Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Оценки стрессогенности ПТС на разных этапах профессионализации ИТР

 

 

Приведенный пример демонстрирует возможности использования шкалы стрессогенности ПТС для оценки стрессового контекста ситуации и последующей разработки рекомендаций по оптимизации организационной среды и адаптационных программ с учетом возрастного этапа профессионализации.

 

Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС)

 

Н. Водопьянова

Вводные замечания

Шкала ОТНС построена на основе трансакционной теории стресса, согласно которой стрессовое реагирование (стрессовая динамика) детерминируется первичной и вторичной когнитивной оценкой ситуации. При первичной оценке решается вопрос об угрожающем характере ситуации: в какой мере данная ситуация определяет «потери» или «угрозу потери»? При вторичной оценке – вопрос о ресурсах возможности справиться с ситуацией (копинга): какие есть возможности (внешние и внутренние ресурсы) для избавления от опасности, снижения вероятности потерь, изменения ситуации или адаптации к ней? Понятно, что первичная оценка может влиять на вторичную и наоборот. Однако оба вида оценочных процессов касаются разных аспектов стрессогенной ситуации и связаны в некоторой мере с разными источниками информации.

Как и в случае первичной оценки, отнюдь не предполагается, что в процессе вторичной оценки индивид занят продолжительной рефлексией ситуации, хотя это может иметь место. Процесс этот часто происходит почти мгновенно. Кроме того, индивид может не осознавать в полной мере как свои оценки, так и факторы, на основе которых они производятся. Первичная и вторичная оценка детерминирует эмоциональные реакции и копинг, которые, в свою очередь, оказывают влияние на динамику изменения последующих когнитивных оценок ситуации – субъективную репрезентацию. Методика содержит три субшкалы первичной когнитивной оценки профессионально–трудных ситуаций (ПТС), соответствующих основным типам стрессовых ситуаций («потеря», «угроза», «вызов»), и пять субшкал вторичной оценки ситуации относительно собственных ресурсов. Получаемые с помощью шкалы ОТНС восемь параметров когнитивной репрезентации могут быть использованы для категоризации (таксономии) стрессовых ситуаций, расчетов их комплексной оценки стрессогенности и выявления наиболее сильных ситуационных детерминант рабочих стрессов. На основании этого производится разработка мероприятий по профилактике или минимизации стрессовых ситуаций для конкретных лиц или профессиональных групп.



Оценке подвергаются те ситуации, которые при пилотажном исследовании (первичное анкетирование или интервью) были выделены работниками как трудные, стрессовые, проблемные, конфликтные и др. Это может быть одна ситуация или несколько.

Шкала ОТНС

Инструкция:пожалуйста, оцените типичные для вашей работы (или для организации) затруднительные ситуации («X», «Y»и др.) с помощью нижеописанных параметров. Для этого в каждой строке поставьте «+» в той ячейке, пространственное расположение которой ближе всего отражает ваше мнение о ситуации.

Бланк для ответов для ситуации «X»

 

 

Обработка результатов и их интерпретация.В соответствии с «ключом» подсчитывается общий показатель стрессогенности ситуации «X» как среднее значение всех субшкал или отдельные показатели по каждой субшкале: «степень угрозы»; «степень утраты/потери»; «степень вызова или несправедливости»; «возможность контроля»; «сложность понимания и управления ситуацией»; «автономность ситуации»; «повторяемость»; «осведомленность (опыт)».

«Ключ»

 

 

Анкета «Эмоционально–напряженные ситуации» (ЭНС)

 

Е. Борисова, Е. Старченкова

Вводные замечания

Анкета ЭНС может быть использована для анализа структурных и содержательных характеристик ПТС с помощью контент–анализа описанных реципиентами профессионально–трудных ситуаций, для оценки эмоциональной напряженности (стрессогенности), определения наиболее характерных способов преодолевающего поведения и их продуктивности.

Анкета ЭНС

Инструкция:вспомните и опишите самую неприятную ситуацию на работе, которая произошла в последнее время и вызвала напряжение и негативные переживания. Не указывайте конкретных имен.

1. С кем была связана данная ситуация, кто был ее участником (коллега, начальник, клиент и т. д.)

______________________________________________________________________________

2. Пожалуйста, опишите ситуацию (опишите подробно, что происходило)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Какие чувства вы испытывали в ходе этой ситуации? Отметьте значком соответствующий ответ.

 

 

4. Кто, по вашему мнению, был ответствен за случившееся, явился его причиной (из–за кого или из–за чего это случилось)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. Существует много реакций на это событие. В какой мере вы их применили? Отметьте галочкой соответствующий ответ. Дополните ответ там, где это необходимо.

 

 

6. В какой мере была решена проблема ситуации? Отметьте галочкой соответствующий ответ:

«полностью»__ «частично»__ «практически нет»_

«усложнилась»_.

Почему?_____________________________________________

______________________________________________________________________________

7. В чем состоят, на ваш взгляд, последствия данной ситуации?

Положительные:

1) ______________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________

3) __________________________________________________

Отрицательные:

1) ______________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________________

8. Оцените произошедшую ПТС по следующим параметрам. Для этого обведите кружком соответствующий ответ по каждой шкале (табл. 4.4).

Таблица 4.4






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.