ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики предприятия
Антипенко И.В.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
Конспект лекций
для студентов направления подготовки 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения»
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2015 г.
УДК 658:005
Составитель: Антипенко И.В., преподаватель кафедры «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Рецензент: Демчук О.В., д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Курс лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № 3 от 21.10.2015 г.
Зав. кафедрой ____________ О.В. Демчук
Курс лекций утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ____ от __________ 2015 г.
Ó ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| с.
| Введение ………………………………………………………………………….
|
| Тема 1. Предмет и задачи курса ……………………………………………. ….
|
| Тема 2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны ……………………………….
|
| Тема 3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)…………………
|
| 3.1. Издержки производства и реализации продукции…………………
|
| 3.2. Хозяйственные средства (имущество) предприятия ………………...
|
| 3.3.Основные средства предприятия ……………………………………
|
| 3.4. Оборотные средства предприятия ……………………………………
|
| 3.5. Основные экономические показатели деятельности предприятия …
|
| Тема 4. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности ……
|
| 4.1. Концепция маркетинга ………………………………………………
|
| 4.2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
|
| 4.3. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара …………………………………………………
|
| 4.4. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги …………………………
|
| 4.5. Стратегия разработки новых товаров ……………….………………
|
| Тема 5. Организация цикла создания и освоения новых товаров ………..
|
| 5.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров ………………
|
| 5.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы ……………………………………………………………………….
|
| Тема 6. Научно-техническая подготовка производства ………………………
|
| 6.1. Сущность научно-технической подготовки производства, задачи и этапы осуществления …………...……………………………………….
|
| 6.2 Конструкторская подготовка производства ………………………….
|
| 6.3 Технологическая подготовка производства …………………………
|
| 6.4 Организационно-экономическая подготовка производства …………
|
| 6.5. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг) ………………
|
| Тема 7. Производственный процесс на промышленном предприятии ……
|
| 7.1. Состав производственного процесса ………………………………..
|
| 7.2. Организация производственного процесса во времени (производственный цикл) ………………………………………………..
|
| 7.3 Организационные типы производства …………………………………
|
| Тема 8. Сущность, цели и задачи менеджмента ………………………………
|
| 8.1. Функции и методы управления ………………………………………
|
| 8.2. Организационные структуры управления …………………………..
|
| 8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы ……………………………………………………………………….
|
| 9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия (фирмы) ………………………………………......
|
| 9.1. Организация инструментального хозяйства ………………………..
|
| 9.2. Организация ремонтной службы предприятия …………………….
|
| 9.3. Организация энергетического хозяйства предприятия ……………..
|
| 9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия ……………..
|
| 9.5. Организация складского хозяйства предприятия …………………...
|
| 9.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС) .........................................................................................................
|
| Список использованной и рекомендуемой литературы ……………………
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы экономики и управления производством» ориентирован на ознакомление студентов с основами знаний об экономике и организации производства, о порядке нововведений в производство, о базовых понятиях менеджмента и маркетинга в производственной деятельности, а также с основами организации материально-технического и трудового потенциала предприятий (фирм).
Цель дисциплины: формирование у студентов комплекса знаний о производстве, производственных системах, освоения ими принципов, методов и положений рациональной организации производственного процесса во времени и пространстве, системы управления качеством продукции и подготовки предприятия к смене продукции (технологии) с минимальными затратами в кратчайшие сроки.
По окончании изучения дисциплины студент должен
Знать:
- содержание основных категорий, принципов и методов менеджмента;
- основы проектирования и расчета приборов и устройств, требования стандартизации технической документации;
- методы технико-экономического обоснования проектов, организации производства;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- основы социально-психологических методов, подходов и приемов в управлении персоналом организации;
- организацию производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
Уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- применять методы управления технологическими процессами при производстве материалов, элементов, компонентов и приборов электроники, обеспечивающие выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям стандартов и рынка;
- использовать методы оптимальной организации труда профессиональных групп при проектировании и создании образцов новой техники, отвечающей требованиям стандартов и рынка.
Владеть:
- методами оценки технико-экономической эффективности проектов, технологических процессов и эксплуатации новой техники;
- социально-психологическими методами управления персоналом организации.
Курс ориентирован на направление, учебные планы которых предусматривают минимальное время на изучение предмета (один семестр), и потому охватывает только принципиальные и основные характеристики рассматриваемого материала в сжатом виде.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс "Основы экономики и управления производством " предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как экономика предприятия, маркетинг, управление и организация производства.
Содержание курса ориентировано на непосредственную связь с этапами жизненного цикла товара – последовательность действий по его зарождению, производству и использованию (эксплуатации, потреблению и утилизации).
Понятие жизненного цикла товара
Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга.
Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.
Процесс создания нового товара включает в себя восемь этапов: формирование идей, отбор идей, разработка замысла и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях и развертывание коммерческого производства.
Цель каждого этапа состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности продолжения работы над идеей. Фирма стремится свести к минимуму шансы разработки слабых идей и отсева добротных. Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.
Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на «нормальном» развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром – его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой – занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. Эта совокупность и является концепцией жизненного цикла товара.
Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны. Объемы и продолжительности производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара (Life cycle product) – это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левитом.
Этапы жизненного цикла товара приведены на рисунке.1.1.
Разработка товара
| Производство
| Реализация
| Использование
| Маркетинг
| Ниокр
| Сбыт
| ТПП
| ОПП
| Освоение производства
| Производство
|
Сбыт
| Эксплуатация
и потребление
| Утилизация
| | | | | | | | | | | Рисунок. 1.1 – Этапы жизненного цикла товара
НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершающиеся рыночными испытаниями.
КПП, ТПП, ОПП – соответственно конструкторская, технологическая и организационная подготовки производства.
Важнейшими направлениями в изучении предмета являются экономическая и организационная направленность действий по управлению процессами создания, освоения и производства новой техники и товаров с целью совершенствования маркетинговой политики, а также рыночных отношений между производственными организациями и потребителями.
К задачам настоящего курса относится изучение основных сфер деятельности производственных предприятий и подготовка специалистов к принятию решений в области маркетинга, организации и управления созданием и производством продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой жизненный цикл товара?
2. Какие этапы включает в себя процесс создания нового товара?
3. Что описывает концепция жизненного цикла товара?
Литература: [2,5,8,10].
|