Форма обучения: очная, заочная, заочная (ускоренного обучения) Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Северо-Западный институт (филиал)
Кафедра уголовного права
Теоретические основы квалификации преступлений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная, заочная (ускоренного обучения)
Вологда
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ПОП ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010г. № 464, профиль подготовки: общий
Программа утверждена на заседании кафедры от «_»_____2013 года, протокол №
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического Совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 30 сентября 2013 года, протокол № 1.
Авторы-составители: Петрова И.А. – к.ю.н., доцент кафедры уголовного права; Герасимова Е.В. – к.ю.н., старший преподаватель кафедры уголовного права.
© Университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА), 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели освоения учебной дисциплины…………………………...………………………5
2. Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы….............................................................................................6
3. Структура и содержание учебной дисциплины……..…………………........................7
3.1. Тематические планы……………………………………………………………..7
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения………………………7
3.1.2. Тематический план для заочной формы обучения…………………….9
3.1.3.Тематический план для заочной формы ускоренного обучения……..10
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)………………………………....11
3.3. Лекции..........................................................................................……………….13
3.3.1. Лекции для очной формы обучения…………………………………...13
3.3.2. Лекции для заочной формы обучения и заочной формы
ускоренного обучения………………………………………………………...15
3.4. Практические занятия…………………………….............................................16
3.4.1. Практические занятия для очной формы обучения………………….16
3.4.2. Практические занятия для заочной формы обучения……………….21
3.4.3. Практические занятия для заочной формы ускоренного обучения. .22
3.5. Самостоятельная работа студента................................ ………………………22
4.Образовательные технологии……………………………………………………………24
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов..............................................................30
5.1. Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………...30
5.2. Модельные задания для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………............. 31
5.3. Примеры тестовых заданий…………………………………………………...32
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины…………………………32
7. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..37
7.1. Основные нормативные акты и судебная практика ………………………...37
7.2. Основная литература по всему курсу………………………………………...38
7.3. Дополнительная литература по всему курсу………………….......................38
7.4. Документы и дополнительная литература по темам………………………..38
7.5. Программное обеспечение и электронные ресурсы.....……………………..42
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.................................43
1.Цели освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины предполагает в качестве своей основной цели углубленное изучение отдельных положений уголовного права.
Целями освоения учебной дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» также являются:
- развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего оценивать основные направления квалификации преступлений с учетом современных реалий;
- формирование представлений о сущности теории квалификации преступлений; уяснение студентами понятия и значения квалификации преступлений
- получение знаний о методологических основах и юридических основаниях квалификации преступлений;
- формирование представлений об основных этапах квалификации преступлений;
- овладение студентами системы знаний об основных правилах квалификации преступлений;
-выработка у студентов практических навыков правильной квалификации преступлений;
-формирование навыков квалификации преступлений с учетом всех элементов состава преступления, квалификации неоконченной преступной деятельности, преступлений, совершенных в соучастии, преступлений при их множественности; квалификации при изменении уголовного закона и фактических материалов дела;
-формирование представлений об основных видах конкуренции уголовно-правовых норм и навыков ее преодоления в ходе квалификации преступлений
- овладение юридической терминологией;
- подготовка к будущей профессиональной деятельности;
-систематизированное углубленное изучение дискуссионных вопросов, возникающих в процессе применения норм уголовного права, что способствует дальнейшей профессионализации студентов;
- углубление выработанных у них навыков анализа и применения уголовного закона;
-воспитание студентов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания.
Осваивая учебную дисциплину «Теоретические основы квалификации преступлений» осуществляется подготовка студентов к следующим основным видам профессиональной деятельности:
- правоприменительная;
- правоохранительная;
- экспертно-консультационная;
-научно-исследовательская.
В результате он должен овладеть такими профессиональными задачами, как:
-принятие в пределах должностных обязанностей решений;
- совершение действий, связанных с реализацией нормативно-правовых актов;
- составление процессуальных документов;
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
- проведение научных исследований по правовым проблемам;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3)
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10)
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15).
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина «Теоретические основы квалификации преступлений» относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 направления подготовки 030900 Юриспруденция.
Учебная дисциплина взаимосвязана с учебными дисциплинами «Уголовное право. Общая часть», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право» и «Криминология». В большей степени дисциплина предполагает углубленное изучение разделов уголовного права в плане их практического применения, включая изучение самого процесса применения уголовно-правовых норм, а также изучение уголовно-процессуального права.
Для освоения учебной дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» студент должен освоить (входные данные) программу общего образования (в частности, историю, русский язык и литературу, юридические и социальные дисциплины), теорию государства и права, философию, логику, конституционное право; общие положения гражданского и административного права, уголовно-процессуального права, юридической психологии.
Освоение учебной дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» необходимо как завершающее для изучения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Освоение дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» необходимо для последующего успешного освоения дисциплин по выбору уголовно-правового цикла.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины — 2 зачетные единицы, 72 часа.
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
Количество семестров – 1.
Форма контроля– зачет
№
п/ п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| лекции
| практические занятия
| СРС
|
| Понятие, виды, этапы квалификации преступлений
|
|
|
| Лекция- дискуссия, творческое задание
| тест
|
| Состав преступления и его значение для квалификации преступлений
|
|
|
| Лекция - дискуссия, творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Особенности квалификации по объективным признакам состава преступления
|
|
|
| Лекция- дискуссия, творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Особенности квалификации по субъективным признакам состава преступления
|
|
|
| Лекция-дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах, работа в малых группах
| тест
|
| Квалификация неоконченной преступной деятельности
|
|
|
| Лекция-дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Квалификация при множественности преступлений
| -
|
|
| Творческое задание, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Квалификация преступлений, совершенных в соучастии
|
|
|
| Лекция-дискуссия, работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Изменение квалификации преступлений
|
|
|
| Лекция-дискуссия, работа в малых группах, творческое задание
| тест
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
3.1.2. Тематический план для заочной формы обучения
Количество семестров – 1.
Форма контроля– зачет
№
п/ п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| лекции
| практические занятия
| СРС
|
| Понятие, виды, этапы квалификации преступлений.
|
| -
|
| Лекция- дискуссия
| -
|
| Состав преступления и его значение для квалификации преступлений
| -
|
|
| Разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Особенности квалификации по объективным признакам состава преступления
| -
| -
|
|
| -
|
| Особенности квалификации по субъективным признакам состава преступления
| -
| -
|
|
| -
|
| Квалификация неоконченной преступной деятельности
| -
|
|
| Направляемая дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Квалификация при множественности преступлений
| -
|
|
| Направляемая дискуссия, творческое задание
| тест
|
| Квалификация преступлений, совершенных в соучастии
| -
|
|
| Направляемая дискуссия, работа в малых группах
| тест
|
| Изменение квалификации преступлений
| -
| -
|
|
| -
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
3.1.3. Тематический план для заочной формы ускоренного обучения
Количество семестров – 1.
Форма контроля– зачет
№
п/ п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| лекции
| практические занятия
| СРС
|
| Понятие, виды, этапы квалификации преступлений.
|
| -
|
| Лекция- дискуссия
| -
|
| Состав преступления и его значение для квалификации преступлений
| -
|
|
|
| -
|
| Особенности квалификации по объективным признакам состава преступления
| -
| -
|
|
| -
|
| Особенности квалификации по субъективным признакам состава преступления
| -
| -
|
|
| -
|
| Специальные правила квалификации преступлений
| -
|
|
| Направляема дискуссия, разбор ситуаций на практических примерах
| тест
|
| Изменение квалификации преступлений
| -
| -
|
|
| -
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел 1.Общие вопросы квалификации преступлений
|