Подготовка речи должна быть тщательно спланирована и обдумана: необходимостью выступает четкое определение темы выступления, важен и учет состава публики. В след за тем, нужно подготовить предварительный план, а также нужно сделать выборку теоретического и фактического материала. Немало важная часть подготовки к выступлению является репетиция. Отдельно обращается внимание на особенности произношения речи.

Композиционная структура ораторской речи состоит из пяти так называемых этапов: зачин, вступление, содержание (где раскрывается сама тема), заключение и конец речи. В композиционной структуре речи существует лишь главная ее часть, дальнейшее ее классификация запрещена.

Зачин ораторской речи - главенствующая часть ораторской речи, она используется с целью установить психологический контакт между оратором и аудиторией. Таким образом, на этом этапе формируется первоначальное представление о направленности, структуре и теме выступления. Мотивация такого начала выступления заключается в попытке привлечь внимание аудитории к самой теме последующего выступления, но даже это еще не имеет связи с самим содержанием выступления. Наиболее часто выступление начинается с таких этикетных фраз, как: «уважаемые слушатели», «товарищи», «дорогие друзья», и т.д.

Самая экспрессивная речь имеет возможность начинаться с приветствия, которое выступающий направляет публике, тем самым выделяя свое позитивное расположение к ней, и надеясь вызвать ответное дружественное ощущение. К данным зачинам можно отнести иронические замечания, отсылки к авторитетным личностям («Я выступаю перед вами по просьбе…»), задавание животрепещущих и интересных вопросов («Вам известны секретные манипуляции реклам по телевидению?»).

Известный теоретик и практик ораторского искусства А.Ф. Кони считал, дабы речь была успешна, необходимо завоевать уважение и суметь держать внимание слушателя, при этом он подчеркивает, что завоевание внимания слушающих чрезвычайно важно; вводные, а значит самые первые фразы обязаны быть несложными, доступными, ясными и увлекательными. Как полагает Кони, подобных привлекающих внимание элементов может быть огромное множество: что либо связанное с бытом, что-то неожиданное, но всем интересное, что бы то ни было простое, но животрепещущее.

Зачин публичной речи весом по содержанию, он психологически вводит слушателей в естество выступления и в процесс его принятия. Цель выступления с психологической точки зрения это закрепление контакта, создание заинтересованности, завоевание интереса, так называемая подготовка аудитории к восприятию речи, создание определенного и нужного настроения.

Две важные функции, которые выполняет выступление: 1) психологическая, влиятельная (контакт с аудиторией и т.д.) и 2) дидактическую (она помогает лучше усвоить цели и задачи темы т.д.). Вступление в ораторской речи может отсутствовать в случаях: приветствий, в митингах, в военно-патриотических речах, поздравительных и д.р. выступлениях.

Введению речи надлежит увеличить внимание аудитории, завлеченное зачином; ввести ассоциацию с предшествующим материалом, описать цели и задачи выступления; вкратце поведать о ключевых подтемах ведущей части; настроить слушателей на восприятие определенной информации. Содержание ораторской речи – основная важная часть ораторской речи, в которой открывается главная тема, сообщается содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная информация. Содержательно-фактуальная информация ораторской речи является сообщением о фактах, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире. Содержательно-концептуальная информация - это выражение личного понимания фактов, явлений, событий, понимание их причинно-следственных отношений, взаимоотношений, то есть концептуальный подход к фактам и явлениям.

Уровень насыщенности речи фактическим и теоретическим материалом находится в зависимости от ее облика, темы и состава слушателей. К примеру, академическая лекция, в которой разбираются какие-либо научные трудности, появления, и речь на митинге, посвященном борьбе за мир, перед глобальной аудиторией станут заполнены различным фактическим и теоретическим материалом.

Заключение ораторской речи, в которой делаются выводы, обобщаются мысли, высказанные в ведущей части; в заключении имеют все шансы коротко повторяться главные тезисы концерта или же связываться воедино его отдельные части, ещё раз делается отсылка на ключевую идею и значимость для слушателей рассмотренной темы; намечается путь становления предложенных идей; фиксируется общее впечатление от преподнесенного материала; перед слушателями могут ставиться определенные задачи. Заключение должно быть очень кратким, хоть и веским, но и способным выразить мысль. Неуспешное заключение может испортить положительное впечатление, которое произвела в целом речь, в следствие чего заключительные слова выступления надлежит кропотливо продумывать.

Форма заключения зависит от вида красноречия и цели речи. Научное сообщение, агитаторская речь, митинговая речь, вузовская лекция заканчиваются по-разному. Это диктуется определенными внутренними законами публичной речи. Например, вузовская лекция как жанр характеризуется обилием интеллектуально-логических элементов, в речи же митинговой доминирующую степень занимают эмоционально- экспрессивные элементы. В первом случае лектор делает логические выводы из всего сказанного, во втором же случае оратор обращается к аудитории с эмоционально-экспрессивным призывом.

От цели речи зависит характер заключения: воздействовать на интеллект или эмоции аудитории.

Концовка ораторской речи - заключительная часть ораторской речи, которая содержит этикетные формулы («спасибо», «благодарю за ваше внимание»), прощания, сообщение о чем-либо, непосредственно не связанном с содержанием речи, призывы в митинговых речах, сообщения об окончании речи («на этом я сегодня закончу»), различные эмоциональные слова («весьма рад был перед вами выступать») и т.д.

Итак, ораторская речь – явление достаточно непростое. Теория речевых актов выделяет три уровня, или аспекта анализа речевого акта. Во-первых, ораторскую речь можно рассматривать как собственно повествование чего-либо. Рассматриваемая в этом аспекте, ораторская речь выступает как локутивный акт (от латинского locutio «говорение»). Локутивный акт, в свою очередь, представляет собой сложную структуру, поскольку включает в себя и произнесение звуков (акт фонации), и употребление слов, и связывание их по правилам грамматики, и обозначение с их помощью тех или иных объектов (акт референции), и приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений (акт предикации). Рассматривая высказывания безотносительно к той коммуникативной ситуации, в которой они были употреблены, фонетика описывала их звуковую сторону, лексикология – их словарный состав, синтаксис – правила соединения слов в предложении, семантика же давала этому предложению интерпретацию, сводя ее к объективному, т.е. лишенному истинностной оценки, содержанию выражаемого предложением суждения, иначе говоря, к выражаемому с помощью предложения пропозициональному содержанию, или пропозиции [17, с. 97-103].

Однако человек, как правило, говорит не ради самого процесса говорения: не для того, чтобы насладиться звуками собственного голоса, не для того, чтобы составить из слов предложение и даже не просто для того, чтобы упомянуть в предложении какие-то объекты и приписать им те или иные свойства, отражая тем самым некоторое положение дел в мире. В процессе говорения (по-латински in locutio) человек одновременно совершает еще и некоторое действие, имеющее какую-то внеязыковую цель: он спрашивает или отвечает, информирует, уверяет или предупреждает, назначает кого-то кем-то, критикует кого-то за что-то и т.п. посредством говорения (по-латински per locutio) человек достигает определенных результатов, производя те или иные изменения в окружающей его действительности, в частности и, прежде всего, в сознании своего собеседника, причем полученный результат речевого действия может соответствовать или не соответствовать той внеречевой цели, для достижения которой он был предназначен говорящим.

Характерные черты ораторского стиля определяют особенности его конкретных воплощений и бытования. Прежде всего, ораторская речь является одним из видов публичной живой речи. В качестве обязательного признака ораторского стиля выступает, как известно, целевая установка, т. е. то, что называется ораторским намерением. В зависимости от характера аудитории, жанра и цели воздействия оратор выбирает стиль речи, включающий общность художественных приемов оформления темы. В самом публичном выступлении как специфическом акте речи следует выделять:

1) субъекта речевого действия,

2) массового слушателя как объекта речевого действия,

3) устное живое слово (канал воздействия),

4) цель речевого воздействия, которая определяется нередко профессиональными и личностными качествами оратора - человека определенной эпохи,

5) выбор темы и жанра выступления, которым соответствуют приемы логического, орфоэпического, синтаксического и стилистического оформления речи.

Необычность устройства ораторской речи и отмеченная релятивность ее компонентов определили критерии отбора образцов современной ораторской речи для хрестоматии. Прежде всего, материал в хрестоматии представлен по родам и жанрам ораторской речи, имеющим огромное и важное общественное значение. Имеются в виду такие разновидности речей, которые относятся к: а) социально-политическим, б) академическим и лекционным, в) судебным и г) духовным (церковно-богословским).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.