Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Стадии антогенетического развития психики ребенка (по Валлону)

1. Стадия внутриутробного развития. Развитие ребенка полностью зависит от состояния матери. С 6 месяцев плод реагирует на физиологическое, психическое и эмоциональное состояние матери. В этот период закладывается тип темперамента ребенка и его музыкальные задатки.

2. Стадия моторной импульсивности (0-3 месяца). На этом этапе определяющими являются витальные потребности (жизненные) и этим потребностям подчиняется вся двигательная потребность ребенка, но так как моторно-двигательная деятельность не налажена, система не сформирована, то движения являются на этом этапе импульсивной реакцией на внешние раздражения.

3. Стадия эмоционального общения. (2-3 – 6 месяцев). Период функционирования первых эмоций и эмоциональных средств общения со взрослыми (поза, мимика, голос). Эмоциональная сфера играет ведущую роль в формировании психики ребенка. Первой эмоциональной реакцией является первый крик новорожденного (негативный). Первая положительная эмоциональная реакция – улыбка свидетельствует о необходимости в социальном общении. На этой стадии происходит формирование у ребенка уверенности в себе и положительного отношения к себе (если преобладают положительные эмоции), таким образом, на этой стадии закладывается потребность в общении как первая социальная потребность и начинается социализация личности.

4. Стадия эмоционально-моторная (6-7 месяцев – 1 год). Максимума достигает потребность в общении; процесс общения становится двухсторонним. Ребенок перенимает особенности стиля поведения взрослого. Ребенок начинает овладевать своими эмоциями, и он сам способен вызывать эмоции; оформляются участки произвольного контроля. Произвольность формируется в эмоциональной, а потом в моторной сфере.



5. Сенсомоторная стадия. (от 1 до 3-х лет). Основная деятельность – манипулирование с предметами. Для целенаправленности развития моторики необходимо, чтобы взрослые показывали ребенку возможности манипулирования с предметами и давали ему. При этом необходимо демонстрировать ребенку такие формы манипулирования, которые являли бы социальные функции этих предметов. Для этой стадии характерна самостоятельность ребенка, активность, желание быть большим. Ребенок начинает ходить, что снимает зависимость от взрослых; интенсивно развивается речь. К трем годам ребенок хорошо формирует вопросы, чтобы расширить социальные функции предметов окружающего мира. В результате имитирующей деятельности ребенок начинает выделять себя из окружающих (я и другие). На этом этапе это разделения альтер-эго, учится говорить «нет». Эгоцентрическая речь. Сам себе описывает что он и как он, зачем делает. Благодаря этому описанию организовывает деятельность и контролирует.

6. Стадия персонализма (от 3-х до 5-ти лет). Ребенок осознает, что он является субъектом определенных действий и желаний. Начинает выделять себя как причину изменений, которая происходит в окружающем мире это пик стремления к самостоятельности, происходит переход чувств ребенка во внутренние планы. Эмоциональная окраска не снимается и проявляется в том, что к 5-ти годам формируются детские фантазии, в основе которых лежат внутренние эмоциональные переживания.

7. Стадия различения (6 – 11 лет). Развивается умение контроля действиями, эмоциями, формируется внутренний план действий, это подготавливает ребенка к умению учиться. Функционирование на этом этапе познавательной направленности является одним из условий развития его личности. Ведущим условием для развития ребенка является та система социальных отношений, в которую он включается с поступлением в школу. Наиболее важно общение со сверстниками.

8. Стадия полового созревания и юности (11 – 15 лет). Наиболее изученная стадия. На этой стадии характерна неуравновешенность, неустойчивость эмоциональной сферы колебания самооценки. Характер кризиса зависит от взаимоотношений с ребенком. Чем менее подавлен ребенок – тем выше его самооценка. Духовные потребности формируются на этом этапе. Формируется чувство взрослости.

В качестве основных факторов психического развития представители французской школы выделяют:

1. деятельность как преобразующую активность, предметно-манипулятивной и учебную;

2. общение как форма взаимодействия ребенка с окружающими людьми: эмоциональное, речевое, общение в коллективе;

3. физическое созревание.

 

ЛЕКЦИЯ 7. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ З. ФРЕЙДА

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидозную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии – это стадии генеза психической течения жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.

Оральная стадия (0-1 г.). Характеризуется тем, что основной источник удовлетворения сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона ¾ рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по Фрейду, тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы ребенок мог выразить свои переживания, то это было бы признание, что сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни.

Источником выделения объекта являются ограничения матери при уходе за ребенком. По Фрейду, различение между внутренним и внешним достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине стадии добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидозную потребность ребенка. Мать не позволяет кусать свою грудь → стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

У новорожденных нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». «Я» - часть «Оно». Ребенок выделяет мать из внешнего мира, так как ее отсутствие является отсутствием наслаждения.

На этой стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. По Фрейду, уже здесь люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 г.) тоже состоит из двух частей. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Здесь ребенок сталкивается с запретами, и внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, следовательно развитие приобретает конфликтный характер.

Полностью формируется инстанция «Я» и способна контролировать импульсы «Оно». «Я» научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью.

Социальные запреты, наказания, принуждения родителей, страх потерять их любовь заставляет ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я» как часть «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей.

Особенности характера: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию и, как следствие, отношение ребенка к естественным телесным процессам.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризуется высшей степенью детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной являются генитальные органы. Сексуальность становится предметной. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - родители. Либидозную привязанность ребенка к родителям противоположного пола Фрейд назвал «эдиповым комплексом» для мальчика и «комплексом Электры» для девочки.

Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление «эдипова комплекса» играет важную роль для психического развития ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

Черты личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) ¾ снижение полового интереса. «Я» полностью контролирует «Оно», будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений: все эрогенные зоны объединяются и подросток стремится к первой цели ¾ нормальному сексуальному общению. На этой стадии «Я» должно бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Может вновь возникнуть «эдипов комплекс», толкающий юношей к гомосексуализму. 2 новых защитных механизма: аскетизм и интеллектуализация.

Во взрослости характер ребенка определяется процессами развития его «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие по Фрейду происходит с помощью сублимации. При вытеснении, регрессии, фиксации рождается патологический характер.

 

Значение теории Фрейда.

Динамическая концепция.

Для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Л.С. Выготский: «Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности. Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия, было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию. Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии: психологию искусства, этическую психологию. Сексуальность превратилась в метафизический принцип: «Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше». Найденное Фрейдом решение я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.