То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту. Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.
Броски в движении после поступательной передачи партнера («на ход» игроку) или передачи сбоку.
Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.
Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
Методика обучения технике броска мяча с места
Объяснение и показ.
Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.
Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обе их рук или кисти рабочей руки.
Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.
Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т.п.
Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 -- 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.
То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.
То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.
Штрафные броски изучаемым способом.
Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.
То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на: количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;
количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) попаданий в серии бросков;
максимальное количество бросков без промаха;
быстроту достижения заданного количества попаданий;
быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий;
результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко;
количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени;
лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляется 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко;
Выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.
То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.
Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т. п.
То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.
Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).
Методика обучения технике броска мяча в прыжке
Объяснение и показ.
Имитация приема без мяча с места после одного шага разбега.
Выполнение разновидности броскового движения после одношажного разбега с места.
Выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в движении с кисти вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вертикально вверх.
Выполнение приема в целом после встречной передачи партнера.
То же, но после поступательной передачи партнера и передачи сбоку.
То же, что в упр. 6 и 7, но преодолевая пассивное сопротивление условного защитника.
Вариативное выполнение разновидностей приема:
чередуя направление и скорость движения игрока на щит;
изменяя направление и траекторию передачи партнера;
Увеличивая степень сопротивления защитника.
Выполнение разновидностей броска в движении в сочетании с ведением мяча и финтами.
То же, но в игровых заданиях, подвижных и подготовительных к баскетболу играх.
Методика обучения технике перемещений в защите
Приемы игры в защите направлены на противодействие нападающей команде. Основная цель игры в защите -- прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник должен постоянно стремиться занять необходимую позицию для предотвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока препятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Соответственно технику защиты подразделяют на две основные группы (см. рис. 1, с. 18): 1) техника передвижений; 2) техника противодействия и овладения мячом.
Обучение технике защитной стойки и передвижений следует начинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необходимо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. развивать его способность занимать нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая наиболее рациональные в данный момент способы передвижений. Кроме того, стойки и передвижения в защите используют непосредственно в процессе обучения действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча, ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем активное противодействие соперников.
Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руководствуясь положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей сложностью по отношению к разрушительной. К тому же технический арсенал нападающего значительно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игровых ситуациях при старательном и правильном их выполнении-
Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ техники нападения. Только уверенное, безошибочное исполнение отдельных действий нападающий дает педагогу право перейти к обучению адекватным приема активного противодействия со стороны защитника. В связи с этим целесообразно обучать:
Выбиванию мяча после освоения ловли, передач и ведения
вырыванию мяча после освоения держания и ловли;
перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;
накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;
|