Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3.Понятие, формы и методы государственного регулирования инвестиций.

Государство воздействует на инвестиционные отношения посредством экономических и административных методов, в основе которых находится механизм гарантирования инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности происходит в соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности, осуществленной в форме капиталовложений» .

Регулирование инвестиционной деятельности, со стороны государства, может носить прямой и косвенный характер.

Прямое регулирование инвестиционной деятельности позволяет государству, за счет бюджетных средств, осуществлять инвестиции в проекты, предусмотренные уже ранее разработанными целевыми программами.

Формами такого регулирования являются:

· РФ и иностранные государства занимаются планированием, разработкой, утверждением и финансированием инвестиционных проектов за счет бюджетных средств страны. Делается это для создания совместных проектов укрепляющих общий инвестиционный климат;

· создание списка объектов, планируемых к возведению, а также перечня объектов, нуждающихся в технической модернизации за счет Гос бюджета;

· участие Государства путем приобретения части акций вновь созданных акционерных обществ и закрепление их в собственности;

· экспертный анализ инвестиционных проектов на соответствие законодательству страны;

· использование временно замороженных объектов Государственной собственности в инвестиционном процессе;

· установка стандартов и контроль за их соблюдением.

 

Косвенное регулирование стимулирует инвестиционную деятельность в стране за счет разнообразных форм и методов воздействия на экономику.



Косвенное регулирование инвестиционной деятельности стимулирует развитее, в первую очередь, налоговой системы страны, амортизационной политики, работы ведутся по направлению укрепления защиты интересов инвесторов и ряду других направлений.

Достигается это следующими методами:

· совершенствование налогового законодательства, и механизма амортизационных отчислений;

· предоставление инвесторам льгот в виде низких арендных платежей, льготных условий владения землей и т.п. Для вновь создаваемых компаний устанавливаются специальные налоговые режимы.;

· предоставление грантов за счет Гос бюджета;

· развитие финансового лизинга;

· антимонопольная политика;

· создание благоприятных условия для создания собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности.

Инструменты регулирования инвестиционной деятельности заключаются в следующих аспектах экономической системы:

· налоговая политика;

· бюджетная политика;

· таможенный механизм;

· амортизационная политика;

· денежно-кредитная политика.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют формы и методы, в числе которых: установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст.18 НК РФ).

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита. Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

· проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

· осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

· выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога - инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.

1. Кредит предоставляется:

· только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;

· по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.

 

2. Кредит предполагает:

· предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;

· уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;

· последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;

· поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;

· независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.

3. Решения о предоставлении кредита принимаются:

· по федеральным налогам и сборам - Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;

· по региональным и местным налогам - налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.

4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.

5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок - пять лет.

6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

· порядок уменьшения налоговых платежей;

· сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

· срок действия договора;

· начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);

· порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

· условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;

· сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;

· ответственность сторон;

· действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Тема 4.Понятие, виды и особенности инвестиционных правоотношений в РФ.

Правоотношение – общественное отношение либо группы этих общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами данной отрасли права.

Инвестиционные правоотношения представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству.

Выделяют следующие признаки инвестиционных правоотношений:

1. инвестиционные отношения возникают, как правило, в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, т. е. вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

2. основанием возникновения инвестиционных отношений является договор (соглашение) между инвесторами и (или) государством.

3. в предусмотренных действующим законодательством случаях государство вправе ограничивать инвестиционные правоотношения путем запрета на участие в них отдельных субъектов (иностранных инвесторов) или запрета на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

4. инвестиционные правоотношения обеспечиваются административными формами государственной деятельности по привлечению инвестиций, т. е. введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

5. споры в инвестиционных правоотношениях разрешаются как во внесудебном, так и в судебном (арбитражном) порядке. В некоторых случаях, если такое положение установлено договором или международным соглашением, субъекты инвестиционных отношений вправе непосредственно обращаться за разрешением спора в международные суды.

Структура инвестиционных правоотношений имеет следующий вид:

1. субъекты;

2. содержание;

3. объекты;

4. основания возникновения.

Виды инвестиционных правоотношений:

  1. в зависимости от количества участвующих в правоотношениях сторон: двусторонние, многосторонние;
  2. по характеру содержания правоотношения являются регулятивными, поскольку связаны с установлением субъективных прав и обязанностей и их реализацией;
  3. в зависимости от отраслевой принадлежности инвестиционные являются материальными;
  4. по характеру правоспособности инвестора как участников инвестиционных правоотношений:

· отношения, которые возникают в процессе государственной поддержки инвестиционной деятельности;

· сами инвестиционные отношения;

  1. в зависимости от цели осуществления инвестиций:

· отношения, направленные на получение прибыли;

· отношения, направленные на достижение иных целей.

В соответствии Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации, а именно: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи), другие участники инвестиционного процесса.

В соответствии с Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются: инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений, другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Р.Ф. с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Инвесторы имеют равные права на:

• осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

• самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

• владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

• передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

• объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

• осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

• использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

В целом отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных Ф.З.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ в целом являются:

• вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды (объекты капитальных вложений), за изъятиями, установленными законом;

• оборотные средства;

• ценные бумаги;

• целевые денежные вклады;

• научно-техническая продукция;

• другие объекты собственности;

• имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Объекты капитальных вложений.

В соответствии с Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми ФЗ.

Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.