Обратная связь
|
Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 9 глава
Основы конфликтологии 148
ства определяется осознанием своей внутренней общности. Такое осознание осуществляется в идеологии, через идеологию. Не будучи подкрепленными идеологией, общечеловеческие ценности превращаются в фетиш, не способный помочь в разрешении социальных конфликтов.8 Отказавшись от идеологии, общество не сможет быть единым целым и выполнять свои функции, осуществляемые социальными группами.
Анализ социальных конфликтов как взаимодей
ствия противоположных больших социальных групп
не должен уводить нас от индивидуализации таких
конфликтов. Суть проблемы заключается в нахож
дении взаимосвязи двух концептуальных линий в
понимании социального конфликта, наметившихся
в западной литературе еще со времени Э.Дюркгей-
ма: признания лишь индивидуальных конфликтных
ситуаций и противоположной ей, идущей от Марк
са - ставке только на макроконфликты между боль
шими социальными группами, в частности, класса
ми. Принципиальный шаг по пути синтеза этих ли
ний осуществлен в том, как показано ранее, что
современная теория отказалась от жесткой дихото
мической модели классового конфликта, признав
закономерность плюрализма социальных групп.
Другая сторона проблемы - не только социальная,
но и гносеологическая (теоретико-познавательная):
в сведении социального к индивидуальному и, на
оборот, индивидуального к социальному. Ч
Социальные конфликты как столкновение круп-ных социальных групп по поводу реализации их противоположных интересов, связанных со статусами, реально осуществляются в виде групповых, организованных взаимодействий индивидуальных агентов. Общий интерес или общая позиция, отста-
149_____________Лекция 4
иваемая социальной группой, становится реальностью для каждого члена этой группы в той мере, в какой а) выражает взаимную зависимость индивидов в жизненном пространстве в рамках социальной структуры, способа совместной деятельности и культурной среды; б) будучи интернализованной, превращается в социо-культурную матрицу мотивации поведения и деятельности; социализация индивида есть процесс перехода социального в индивидуальное; в) воплощается в системе общественной власти, в границах индивидуальных прав и свобод каждого.
Таким образом, социальное как общее существует через индивидуальное и в индивидуальном. Социальный конфликт - это конфликт по поводу общезначимых интересов, ценностей, позиций, наконец, условий жизни. Там, где между группами или индивидами имеет место борьба, связанная с защитой общезначимых интересов, проявляется социальный конфликт. В таком случае он составляет часть, элемент более масштабного конфликта, а не ограничен рамками только индивидуальных столкновений.
Индивидуальный агент конфликта выступает носителем социального, если: он 1) часть реально действующей группы, участник совместного с другими членами группы противоборства; 2) рассматривает и групповые ценности как свой общий интерес, солидарен с группой во взглядах, являющихся предметом дискуссий; 3) представляет группу, общность; 4) его действия оцениваются другими членами группы и им самим как направленные на защиту общих интересов и позиций; 5) если мотивы деятельности индивида принимаются за мотивы деятельности общности.
Основы конфликтологии 150
Социальный конфликт как столкновение больших общественных групп реально проявляется в массе индивидуальных действий, поступков, событий. Однако в этом многообразии действий и поступков реализуются общие цели и позиции через совместные действия людей. Анализ конфликта как столкновения крупных групп, как явление социального позволяет выявить в лабиринте общественных и индивидуальных противоречий, в смене борьбы и согласия, изменения и стабильности, прогресса и упадка основную, линию общественного процесса и оказывать на нее влияние, дает предвидение негативных и позитивных последствий конфликта.
Сведение индивидуальных столкновений к социальным не означает игнорирование воли и инициатив отдельных агентов, поскольку общая борьба слагается из их совокупных действий. Тем не менее действие каждого индивида интегрируется в общий конфликт, если оно социально значимо, т.е. вписывается в общую борьбу социальных групп.
Концепция индивидуализации социального конфликта, его так называемой приватизации, приводит к отрицанию возможности крупномасштабных социальных противоречий и связанных с ними коллизий. Это - точка зрения консервативного плана тех теоретиков и политологов, которые делают ставку не на изменение системы, а на ее стабилизацию, на сохранение равновесия. Противоположная концепция - признание возможности крупномасштаб-ных социальных конфликтов - ориентирует прак-тику на изменение и развитие системы, в ходе которых разрешаются возникшие конфликты.
151 _______Лекция 4
2. Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.
Одним из типов социального конфликта является классовый конфликт. Насколько актуальна проблема классового конфликта в современную эпоху? Ответ на этот вопрос требует конкретного подхода в анализе социальных структур различных систем и стран. За очевидную истину можно признать лишь тезис, отвергающий жесткую дихотомическую модель классового конфликта как единственного, судьбоносного для любого общества, неизбежно приобретающего взрывной характер. Современная конфликтология не отрицает классовый конфликт как таковой. Однако, во-первых, понятие класса трактуется неоднозначно, чаще всего не связывается с объективными различиями социальных групп, детерминированными их местом и ролью в системе экономических отношений. Во-вторых, классовый конфликт не отождествляется с классовой борьбой, завершающейся социальной революцией. Современный классовый конфликт, если он и признается, то в любом понимании рассматривается западными авторами как институционализирован-ный и регулируемый конфликт между предпринимателями и рабочими, в котором ни одна из сторон не стремится полностью устранить противоречия интересов путем революционных изменений.9 В-треть-иx, в демократических странах классовая борьба институционализирована в форме выборов в орга-ны власти (Липсет С.). В-четвертых, классовый конфликт признается одним из многих конфликтов в обществе.
Понятие класса в настоящее время используется многими социологами, политологами и конфликте-
Основы конфликтологии____
логами. Выше говорилось о позиции Бурдье П., отрицающего реальность классов как крупных социальных групп. Американский социолог и политолог Липсет С. подчеркивает значимость для функционирования демократии взаимоотношений между политическими партиями и "такими типами раскола, как классовые, профессиональные, региональ-ные, этнические и религиозные различия...".10 Он пишет о "классовой структуре", "классовых партиях", понимая под этим "раскол", различия между общественными группами по социальному положению, уровню дохода и степени власти, т.е. стратам. Им используется понятие "рабочий класс", который является опорой для коммунистических и левосоци-алистических партий. В то же время Липсет G. от-мечает сложность (многомерность) стратификационной системы современного общества. Он признает, что более либеральные или левые партии пользуются непропорционально большой поддержкой со стороны малоимущих, рабочих, крестьян-бедняков, людей недостаточно образованных и других групп с низким общественным статусом. Однако эта связь допускает многочисленные исключения; имеют место отклонения от установленного соотношения между поддержкой той или иной партии и любым данным показателем классового положения.11 Выводы Липсета С. подтверждаются опытом европейских стран. Здесь, как известно, остаются "левые" и "правые" социально-политические силы, сохраняются коммунистическое и социалистическое движения, выражающие и защищающие интерес", в том числе классовых, различных социальных групп. Последние выборы президента Франции, в частности, показали, сколь острым сохраняется конфликт между левыми и правыми политическими
153 _______Лекция 4
силами, хотя, конечно, он далеко не такой, каким был в периоды французских революций.
В материалах XIII Международного социологического конгресса многократно встречаются понятия "социальные", "классовые" различия, а также "рабочий класс" и тем более - "средний класс". Так что, преждевременно утверждать, как это делает Дарендорф, что современный социальный конфликт - это "послеклассовый конфликт" и что в некоторых странах, по мнению немецкого политолога, хотя и жив "язык классового конфликта", но даже в них якобы классовое деление общества в традиционном смысле слова не является основой конфликта.12 Тем не менее мысль Дарендорфа о качественном изменении современного социального конфликта в принципе верна.
Немецкий конфликтолог сам не предает забвению понятие "класс", а вкладывает в него иное содержание. Это - "большинство", "класс большинства", но необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно "удобное" существование, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. "Класс большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие правящие классы".13 В современном обществе, пишет Дарендорф, "в определенном смысле случилось прямо противоположное" тому, о чем писал Маркс.. "подавляющее большинство людей обрело относительно удобное существование ... проводит границы, оставляя кого-то за их пределами". "Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы "впустить" только тех, кто приемлет их ценности".14 Причем, "класс большинства" проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец-
Основы конфликтологии 154
кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта. Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы.
Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению Дарендорфа, заключается в том, что из всех его видов суть процессов, происходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и гражданскими правами, или иначе - "между ресурсом и притязаниями". Современная, форма воплощения конфликта -"аномия", что означает временную утрату социальными нормами своей действенности в результате экономического или политического кризиса. Это
- "конфликт культуры" (Мертон), когда люди в силу своего общественного положения не способны подчиняться ценностно-нормативной системе общества.
Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно распространение конфликт на расовой основе. Подобное явление - шаг назад в истории развития гражданского общества.
О овоеобразии современного социального конфликта, характерном, по крайней мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В
-частности, французский социолог Турен А. отмечает, что формирование постиндустриального общества стимулирует восприятие и изучение новых акторов и их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован какПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН-
центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное действие, характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или адаптирование слабого элемента социальной системы.
155 Лекция 4
2) Социальные конфликты - механизмы изменения принятия решений, т.е. политические. Это - социальная борьба.
3) Конфликтные действия, направленные на изменение системы социального детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся главнейших ресурсов общества (знаний, производства, этических норм). Это - социальное движение.
Во всяком конфликте имеет место не только борьба за господство, но и за ценности, за доминирование определенной культурной модели.
Турен А. особо рассматривает социальное движение как тип конфликта. Он отмечает, что социальное движение - не только конфликт, но также привнесение в общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут конструировать себя из любой социальной "смеси". Стало быть, они носят не только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений - они "чисто социальные" и "диффузные", тогда как рабочее движение в прошлом было концентрированным. Автор подчеркивает различие социальных и политических движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность первых политическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и политического движения как революционного процесса было порождено идеей социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время занимает центральное место в общественном процессе и является базовым условием демократичности политической ЖИЗНИ.16
Основы конфликтологии 156
Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно которой конфликтные отношения, обусловленные классовым "расколом", вытесняются более ограниченными и более специфическими отношениями групп по интересам. Высокая социальная мобильность в развитых странах (вертикальная и горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Общество не поляризируется по линии одного противоречия и одного основополагающего конфликта. Такое общество социально плюралистично; ему присущи многие противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым.
Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует совокупность взаимопересекающихся интересов. Противоречия здесь размежевывают общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в жизнедеятельности этих групп при идентичности их сущности. Общественные силы в демократических системах находятся в разнокачественных, разноплановых связях между собой. Одни из этих связей выступают как противоречия, а другие - нет. Словом, противоположности в одном отношении перекрываются единством в другом. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в постоянно взаимоисключающие полярности. Описанные противоречия и возникающие на их базе конфликты, как правило, не являются насильственными,.
Стратификация общества, противоречия, укоренившиеся в ней - источник конфликтов, характерных для экономически развитых, устойчивых государств. Здесь, как утверждает Липсет С., в обычай вошла "политика коллективного торга" - борьба вокруг дележа всего экономического пирога, вокруг
157_____________Лекция 4
установления объема социального обеспечения и планирования и т.д.17
В развивающихся странах в дополнение к конфликтам, связанным с классовыми различиями, существенную роль, по мнению Липсета С., играют культурные или глубокие ценностные конфликты. Конфликтогенным фактором в этих странах выступает модернизация. Ее высокие темпы, в частности, в мусульманских странах, способствуют экономической, политической и социальной поляризации общества, обострению отношений между сторонниками традиционных норм (консерваторами, фундаменталистами) и приверженцами модернизации, которые приветствуют и отстаивают происходящие изменения. Кроме того, модернизация несет с собой и другие конфликты, детерминируемые ее неоднозначными последствиями.
С одной стороны, она вызывает процесс субъек-тивизации социальной деятельности человека, а вместе с этим и новые формы отчуждения; с другой стороны она обусловливает формирование новых социальных групп и слоев, вовлечение их в активную общественную жизнь. Проблема индивидуализации и обобществления конфликта проявляется и здесь. Национально-этнические конфликты - одно из главных противоречивых последствии модернизации.
Наличие насильственных локальных конфликтов во многих странах показывает, что время социального антагонизма еще не миновало. Поэтому не сошел со страниц научной литературы и термин "социальный антагонизм", обозначающий определенный тип социального конфликта.
"Антагонизм" как понятие общественной науки разработан марксизмом. В марксистской традиции
Основы конфликтологии 158
Данное понятие обозначает непримиримее классовое противоречие, проявляющиеся в классовой борьбе. Признаками социального антагонизма являются: субъекты - классы или иные большие общности и образования (нации, государство) с взаимоисключающими коренными интересами; непримиримость интересов, позиций и ценностей, взглядов, целей и ориентации; насильственные методы борьбы; подавление или уничтожение одной стороны другой вместе с ликвидацией социальной основы ее существования, а стало быть и того социального единства, в рамках которого возникли и существовали антагонистические противоположности; качественное изменение социальной системы как результат разрешения антагонизма крупных социальных групп.
Вне марксистской литературе понятие "антагонизм" используется в более ограниченном смысле: как обозначающее любой враждебный, требующий применения насильственных средств, конфликт. Это могут быть межличностный или групповой, межгрупповой, этнический и прочие конфликты. Отдельные конфликтологи и социологи применяют понятие "антагонизм", близкое по смыслу к марксистскому, для характеристики общественных систем с одним противоречием. Имеется в виду одно основное противоречие, раскалывающее общество на противоположные лагери.
Скажем, в настоящее время в мире существуют самые разнообразные социумы. Это - моноконфликтные (с одним социальным противоречием и конфликтом) и поликонфликтные (со многими, пересекающимися или накладывающимися друг на друга конфликтами), с социальноклассовыми антагонизмами как доминирующими типами конфлик-
159 Лекция 4
та и смешанными типами конфликта, где социальный антагонизм - лишь один из видов конфликта, не оказывающий судьбоносного влияния на процесс общественной жизни. В таких обществах постоянно происходит взаимопереход антагонизма в неантагонизм - конфликт, порождаемый разнообразными частными или групповыми интересами в рамках общих интересов и одобряемого всеми социального единства. Переход антагонизма в неантагонистический конфликт означает качественное изменение конфликта и переоценку его места и роли противоборствующими субъектами и обществом. Речь идет о переходе к конфликту со слабой интенсивностью, с ограниченной масштабностью действия и локальными последствиями, о борьбе ненасильственными средствами с преобладанием конструктивного влияния на конфликтующих субъектов и окружающую среду, наконец, о переходе к управляемому конфликту и возможности его институцио-нализации, рационализации и разрешения на основе принципа демократии при сохранении данной социальной системы.
Перевод социального антагонизма в русло неантагонистического конфликта возможен при такой системе, где существуют условия для достаточно массовой социальной мобильности, где реален социальный плюрализм и налицо значительные средние слои населения. И, конечно же, в демократических системах, обеспечивающих институционали-зацию конфликтов, а также конструктивное их разрешение.
При наличии кризисной ситуации или близкой к ней происходит перерастание неантагонистических конфликтов в антагонистические.
Основы конфликтологии 16О
Самое существенное в этом процессе - углубление конфликта, качественное изменение его основы. Конфликтная линия, разделяющая противоборствующих субъектов, в этом случае определяется образовавшейся противоположностью основных социальных интересов. В свою очередь такая противоположность детерминируется сложившейся ситуацией: экономической, социально-политической и пр. Антагонизм всегда предполагает тенденцию распространения противоборства на многие слои населения, вызывает поляризацию социальных субъектов, дезинтеграцию общества и стимулирует аномию как форму воплощения конфликта.
3. Социальный конфликт в современной России.
При всем уважении к своей стране нельзя не согласиться с характеристикой нынешнего состояния ее социальных отношений, данной известным русским философом и писателем Зиновьевым А. Это - посткоммунистическое образование, представляющее собой не какую-то новую общественную систему, не какой-то тип системы, а некоторое хаотическое и эклектическое образование, попытка организации "продуктов распада в некое подобие целостного существа". Российское общество сегодня есть "социальный урод", сочетающий в себе "обломки коммунизма, имитацию допотопного капитализма, реанимацию феодализма, легализированную преступность и кустарщину".18 Официально такое состояние называют переходным периодом, что даже признано в некоторых международных документах. Возможно, что качество переходности в постсоветской России доминирует. Однако оно весьма своеоб-
161_____________Лекция 4
разно, поскольку речь идет в значительной степени о реставрации таких капиталистических структур и отношений, которых в современных развитых странах нет, при одновременном разрушении всего позитивного, созданного за семьдесят лет трудом одного из талантливых народов земли.
Конфликтогенную ситуацию в социальных отношениях в России невозможно отнести к какой-либо описанной в научной литературе системе конфликтов. Это - и не отношения послеклассового конфликта, проанализированного Дарендорфом Р., и не структурно-функциональные конфликты, связанные с уклоняющимся поведением, описанные Парсон-сом Т. Это - наконец, и не классические классовые конфликты между буржуазией и рабочими, открытые марксизмом.
Российское общество, переживающее глубокий системный кризис, характеризуется наличием разнородных зон социального конфликта, связанных с осколками госсоциализма, с нарождающимся примитивным капитализмом, реставрируемым дореволюционным прошлым и заимствуемыми элементами западно-европейских социальных структур. На всех этих зонах лежит печать российского менталитета, характеризующегося единством противоположных свойств в русском народе: деспотизма, гипертрофии государства и анархизма, неуважения закона; жестокости, склонности к насилию и вместе с тем доброты, человечности, мягкости; поисков истины, правды; коллективизма и обостренного сознания личности, индивидуализма; революционности и консерватизма; интернационализма и шовинизма; религиозности и воинствующего безбожия. Бердяев Н. писал, что русским народом можно очароваться и разочароваться, от него можно всегда ожи-
Основы конфликтологии 162
дать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть.19 Иностранцы, замечает русский философ Лосский Н., часто подчеркивают страстность и экстремизм русских; "неумение идти средним путем, отсутствие меры".20 Последнее замечание особенно важно при анализе конфликтного поведения соотечественников.
Обилие зон конфликта не означает, что в нашем обществе нет сегодня главной зоны, определяющей конфликтной линии. Она есть и, к сожалению, это - антагонизация социальных, экономических и политических отношений, обусловленная углублением социальной дифференциации общества и социального неравенства; биполярная социальная структура как крайний вариант ее асимметричного строения и прямо связанный с этим классовый конфликт все больше становятся ведущей тенденцией социального процесса в стране, решившей вернуться, по воле, в основном, элитной части населения, к капиталистической системе.
Язык классового конфликта начинает звучать все громче в недовольстве более трети населения, оказавшегося на грани или за чертой бедности, в возмущении вопиющей социальной несправедливостью, выраженной в том, что расслоение общества по доходам превысило показатели, предельно допустимые для стабильных государств: вместо десятикратной разницы в доходах самых богатых и самых бедных сдоев населения, свойственной большинству развитых стран, в России на конец 1994 г. 10% наиболее обеспеченных слоев населения получили доходы, в 1-5 раз превышающие доходы наименее обеспеченных. Разрыв в уровнях зарплаты десятой части наименее оплачиваемых работников
163 _________Лекция 4
и десятой части наиболее оплачиваемых достиг 27 раз.21
Еще недавно, летом 1992 года, на заседании Конституционного суда в Москве по делу об Указах Президента РФ и по вопросу о конституционности КПСС адвокат Макаров, представлявший сторону Президента, со всей серьезностью, в обвинительном тоне спрашивал одного из свидетелей со стороны бывшей КПСС, не означает ли его рекомендация как автора одной из книг подходить к оценке любого социального факта с классовой точки зрения "пропаганду социальной розни".22 "Сегодня же этот вопрос звучит просто наивно. Все средства массовой информации говорят и пишут о "старых" и "новых" русских. Утверждающийся режим и социальный строй опираются не на "старых", а на "новых" русских, на класс новых собственников, которых в стране абсолютное меньшинство. Создается политическая партия власти, пока в виде избирательного блока "Наш дом Россия". И никто не собирается обвинять его организаторов в "разжигании социальной розни". В обществе, где взят ориентир на социальную дифференциацию и социальное неравенство, где частная собственность, вопреки российскому менталитету, провозглашена священной ценностью, такой процесс закономерен.
Однако есть надежда на то, что утверждавшаяся в советское время, хотя и зачастую негодными средствами, линия на развитие социальной однородности общества и отношений коллективизма, товарищеского сотрудничества различных слоев населения оставила свой след, и эти отношения будут сдерживать, ограничивать расширение сферы социального антагонизма. В обществе теперь и в перспективе антагонистическая линия социального кон-
Основы конфликтологии 164
фликта будет сочетаться с неантагонистическим конфликтом. Стабильность общества будет зависеть от того, насколько властям удастся разумно сочетать эти типы конфликтов, регулировать их в рамках конструктивности. Поэтому в настоящее время напрасно правящие круги и обслуживающие их СМИ стремятся вытравить из памяти масс традиционные для россиянина ценности - коллективизм, социальную справедливость и солидарность. Голый индивидуализм, идеал "золотого тельца", погоня за наживой и другие "новшества", заимствованные не из лучших сторон буржуазного общества, едва ли привьются большинству российского народа.
Конфликт коллективизма и индивидуализма - характерный тип конфликта для современного российского общества. Он выражает собой более глубокое противоречие нынешнего этапа - между остатками социализма и утверждающимся капитализмом. Особенно отчетливо данное противоречие проявляется в сельских обществах, где еще достаточно сильны позиции коллективных хозяйств и соответственно коллективного образа жизни, и вместе с тем властями стимулируется фермерство - индивидуальный тип хозяйства, основанный на применении наемного труда и его эксплуатации. Классовый конфликт в России пока не приобрел своей типологической четкости, подобной тому, как это было на рубеже XIX-XX вв. И, наверняка, он не станет таковым в постсоциалистический период еще и потому, что в перспективе под влиянием технического прогресса будет возрастать социальная мобильность населения. Нельзя сбрасывать со счета и возможности развития среднего класса, обзаводящегося некоторой долей приватизированной госсобственности. Уже теперь (а в дальнейшем еще в
165_____________Лекция 4
большей степени) на социальный фон конфликтно-сти влияет установка значительного числа населения на индивидуальное приспособление к обстоятельствам, стремление любыми путями выжить, извлечь из сложившихся условий выгоду для себя, пренебрегая общими интересами, заботой о судьбах страны, ее престиже и т.п. Иными словами, действует фактор индивидуализации, российской "приватизации" общественного конфликта как противоположность тенденции классовой поляризации общества. Насколько глубоко проникнет в поры страны подобный процесс, достигнет ли он уровня, свойственного современным развитым странам, сказать пока трудно. Еще раз подчеркиваем, что в социальный процесс вносит и будет вносить свои коррективы коллективизм, солидарность, привычка мыслить социальными категориями и связывать свою судьбу с общественными идеалами, пусть подчас и утопическими, укоренявшимися в сознании и поведении людей в советскую эпоху.
|
|