Учебно-методическое обеспечение практики.
Студенты составляют индивидуальный календарный план учебной практики и ведут дневник педагогического анализа.
Примерное оформление индивидуального плана практики
Виды работы
| Сроки
| Отметка о выполнении
| Знакомство с управлением ДОУ
|
|
| Анализ работы воспитателей
|
|
|
Примерное оформление дневника
Дата
| Содержание деятельности
| Анализ деятельности
| Комментарии руководителя
|
КАЛЕНДАРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ
День первый
Тема: ДОО - первое звено системы образования. Задачи ДОО и общее содержание работы.
Цель: Показать роль ДОО в реализации задач воспитания и обучения детей, специфику воспитательно-образовательной работы ДОО как первого звена системы образования. Формировать представления о том, что педагог - воспитатель - главный субъект воспитательного процесса.
Содержание
Задание 1. Встреча и беседа с заведующей и методистом ДООСтуденты знакомятся:
- с принципами функционирования ДОО;
- с принципами планирования;
- с особенностями организации административно-хозяйственной работы;
- с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Вопросы для беседы:
- история развития образовательной организации
- направления работы
- контингент детей
- кадровый состав (образование, стаж, функциональные обязанности)
- программа воспитания и обучения
- документация, регламентирующая деятельность
- задачи работы
- создание условий (режим, нагрузка)
- сотрудничество и взаимосвязи в педагогическом коллективе
- работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы)
- оценка успешности деятельности педагогического коллектива
- связи с образовательными и общественными организациями города и региона
- проблемы и перспективы
Задание 2. Экскурсия по образовательной организации.. Во время экскурсии студенты знакомятся с расположением групп и кабинетов, обращают внимание на создание пространственно - развивающей среды, оформление и оборудование:
- групповая комната и размещение в ней зон деятельности детей (зарисовать схему расположения различных зон и их оснащения), обоснование и анализ расположения данных зон. Сделать анализ реализации данных зон на основе следующих принципов: целесообразности, мобильности, доступности, эстетичности, многофункциональности, развивающих возможностей;
- методический кабинет, его оснащение (ниже);
- кабинет психолога, его оснащение;
- физкультурный и музыкальный зал, бассейн, их оснащение;
- вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня).
Оснащение методического кабинета
Немаловажным компонентом всей этой работы является помощь в оснащении методического кабинета наглядным материалом.
Приступая к оформлению выставок в методическом кабинете, придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. Четко определите тему выставки и согласуйте ее со старшим воспитателем.
2. Если по данной теме имеется нормативные материалы или документы рекомендательного характера, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним, опыт работы поданному документу других детских садов и пр.
Не забудьте представить на стендах:
• конкретные методические рекомендации воспитателям данного дошкольного учреждения по выбранной теме;
• опыт работы (детского сада своего города, других городов, зарубежных стран), связанный с выбранной темой;
• литературу по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или подобрать картотеку);
• наглядный материал, связанный с данной проблематикой (перечень оборудования, чертежи, схемы и т.д.).
Кроме оформления выставок можно принять участие в создании тематической картотеки (например, по временам года), которая содержит следующий материал:
• тематику занятий с детьми по выбранной теме в каждой возрастной группе;
• примерное программное содержание;
• материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, литература для детей и т.д.);
• методическую литературу по данной теме.
Подготавливая наглядный материал, следует предусмотреть его длительное использование (то есть наклеить на картон, запаять в пластик, убрать в коробку и т.д.), возможное применение в работе с детьми (следовательно, необходимо выдержать заданный размер, цвет, форму, дать описание работы с ним и др.).
Кроме всего прочего наглядный материал должен быть привлекательным, эстетично оформлен (текст напечатан, содержание изложено кратко и четко, использовано не более 2-3 сочетающихся цветов) и т.д.
Задание 3. Ознакомление с программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используемые ДОО (комплексные и парциальные)
Цель: ознакомление с особенностями программ, критерием их отбора. По результатам проведенной работы заполните таблицу:
Про-
грамма,
назва-
ние
| Теорети-
ческое
обосно-
вание
програм-
мы
| Харак-
тер про-
грам-
мных
задач
| Возрастная
дифферен-
циация
программ-
ных
задач
| Методиче-
ская осна-
щенность
| Связь с
тради-
цион-
ными
про-
грамма-
ми
| Содер-
жание
работы
с детьми
раннего
возраста
| Нали-
чие
крите-
риев
оценки
дости-
жений
детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй – двенадцатый день практики
Студент работает поочередно в двух разных группах (по четыре дня в каждой) и, руководствуясь задачами и содержанием практики, ведет педагогический дневник, в котором фиксирует свою деятельность в течение дня. Основное содержание работы студентов в этот период составляет выполнение следующих заданий.
Задание 1.Выполнить психолого-педагогический анализ 2 разных занятий (по одному занятию в каждой группе) в соответствии с предложенной схемой.
Схема анализа занятия
1. Общие сведения об учебном занятии:
– вид;
– время проведения;
– тема;
– цель;
– задачи.
2. Санитарно-гигиенические условия:
– подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя,
его качество;
– психологическая подготовка детей к занятию;
– мотивирование учебной деятельности;
– создание эмоционального фона;
– организация начала занятия;
– приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной ра-
боте.
3. Построение занятия:
– тип и структура занятия;
– форма проведения;
– соответствие цели и задачам;
– рациональное использование времени.
4. Содержание занятия:
– соответствие программе, уровню развития детей;
– какие знания, умения и навыки формируются;
– информационная насыщенность занятия;
– полнота и последовательность ознакомления детей с материалом;
– научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.
5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия:
– насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания;
– содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Стимулирование познавательной деятельности детей:
– приемы управления вниманием детей;
– стимулирование положительного отношения к учебной деятельности;
– методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.
7. Воспитание детей в процессе занятия:
– какие качества личности формируются;
– какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность;
– меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.
8.Выводы и предложения:
8.1.Общая оценка занятия: достигло ли занятие поставленной цели? По
каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, проявления интереса детей, эмоциональный отклик детей и т.д.)? Соответствовало ли занятие основным дидактическим требованиям?
8.2. Что вы считаете наиболее удачным в проведении занятия?
8.3. Что необходимо устранить при подготовке к следующему занятию?
8.4. Пожелания и предложения.
Задание 2. Наблюдения различных видов деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, игра, развлечения)
Цель: ознакомление с видами, формами и содержанием педагогического процесса в образовательной организации.
Выполнить педагогический анализ организации и проведения воспитателем режимных процессов (по одному режимному процессу в каждой группе) в соответствии с предложенной схемой. Один студент анализирует два разных процесса.
В протоколе фотозаписи выделить:
- дату
- время
- вид деятельности
- возрастную группу
- программное содержание
- форму организации детей
- оборудование и материалы, используемые в работе
- ход деятельности (фиксировать все действия, речь детей и взрослых)
По завершении наблюдений составить и зафиксировать впечатления. Студентам необходимо усвоить, что наблюдение составляет основу изучения ребёнка в детской образовательной организации. Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребёнка дошкольного возраста. Не зная о том, что выступает объектом изучения, ребенок ведёт себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты.
Задание 3. Пронаблюдать за используемыми педагогом - воспитателем приемами руководства сюжетно-ролевой игрой в соответствии с предложенным протоколом наблюдения (анализируются приемы воспитателей двух разных групп)
Протокол наблюдения за приемами руководства сюжетно-ролевой игрой
детей дошкольного возраста
Дата наблюдения________________201 .. г.
Группа______________________________
№
| Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой
| « - »
| «+»
(отметить
количество
проявлений)
| Качественная
характеристика
(где возможно)
|
| Приемы, использованные воспитателем для развития сюжетно-ролевой игры:
| 1.1
| расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);
| | | | 1.2
| интересовался «Во что играете?»;
| | | | 1.3
| предлагал новые игровые действия;
| | | | 1.4
| предлагал новые роли;
| | | | 1.5
| вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
| | | | 1.6
| предлагал новые игровые ситуации;
| | | | 1.7
| давал прямые указания к действию («Покорми куклу», «Крути руль»);
| | | | 1.8
| задавал вопросы, которые направляли развитие игры;
| | | | 1.9
| брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру
| | | |
| Приемы, использованные воспитателем для формирования взаимоотношения детей во время игры
| 2.1
| вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми
поиграть», путем введения
новой роли);
| | | | 2.2
| сам организовывал вокруг
себя коллектив для игры;
| | | | 2.3
| побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках); коллектив для игры;
| | | | 2.4
| предупреждал или устранял
возникающие конфликты
(из-за игрушек, из-за ролей,
из-за выполнения правил);
| | | | 2.5
| побуждал детей объединять
разные игры между собой;
| | | | 2.6
| использовал какие-то другие
приемы.
| | | |
| Выводы:Что вы считаете наиболее удачным при руководстве игрой?
Что необходимо устранить при ее проведении в будущем?
Ваши предложения по улучшению.
|
Задание 4. Изучение предметно-пространственной среды в ДОО
Студенты (2 чел.), работающие на одной группе, проводят общую диагностику и разрабатывают коллективные рекомендации (обследуется одна группа).
Инструкция к выполнению задания
1.Перед изучением состояния предметно-пространственной среды группы ДОО ознакомьтесь с нормативными документами, определяющими современную среду ДОО.
2.Проведите диагностическое изучение предметно-пространственной среды группы (методика Рылеевой Е.В. «Исследование предметно-пространственной среды в группах ДОО»). Результаты занесите в протокол № 1.
3.Используя результаты диагностики и нормативные документы, определяющие современную среду ДОО, составьте рекомендации по улучшению предметно-пространственной среды обследованной вами группы.
Задание 4. Изучение передового опыта в дошкольном учреждении
Выявление и изучение интересного опыта.
Познакомиться с имеющими в ДОУ материалами о передовом педагогическом опыте (отечественном и зарубежном).
В беседе со старшим воспитателем определить, имеется ли система в работе по изучению, обобщению и внедрению интересного опыта в ДОУ. Какие методы используются на разных этапах этой работы? Результативность внедрения передового педагогического опыта в практику работы. Участие воспитателей ДОУ в профессиональных конкурсах, наличие публикаций, наглядных материалов, оформление выставок, привлечение воспитателей к проведению методической работы.
Документация по практике
1. Индивидуальный план практики с отметкой о его выполнении.
2. Дневник педагогического анализа.
3. Отчет о практике с предоставлением фото или видео материалов, презентации.
4. Характеристика-отзыв руководителя учреждения (руководителя практики) о работе студента на практике.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
При составлении отчета рекомендуется следовать следующему плану:
1. Какие направления работы были реализованы за период практики.
2. Характер и качество осуществления методической работы с воспитателями. Отмечается, какие формы и методы использовались. Называется тематика мероприятий, указывается их результативность.
3. Овладение контрольно-диагностической функцией старшего воспитателя. Цель проведенного тематического контроля, выбранные методы диагностики. Отмечается умение выявлять и обобщать интересный опыт работы воспитателей.
4. Оказание помощи дошкольному учреждению в изготовлении пособий, атрибутов, методических разработок и др.
5. Впечатление о результатах практики, о ее положительных и отрицательных сторонах, о трудностях и успехах. Оценка собственных профессиональных умений. Выводы и предложения по совершенствованию практики.
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ-ОТЗЫВА РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ
(для студентов, проходивших практику по месту работы или жительства)
1. Фамилия, имя, отчество практиканта_________________
2. Название и номер детского учреждения_______________
3. Сроки прохождения практики:
с...................................... по....................................... 20.... г.
4. Оценка профессиональной направленности студента (интерес и способности к педагогической, методической деятельности)__________________________________________
____________________________________________________________________________
(указать форму работы и название, оценку)
5. Соответствие личностных качеств студента требованиям к педагогу, старшему воспитателю (дисциплинированность, организованность, доброжелательность, уравновешенность, любовь к детям, стремление к творческой самореализации и др.)_____________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать)
6. Выводы, предложения и замечания.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Общая оценка выполнения программы практики студентом. Подготовленность студента к выполнению задач практики. Качество выполнения всех заданий практики в целом.
Оценка____________
Подпись руководителя_______________________
Дата______________
Печать
|