Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организационные типы производства

 

Для определения характерных особенностей производства на предприятии установлены единые характеристики типов производства.

Тип производства – классификационная категория, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска изделий.

Основные типы производства:

1)Единичное производство – характеризуется широкой номенклатурой изготовления изделий и малым объемом их выпуска. Характерно для отраслей тяжелого машиностроения, авиастроения и др.

Отличительными особенностями единичного производства являются:

а) широкая номенклатура изготовленных изделий с большим удельным весом нестандартных узлов и разнообразием работ, выполняемых на каждом рабочем месте;

б) различная последовательность операций для каждого изделия;

в) невозможность постоянного закрепления операций за рабочими местами;

г) наличие сложного, часто уникального оборудования, которое располагается технологически однородными группами;

д) частая переналадка оборудования;

е) отсутствие детально разработанной технологии изготовления различных изделий;

ж) большой удельный вес ручных работ, укрупненное нормирование труда;

з) большая трудоемкость и длительность производственного цикла.

2)Серийному производству характерно изготовление продукции партиями или сериями определенного размера, периодически повторяющимися через определенные промежутки времени. Под сериейпонимается некоторое количество однотипных изделий, запускаемых в производство одновременно.

Характерные черты:

а) закрепление за каждым рабочим местом нескольких постоянно выполняемых операций;



б) широта номенклатуры продукции;

в) применение наряду со специализированным оборудованием универсального оборудования;

г) расположение специального оборудования по ходу технологического процесса.

В зависимости от количества изделий в серии, частоты повторяемости партии различают: мелко, средне и крупно серийное производство.

Показателем серийности служит коэффициент серийности, который определяется по формуле:

 

Кс = Nоп / Рм (7.8)

 

где Nоп – общее число операций, выполняемых в цехе за месяц;

Рм – число рабочих мест.

Если Кс от 1 до 10, то имеет место крупносерийное производство;

от 11 до 20 – среднесерийное;

от 21 до 40 – мелкосерийное;

3)Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливающихся в течение длительного периода времени.

Характерные черты:

а) узкая специализация рабочих мест на выполнении одной постоянно повторяющейся операции;

б) однонаправленное движение сырья, полуфабрикатов;

в) параллельное выполнение операций на всех или нескольких рабочих местах;

г) широкое использование специализированного оборудования;

д) совмещение основных и обслуживающих операций;

е) ограниченная номенклатура выпускаемой продукции.

На предприятиях массового производства обеспечивается наиболее полное использование оборудования, высокий уровень производительности труда, самая низкая себестоимость, самая короткая продолжительность производственного цикла.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие и структура производственного процесса

Принципы рациональной организации производственного процесса

Понятие и структура производственного цикла

Основные факторы, влияющие на длительность производственного цикла

Как рассчитывается длительность операционного цикла при последовательном, параллельном, параллельно-последовательном видах движения предметов труда с предыдущей операции на последующую

Как влияет на длительность производственного цикла введение транспортной партии

Пути сокращения длительности производственного цикла

Какие признаки определяют тип производства

Характерные черты единичного, серийного и массового производства

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и структура производственного процесса

2. Принципы рациональной организации производственного процесса

3. Понятие и структура производственного цикла

4. Основные факторы, влияющие на длительность производственного цикла

5. Как рассчитывается длительность операционного цикла при последовательном, параллельном, параллельно-последовательном видах движения предметов труда с предыдущей операции на последующую

6. Как влияет на длительность производственного цикла введение транспортной партии

7. Пути сокращения длительности производственного цикла

8. Какие признаки определяют тип производства

9. Характерные черты единичного, серийного и массового производства

 

Литература: [5,6,7,8].

 

ТЕМА 8. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

 

Функции и методы управления

Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.

2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.

3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Отсюда вытекают и основные функции систем управления:

1) макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;

2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:

- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

- выбор целевых рынков и их сегментирование;

- применение маркетинговых решений по продукту;

- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

- продвижение товара;

- выбор и реализация ценовой политики;

- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

- организация инновационного процесса;

- выбор и реализация стратегии НИОКР;

- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;

- внедрение результатов НИОКР;

- защита результатов НИОКР.

К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического процесса;

- планирование программы производства;

- планирование последовательности производства (оперативное планирование);

- формирование производственных систем;

- содержание и эксплуатацию оборудования;

- организацию материально-технического снабжения.

Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых средств;

- использование финансовых средств;

- управление ликвидностью;

- структурирование капитала и имущества;

- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;

- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Методы управления. В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:

- административно-правовые (организационно-распорядительные);

- экономические;

- социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.

Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).

Иерархия управления

В системах управления существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота управленческих решений, доля оперативных видов деятельности (рисунок 8.1).

Рисунок 8.1 – Иерархия менеджмента

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.