При определении победителей в игровом соперничестве учитывать качество и непринужденность исполнения совершенствуемого приема. В заданиях, включающих использование стоек в сочетании с другим приемами техники защиты в условиях игрового противоборства, подчеркивать и показывать зависимость эффективности защитных действий от верного и. п. (рациональной стойки) и добиваться его принятия.
Классификация тактики защиты в баскетболе
В команде действия всех игроков соединяются в различные комбинации, задачей которых является создание условий для результативного броска или других действий одного из партнеров. Активно должны действовать все пять игроков, а не только те, которые непосредственно связаны взаимодействием с мячом. Каждый игрок должен способствовать решению определенной задачи, находясь в конкретной ситуации. Если одни игроки непосредственно участвуют во взаимодействиях с мячом, то все остальные должны своими активными действиями оказать помощь в развитии атаки, приковывая внимание опекающих защитников своими перемещениями и таким образом не позволяя им оказывать взаимопомощь в защитных действиях.
Комбинаций в командной игре может быть очень много, но независимо от этого имеются общие положения, которыми каждый игрок должен руководствоваться в своих действиях.
Прежде всего надо научиться выбирать свободное от опеки место и быть готовым в любой момент получить мяч. Для этого нужно знать целесообразность применения тех или иных приемов в данной конкретной части площадки и не мешать выполнению их другими игроками. Обязанности в команде должны распределяться так, чтобы три игрока все время были готовыми занять положение ближе к щиту, постоянно угрожая корзине, а два других как бы составляли вторую линию. В их задачу входит обеспечение передней линии мячом, а в случае потери его - принятие на себя первых попыток атаки со стороны противника. Успех выигрыша в конкретной сложившейся ситуации зависит от индивидуальных и групповых действий, а также общей системы принятой командой игры.
Индивидуальные действия. Действия без мяча должны быть всегда эффективными, что зависит от грамотности игрока. Находясь без мяча, игрок должен выбрать одну из задач: либо привлечь к себе внимание противников, либо освободиться от опеки и в нужный момент в нужном месте выйти для получения мяча. Выход на получение мяча для защитника должен быть внезапным, с тем чтобы выиграть время для беспрепятственных действий. Осуществить подобный выход можно путем движения навстречу к игроку с мячом или выходом в сторону.
Применяя любой способ освобождения от опеки, надо маскировать задуманные действия финтами в сторону, противоположную предполагаемому движению.
Нападающий, выбирая позицию на поле, должен руководствоваться следующими соображениями:
· Держать опекающего в состоянии постоянного напряжения, применяя для этого рывки, постоянные перемещения и др.;
· Располагаться на поле так, чтобы защитник не имел возможности наблюдать одновременно за подопечным и перемещениями мяча. Это создает условия, при которых он не может предусмотреть возможный маневр подопечного, с тем чтобы успешно ему противодействовать;
· Выбирать место так, чтобы не мешать партнеру, а создавать условия, в которых ему было бы удобно взаимодействовать;
· Освобождать место на пути следования игрока с мячом и никогда не находиться на линии возможной передачи другому партнеру.
Действия с мячом. Находясь с мячом, игрок должен стремиться:
· Создавать острые атакующие ситуации по возможности наиболее быстрым приближение мяча к корзине и не всегда решать задачи атаки самостоятельно;
· Вести мяч только в тех случаях, когда имеется возможность быстро атаковать корзину или возникает необходимость прежде обыграть противника, с тем чтобы более успешно выполнить необходимый прием.
Во всех случаях надо стремиться отдать мяч свободному игроку, находящемуся ближе к корзине или в более выгодном положении для продолжения атаки;
· В случаях единоборства, применяя ведение, следует начинать проход в сторону впереди стоящей ноги защитника, стремясь первым рывком обойти его за спину;
· Не спешить с броском, если угроза противодействия ему реальна, лучше отказаться от броска, так как при борьбе за отскочивший мяч наиболее часто им овладевает защищающаяся команда;
· Если в защите хорошо организована взаимопомощь между игроками, то, прежде чем передавать мяч, необходимо постараться «вызвать» защитника на себя и, когда он подойдет ближе, быстро выполнить нужный прием.
Групповое взаимодействие. К групповым взаимодействиям относятся взаимодействия двух и трех игроков. На основе их строится вся тактика командной игры. Наиболее типичными являются взаимодействия, организованные по принципу «отдай мяч и выходи» и принципу оказания взаимопомощи.
Отдай мяч и выходи - это взаимодействие требует, чтобы после передачи мяча игрок не оставался на месте, а сразу же менял позицию и вновь выбирал более удобное положение для получения мяча.
Заслон - прием помощи партнеру для освобождения его от опеки. Благодаря заслону игрок задерживает продвижение защитника за опекаемым и вынуждает его двигаться по более длинному пути. В результате такого маневра партнер на некоторое время освобождается от активной опеки и имеет возможность свободно действовать в соответствии с обстановкой, чаще всего атаковать корзину.
По месту расположения заслоняющего различают внутренний и наружный заслоны. С помощью заслона можно оказать помощь в решении следующих игровых задач: выполнить бросок без помехи, уйти от противника, применяя ведение мяча, выйти на свободное место для получения мяча.
Заслон для броска - внутренний. Для выхода на получение мяча или для ухода ведением чаще всего ставится наружный заслон.
Заслон будет успешным только при условии, если он правильно поставлен. Для этого необходимо: правильно выбрать место, где поставить заслон по отношению к защитнику, и соответственно расположиться в необходимый, удобный для этого момент. Заслон надо ставить не раньше и не позже, чем партнер готов принять помощь, а защитник не успел принять контрмер. После заслона надо продолжить взаимодействие с партнером, сопровождать его, прикрывая защитника, быть готовым к получению мяча.
Классификация тактики нападения в баскетболе
Хорошо закрепленная защита не только дает успех, достигнутый нападением, но и влияет на характер дальнейших действий команды.
Действия обороняющейся команды являются ответными на действия атакующих и организуются в зависимости от особенностей тактики противника.
Защищающейся команде необходимо решать четыре основные задачи:
не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок в корзину;
отобрать у соперника мяч и создать хорошие условия для контратаки;
нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками, восприпятствовать проведению подготовительных операций для атаки;
|