Основные психодиагностические ситуации и задачи Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.
Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.
Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.
Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).
В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.
Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:
1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.
Основное в медицинском диагнозе — определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.
Уровни и виды психологического диагноза по Л.С. Выготскому
Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.
Л. С. Выготский :
-симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.
- тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
– типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.
3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.выготского в постановке психологического диагноза.Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.
Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.
Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.
Основные психодиагностические ситуации и задачи
Основная задача: измерение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Определяя задачи, необходимо учитывать ситуацию ПД в целом (ситуации клиента и ситуации экспертизы):
1) В ситуации клиента человек обращается за помощью, охотно идет на сотр-во, старается выполнить инструкции более точно, без созн. намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. К диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.
2) В ситуации экспертизычеловек знает, что подвергается анализу, старается выдержать «экзамен»; вполне осознанно контр-ет свое поведение и ответы так, чтобы предстать в макс. выигрыше (даже ценой симуляции отклонений и расстройств).
ПД задачи и ситуации (исходя из того, кто и как будет исп. диагн. данные; какова ответ-сть психодиагноста за выбор СП-в вмешательства в сит. обследуемого):
1) Для постановки непсихологического диагноза врачем или формулирования административного решения - для использования ПД данных в медицине. Выносится суждение о специф. ос. мышления, памяти, личности, а врач ставит МедДиаг. Пс не несет ответственности за Д-з и за лечение. Так же - при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. 2) Для постановки психологического диагноза самим диагностом, вмешательство в сит. обсл-го осущ спец-ом др. профиля.К примеру, поиск причин школьной неуспеваемости: д-з имеет псих. (или псих.-пед.) хар-р, а реализ. - учит., род., воспитателя. 3) Данные исп. диагностом для постановки пс. д-за, кот. служит ему основанием (или его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия(псих. конс-я). 4) Диагн. данные исп. самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п.(Психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.)
|