Понятие и виды муниципально-правовых норм Муниципально-правовые нормы – это нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Нормам муниципального права свойственны все общие черты, характерные для норм других отраслей права. Нормы муниципального права имеют свои особенности.
1) многие муниципально-правовые нормы одновременно принадлежат к различным отраслям права.
2) складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой - из общеобязательных правил поведения, определенных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов местного самоуправления.
3) муниципально-правовые нормы охватывают своим регулятивным воздействием широкий круг общественных отношений во всех сферах местной жизни.
Норма муниципального права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть муниципально-правовой нормы, которая указывает на условия ее действия. Так, например, ч. 5 ст. 22 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что, «если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора». Условием назначения факта местного референдума судом является факт неназначения его представительным органом муниципального образования в установленные сроки.
Гипотеза муниципальной нормы может быть
А) простой (указывает на одно необходимое условие действия нормы. Пример выше)
Б) сложной (необходимо сочетание сразу нескольких условий. Так, например, ч. 1 ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что представительный орган муниципального образования может быть распущен, если «соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт).
В) альтернативной (действовать, если существует хотя бы одно из перечисленных в законе условий. Согласно статье 30 в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Диспозиция – основная часть муниципально-правовой нормы, именно в ней устанавливаются собственно правила поведения субъектов. Без диспозиции норма бессмысленна. Диспозиция предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей, как бы она ни была сформулирована.
В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть простой, сложной и альтернативной (по аналогии).
Санкция – часть правовой нормы, указывающая на меры воздействия, применяемые к лицу, которое не исполняет муниципально-правовую норму.
Классификация муниципальных норм:
1. По юридической силе они подразделяются на нормы конституционные, имеющие высшую юридическую силу, и неконституционные, содержащиеся в иных правовых актах.
2. По объекту правового регулирования выделяют нормы, регулирующие местное самоуправление как форму народовластия; правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления; формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в решении вопросов местного значения; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. По территории действия нормы муниципального права могут быть международными (т.е. действующими на территории государств – членов Совета Европы), федеральными (субъектов Российской Федерации), а также местными (действующими на территории муниципального образования).
4. По характеру содержащихся в них предписаний нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
5. В зависимости от метода правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы права.
Императивные нормы требуют неукоснительного соблюдения содержащегося в них правила поведения (предписания, запреты).
Диспозитивные нормы предполагаю некоторую свободу участников правоотношения, возможность выбора ими иных вариантов поведения, помимо предусмотренных в нормах. Широко они представлены в гражданском праве.
Поощрительные нормы закрепляют меры поощрения за определённый вид поведения. Например, поощрительными являются нормы о почётных званиях и т.п.
Рекомендательные нормы адресуются различным участникам общественных отношений, предлагая им варианты наиболее предпочтительного с точки зрения интересов государства и общества поведения.
Реализация муниципально-правовых норм
Реализация муниципально-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения, то есть проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений.
Выделяют следующие формы реализации:
Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
Соблюдение – воздержания от действий запрещаемых исходя из содержания субъективной обязанности.
Использование – это осуществление управомоченной стороной предоставленных юридических возможностей.
Применение – издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Прерогативой соответствующих субъектов муниципальной власти.
|