Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 14 глава

 

Соперники в международных конфликтах ведут между собою борьбу, применяя самые различные

 

Основы конфликтологии 238

 

методы и средства: мирные и военные, словесные (символические) - информационные, идеологические, религиозные и материальные. В том числе и те, о которых говорилось в предыдущем параграфе. Например, метод "разделяй и властвуй" - один из излюбленных для политиков, олицетворяющих неоколониализм. Метод "удар в голову" универсален в политическом противоборстве международных субъектов, поскольку он обеспечивает вывод из строя координирующих центров противника и разрушение ядра его сил. Метод "слабые места" не менее существенен. Выявление таковых, будь то в переговорном процессе или экономическом, информационном противостоянии, мирном или военном противоборстве, - гарантия выигрыша. Огромное значение в современных условиях имеет информационное международное противоборство. Захват, скажем США, международного информационного пространства при помощи новейших технических средств, вплоть до использования спутниковых, дает им в руки такое мирное оружие, которое по своей эффективности борьбы за господство своих интересов, масштабам непомерного расширения сферы распространения и действия в мире превосходит многие военные средства. Влияние этих средств испытал на себе бывший СССР, одним из факторов разрушения которого стало проигранное США информационное противостояние.

 

Методы предупреждения и разрешения международных конфликтов столь же разнообразны, сколь разнообразны по своему содержанию конфликты. Чисто политические столкновения (из-за территориальных споров, защиты безопасности государств и др.) предупреждаются в основном путем переговоров, если, конечно, таковые помогают пре-



 

239 ________Лекция 5

 

одолеть разногласия. Политико-экономические (связанные с проводимой субъектами взаимоисключающей экономической политики) - посредством методов экономической конкуренции, экономических и прочих санкций. Национально-политические - на пути приобретения государственности. Идеологические конфликты вообще никогда полностью не разрешаются, равно как и религиозные. Со времени разделения христианства на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм - между ними никогда не прекращалось соперничество по вопросам истолкования основных догматов христианства и политической роли церкви в международной и внутренней жизни верующих.

 

В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов широко применяются к конфликтующим сторонам политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация африканского единства и другие). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в таком случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других нужных странам, участвующим в конфликте, товаров, запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, скажем, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международ-

 

Основы конфликтологии 240

 

ной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликте сторон, - в числе мер ООН по поддержанию мира.

 

Последнее, на чем следует остановиться при характеристике внешнеполитических конфликтов, это на их взаимосвязи с внутренними конфликтами. Из документов ООН явствует, что в 1993 г. не было зафиксировано ни одного крупного вооруженного конфликта между государствами. Тем не менее названо общее число - 34 крупных международных конфликта. Как это понять? Дело в том, что внутренние конфликты, если они действительно крупные, неизбежно приобретают международный резонанс, становятся объектом внимания и деятельности других государств, либо вовлекаемых в конфликт, либо участвующих в международном миротворческом процессе. Гражданская война в Таджикистане привела к тому, что в конфликт оказались вовлеченными, с одной стороны, Афганистан, соперничающие мусульманские группировки, поддерживающие оппозицию, а с другой - Россия в качестве миротворческой, защищающей суверенитет Таджикистана, военной и политической силы.

 

Процесс международного конфликта, то или иное его разрешение может выступать как позитивным, так и негативным фактором в преодолении внутренних противоречий.

 

Литература

 

1. Шмитт К. Понятие политического. Вопросы социологии. М. 1992. Т. 1. С .41.

 

2. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической парти-и (б). Стенографический отчет. М., 1926. С. 158-159.

 

3. Там же.

 

241_____________Лекция 5

 

4. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., Госполи-тиздат, 1952. С. 229.

 

5. Бурдье Н. Начала. М., 1994. С. 198.

 

6. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 11.

 

7. Бранд В. Демократический социализм. М., 1992. С. 127.

 

8. Карамзин Н. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. В кн. "История государства российского". Кн. четвертая. Ростов-на-Дону, 1990. С. 479.

 

9. Чернышевский Н. Кавеньяк. Собр. соч. в пяти томах. М., 1974. Т. 5. С. 87.

 

10. Эйдельман Н. Грань веков. М., 1986. С. 30, 161.

 

11. См.: Косидовский 3. Библейские сказания. М., 1975.

 

12. Бекон Ф. Соч. в двух томах. М., 1972. Т. 2. С. 361-364.

 

13. Кекконен У. Финляндия и Советский Союз.М.,

 

1973. С. 137. 14.Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М.,

 

1995. С. 332-333.

 

15. Известия .21 ноября 1996 г.

 

16. Российская газета. 19 ноября 1996 г.

 

17. АиФ. 1997, № 48. С. 5.

 

18. Независимая газета. 1997. 27 ноября.

 

19. Советская Россия. 20 января. 1998 г.

 

20. Герцен А. Собр.соч. в восьми томах. М., 1975. Т. 3. С. 337.

 

21. Ежегодник СИПРИ 1994. Международная безопасность и разоружение. М., 1994. С. 56, 57.

 

22. Трухановский В. Антони Идеи. М., 1876.

 

Основы конфликтологии 242

 

Лекция 6. ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ

 

Неразрывная связь политических отношений и конфликтов с правом объясняет необходимость рассмотрения проблемы правового конфликта. Его анализу целесообразно предпослать обоснование выбора термина "правовой" конфликт. Юристы, пишущие на эту тему, используют понятие "юридический" конфликт. Отсюда название новой дисциплины - "Юридическая конфликтологий".

 

За различием данных терминов кроется определенный смысл - некоторое неоднозначное толкование категории права, встречающееся в литературе. Так, как определяется эта категория в "Юридической энциклопедии", а именно, как совокупность обязательных, "формально определенных , установленных и обеспечиваемых силой государства норм регулирования поведения людей и их коллективов";1 она исключает различие терминов "юридический" и "правовой" конфликт. Однако многими учеными-юристами такое понимание критикуется и признается "узко-нормативным", обедняющим содержание права. Им "является не только то, что установлено или санкционировано официальными органами государства, но и то, что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности ...общества; право проявляется не только в форме официально-ин-ституционированной его нормативности, но и во многих иных формах..."2 Следовательно, определение "правовое" по своему объему шире определения "юридическое". Любое юридическое явление (норма, факт) есть правовое, но не всякое правовое суть юридическое. Любой конфликт юридический - это кон-

 

24З Лекция 6

 

фликт правовой. По не каждый правовой конфликт выражается и фиксируется в юридической форме.

 

Содержательное различение понятий "правовой" и "юридический" конфликт составляет методологическую посылку нашего анализа проблемы. В дальнейшем мы попытаемся ее аргументировать конкретным рассмотрением правовой реальности, не вникая в суть дискуссии о природе права и специфике юридического.

 

Юридический конфликт, по определению авторов "Юридической энциклопедии", - это противоборство сторон, государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью противоправного изменения статуса и юридического состояния субъектов права. Юридический конфликт со своими признаками фиксируется в Конституции и законодательстве в виде: "особых юридических состояний", конфликтной ситуации, запретов нарушать конституционные принципы государственного устройства, средств преодоления, а так же особо опасных преступлений - государственных.3

 

Из приведенного определения следуют два концептуальных вывода: во-первых, понимание юридического конфликта лишь как связанного с действиями, направленными на противоправное изменение статуса субъекта и установленного государственного правопорядка; во-вторых, признание конфликта "особым юридическим", "запретным" состоянием, противоборством с целью нарушения конституционных принципов государства. Следовательно, конфликт не есть закономерное для государства явление.*

 

* В дискуссии "за круглым столом" о предмете юридической конфликтологии только отдельные ее участники подчеркивали, что конфликты - болезненная, хотя и "естественная форма существования человеческого общества". (См.: Государство и право, 1994, 4. Стр. 6.)

 

Основы конфликтологии____

 

Исходя из сформулированной выше методологической посылки исследования проблем о несводимости категории права к понятию "юридического", надо признать корректность более широкого определения правового конфликта. Правовой конфликт - это противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. Юридический конфликт - основной, но не единственный вид правового конфликта, равно как юридические принципы и нормы, на почве которых он возникает, не исчерпывают всей совокупности формальных и неформальных правовых норм, действующих в конкретном обществе. В настоящее время, к примеру, возрождается влияние исламского религиозного права, основанного на Коране, даже на политическом пространстве России. Лидеры Чеченской республики провозгласили своей целью создание исламского государства, где высшим правовым законом будет не Конституция РФ, а шариат - свод религиозно-правовых норм, и базирующегося на них института шариатского суда.

 

Основной предмет правового конфликта - принципы и нормы права. Ядро конфликта - противоположное их истолкование и отношение к ним, а также соответствующее поведение субъектов права. Существуют нормы и принципы двоякого характера: юридические, то есть установленные или санкционированные государством, и правила общего характера, сложившиеся в общественной практике, обязательные, но не зафиксированные официально и не санкционированные властью (юридически), являющиеся элементами обычного права.

 

245 _______Лекция 6

 

Правовой конфликт не обязательно связан с нарушением установленного государством правопорядка. По своему содержанию и формам проявления он не сводим к борьбе за противоправное изменение существующей правовой системы, основ государственного устройства. Конфликты подобного рода - лишь один из видов правового, одна из сушествующих форм борьбы субъектов правовых и политических отношений. Следовательно, как и прочие социальные, правовой конфликт не есть какая-то ненормальность, правовая патология, а является вполне естественным элементом процесса функционирования и модернизации данной общественной системы.

 

В истории отечественной науки проблема правового, юридического конфликта (без различения этих терминов) была поставлена философом и теоретиком права Ильиным И.А. В его понимании, это - конфликт между естественным и положительным правом, между "суррогатом" естественного права и объективно значимой идеей права. Это - "борьба за право в объективном смысле - за обновление законов и в субъективном смысле - за поддержание и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретов".4 Право в объективном смысле суть естественное право; оно выражает природу духовной жизни человека; его можно назвать "вечным" правом, потому что оно сохраняет значе-ние для всех времен и народов. Право в субъективном смысле - это положительное право, "целесообразная форма поддержания естественного права",5 организованная попытка "формулировать естественное право."

 

Конкретизация определения конфликта названным автором дается через описание конфликтной

 

Основы конфликтологии 216

 

ситуации. Последняя характеризуется признанием каждым субъектом двух различных правопорядков сразу: одного, отвергнутого по содержанию, но имеющего положительное значение, а другого, признанного по содержанию, но еще не установленного, не утвержденного, еще не сформулированного, однако верного, имеющего достоинство естественного права.6 Принципиально важны рассуждения Ильина о характере "борьбы за право". Иногда такая борьба воспринимается как правонарушение, как насильственное ниспровержение старого правопорядка. Однако подобное воззрение поверхностно и неверно. Элементы правонарушения и насиль-ственности могут отсутствовать в этой борьбе; наличное правонарушение может быть нарушением не "права вообще", но только положительного права во имя естественного права. Оно может иметь характер деяния, не разрушающего правопорядка, но совершенствующего жизнь в праве и по праву.7

 

Таким образом, по Ильину, конфликт в праве есть не что иное, как конфликт между объективной и субъективной составляющими права. Такая теоретическая позиция, по нашему мнению, заслуживает признания и остается методологическим ориентиром исследования современной правовой реальности. Другое дело, как понимает русский ученый объективное и субъективное. В этом вопросе следует разобраться, отметив дискуссионные моменты.

 

Объективность правовых норм, по Ильину, означает независимость их от отдельного субъекта: судьи, адвоката, гражданина; это "нерушимость", "непоколебимость" правил и норм от самого их установления до самой их отмены. Право объективно, значит оно не есть продукт "субъективной фан-

 

247 _______Лекция 6

 

тазии", ибо "где же критерии для моего законного права, если содержание правовой нормы лишено объективности, тождественного себе смысла"? Объективность норм права не следует смешивать с его жизненной силой или эффективностью. Объективное знание права в том, что "оно хранит в себе некий верный масштаб и некое верное правило поведения, которое сохраняет свою верность даже тогда, когда люди не знают и не хотят знать."8 Это правило не исчезает и не умаляется, даже если установленный правопорядок в силу слабости власть предержащих не проводится в жизнь. Призывы права тогда не влияют на поведение людей людей, и они "остаются призывами в пустоте".

 

Итак, объективность права, по Ильину, состоит в том, что оно выражает "природу духовной жизни" людей. Это - "необходимая форма духовного бытия" людей, объективность правовых установлений для каждого отдельного человека, гражданина". Естественное право "совпадает с общим духовным интересом народа и гражданина."9

 

Сведение объективности права только к объективности содержания сознания человеческих сообществ, соотнесенного с духом индивида, конечно же, обедняет категорию объективности правовых отношений. Объективная природа духа сама требует объяснения. Предпосылки определенных правил поведения заложены прежде всего в существующих общественных отношениях, в правовой реальности. Безусловно, потребность в регулировании общественных отношений прежде чем реализоваться, в какой-то форме осознается: первоначально на уровне примитивного обыденного правосознания, обычаев, а затем уже в форме взглядов, идей и принципов.

 

Основы конфликтологии 248

 

Принципы права - его объективные свойства, отражающие потребности общественного развития, государства.10 Они становятся основой установления государством юридических норм и их системы. Объективные потребности общества устанавливают соответствующий тип норм и обычаев. Таковы установления, составившие древний памятник русского права "Русскую правду", явившуюся отражением русского гражданского общества XI-XII вв. В частности, "Русская правда" не знала и не признавала судебного поединка враждующих сторон, заканчивавшегося кровопролитием, а ограничивалась признанием приговора, выносимого судьей-князем. "Эта норма была итогом вековой борьбы православного духовенства против обычая кровавого поединка как "языческого остатка", - отмечал историк Ключевский В. Таким образом, право объективно прежде всего по своему источнику, поскольку его корни заключены в необходимости регулирования взаимоотношений между людьми и их сообществами. Права и

 

249____________Лекция 6

 

свободы человека, составляющие фундамент современного права, характеризуют определения человека как социального субъекта, присущие ему в силу человеческой общественной природы. Человек рожден в обществе, живет в нем и поэтому ему объективно, независимо от воли власть имущих, типа общественной системы, религиозных и прочих верований, свойственны такие формы жизнедеятельности, которые принято называть правами и свободами. Неотделимые от самого естественного существования людей права и свободы иногда именуют "прирожденными", неотчуждаемыми.

 

Право объективно по содержанию; как идеал (что подчеркивал Ильин), правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют потребностям, интересам и особенностям общественного сознания, иначе сказать, духу народа.

 

Право субъективно, коль скоро творится субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных лиц и коллективов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений. Общественные формы субъективности при этом выступают по отношению к индивидуальным объективным фактором. Грань между субъективным и объективным относительна: то, что для общества в целом субъективно, для отдельной личности объективно. Лишь зависящие от нее индивидуальные особенности правосознания и правоотношений образуют субъективную форму правовой реальности. Знание права, его признание или непризнание, ис-

 

Основы конфликтологии 25О

 

полнение или неисполнение - составляющие правовой субъективности гражданина. Законотворчество, совершенствование или коренное изменение правовой системы на основе данных науки и накопленного обществом опыта, официальное истолкование законов властью, наконец, общая воля народа, воплощаемая в правовой идее, разнообразные конкретные виды и модификации текущей правопри-менительной практики - таково содержание правовой субъективности общественных субъектов - государства, его институтов.

 

Существует правовая нормативно-ценностная система, с которой также связан элемент субъективности. Он заключен в самом процессе оценивания тех или иных деяний юридических и физических лиц на основе установленных правил. Оценивает конкретный субъект, но кто он и как оценивает? В зависимости от того, кто и как оценивает и, соответственно, как применяет правовые нормы к данному юридическому факту, соблюдается или не соблюдается законность, торжествует или игнорируется справедливость.

 

Единство объективного и субъективного в праве противоречиво. Диалектика противоречия порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта. Рассмотрим типичные из них.

 

Первое, - это несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами, а также существу объективно значащей правовой идеи. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно

 

251 ______Лекция 6

 

практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов; в существовании и действии наряду с государственным религиозного права, ведущего к раздвоенности правосознания. Отмеченное противоречие обусловливает ситуацию, при которой каждый субъект практически признается одновременно членом двух разных правопорядков: устаревшего, но еще действующего, и идущего ему на смену нового, пока не утвержденного государством официально.

 

В противоречии находит проявление консервативность обычая и закона. Обычай, как, между прочим, и любой закон, не порождает конфликта и продолжает выполнять функцию регулятора общественных отношений и социального контроля до тех пор, пока способствует реализации общественных интересов.Но люди "хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили". "Старый колеблющийся обычай" они стремятся "закрепить новым писаным законом". Делают это лица, раньше всех почувствовавшие совершившиеся перемены и осмыслившие новый закон.12 Ускользающий обычай - это еще не умирающий; он может жить еще долгое время как рудимент былого правопорядка.

 

Правосознание, несмотря на то, что оно пронизано релятивностью, то есть изменяется с течением исторического времени, сравнительно быстро "привыкает" к существующим условиям общественной жизни людей и установленному государством правопорядку, приобретая даже во многих случаях форму правовых догм и предрассудков. Относительная самостоятельность правосознания (по отношению к правовой реальности) обусловлена влияни-

 

Основы конфликтологии 252

 

ем на него совокупности материальных и духовных явлений. В их числе: религиозные верования, искусство и, конечно же, моральные нормы, ближе всех стоящие к правосознанию.

 

Другая, не менее существенная, причина консервативности правосознания состоит в том, что оно всегда выполняет охранительную функцию по отношению к установленному правопорядку и политической системе власти и в этом смысле выступает фактором ее стабильности. Правосознание прямо связано с установкой правящих социальных групп сохранять свой статус. Постоянная апелляция их к общим интересам народа и справедливости, прикрытие ими своих притязаний на политическое господство создает иллюзию объективной значимости тех взглядов, обычаев и законов, на которых держится существующая система власти и господства, но которые уже отжили свое время. Просуществовавшее в России более 260 лет крепостное право опиралось на государственную силу консервативного самодержавия и, кроме того, базировалось также на специфическом правосознании дворянского класса, да и самих крепостных крестьян, оправдывавших этот социальный институт.

 

Противоречие между правосознанием и правовым бытием не связано только с консервативностью первого. В недрах правосознания могут возникать и возникают время от времени новые правовые идеи, вступающие в конфликт с устаревшими элементами правоотношений. Такая конфликтная ситуация типична для предреволюционных периодов. Буржуазным революциям в Европе предшествовали идеи Локка и Монтескье, Руссо и Токвиля о демократическом характере будущего государственного устройства и нового права. Противоречие и

 

253 ________Лекция 6

 

конфликт между передовой правовой идеей и консервативными законами также инициируют право-творческий процесс.

 

Преодоление противоречия между правосознанием и правовой реальностью, борьба за обновление правосознания и права в целом предполагает решение ряда задач: 1) осознание объективного правового смысла вызревших в обществе потребностей изменения существующих норм права; 2) формулирование новой правовой идеи (если она не возникла ранее), в которой может быть отражена общественная потребность; 3) обоснование несоответствия существующего правопорядка объективному смыслу сложившихся или складывающихся новых общественных отношений и зародившихся под их влиянием передовых идей. Понятно, что эти задачи по плечу лишь рационально мыслящему субъекту, а не субъекту массового обыденного сознания. Вот почему полем конфликта становится правовая теория. Массовое сознание оставляет скорее тот духовный фон, на котором разыгрывается драма борьбы новой правовой идеи со старой. Оно также влияет на исход конфликта, хотя и не определяет его. Решительное сопротивление распространению в России XVIII в. идей естественного права и общественного договора, пропагандистом которых был, в частности, Радищев А.Н., оказывала не одна элита правящего класса. На стороне последнего было массовое сознание всего дворянства. То же самое произошло с передовыми идеями, выдвинутыми в царствование Александра I Сперанским М., ратовавшим за ограничение самодержавной власти и установление конституционной монархии.

 

Исторический опыт свидетельствует о возрастающем проникновении правосознания - в массы об-

 

Основы конфликтологии 254

 

щественного сознания и права в целом - в гражданские (негосударственные) социальные отношения. Право расширяет свои границы за счет включения в сферу юридического регулирования новых элементов гражданского общества. Если государство стремится распространить свою волю и власть в виде утвержденного им правопорядка на гражданские отношения, то общественные институты, развивая самоуправление ограничивают притязания государственной власти на расширение правового пространства, либо даже "завоевывают" себе некоторые дополнительные секторы социальных отношений, где достаточными являются неюридические правила поведения людей. Противоречивое взаимодействие государства и гражданского общества образует также поле конфликта.

 

Право исторично: каждой эпохе, каждой социально-политической системе свойственна своя система права и специфический тип правосознания. Переход от одной системы к другой - всегда процесс конфликтный. На его поле происходит главным образом столкновение права с правом, и складывается ситуация, требующая применения силы (в большинстве случаев). Феодальное право не ушло из жизни добровольно, а было сметено буржуазной революцией. Право, просуществовавшее в России триста лет (эпоха династии Романовых), было ликвидировано Великой Октябрьской революцией, хотя и не было заменено институтом правового государства. Августовский (1991 г.) переворот в бывшем Советском Союзе ознаменовался разрушением основ советской системы права. В стране стала создаваться либерально-демократическая система, соответствующая прежде всего интересам нарождающейся российской буржуазии. Современное поколение

 

255 ________Лекция 6

 

россиян - свидетель острой борьбы за новую систему права, выливающуюся даже в насильственное столкновение конфликтующих сторон, как это произошло в сентябре-октябре 1993 г.

 

Непосредственным предметом конфликта, ядром его поля при переходе от одной системы права к другой становится конституционный процесс и процесс легитимации новых правоотношений. Политическая история бывшего Советского Союза служит иллюстрацией порядка узаконивания (легализации) установленного революцией общественно-политического устройства. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. обозначили различные исторические этапы становления и развития советской политической и правовой систем. Им были присущи как позитивные моменты, выражающие демократические потребности и правовые ориентации общества, так и негативные стороны общественных отношений, характерные для авторитарного режима. Конституционный процесс в постсоветской России отличается тем, что он являет собою поле борьбы между группировками либерально-демократических и либерально-консервативных сил, пришедших к власти, а также в целом "партии власти" с народно-патриотической и коммунистической оппозицией режиму. Что касается содержания самой борьбы, то его образует конфронтация, а точнее столкновение конституционных норм (в том числе некоторых, присущих бывшему государственному строю) общенародного значения и относящихся к отдельным сферам жизни (экономической, социальной и др.), норм общегосударственных и так называемого местного, регионального законодательства. Примером такого рода могут служить конституционные принципы, провозглашенные рядом республик, противоречащие Кон-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.