Обратная связь
|
ИНДИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ II тыс. ПОЛОЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ II тыс. Экономика. Происходило дальнейшее развитие агрикультуры, которая в Индии имела свои особенности. На значительной части территории, особенно в Декане, было много подпочвенных солей и глубокая вспашка не применялась[228]. Но зато общеклиматические условия позволяли вспахивать землю лишь раз в 5-6 лет, или вообще ее не пахать до полного истощения лет через 20 и затем переходить на новый участок (свободной земли пока хватало)[229]. При таких условиях паровой системы не было. На одном поле сеяли поочередно злаки и бобовые - для обогащения азотом. Перерывов в сельскохозяйственных работах не было - трудились круглый год. Поэтому ремесленники рано отделились от земледелия и стали профессионалами. К ХII в. наряду с уже существовавшими городами появляются новые административные и торгово-ремесленные центры, обслуживавшие, в основном ближайшие сельские округа и, прежде всего, проживавших в них крупных землевладельцев - крестьяне обычно пользовались более дешевой продукцией общинных ремесленников.
Политически Индия была разделена на ряд враждовавших между собой феодальных княжеств. Во второй половине ХII в. в эту борьбу стали вмешиваться северные соседи.
ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ. Образование государства.В 1175 г. правитель расположенного на территории современного Афганистана мусульманского государства Газневидов Шихаб ад-Дин Мухаммад Гури вторгся в Северную Индию. В конце ХII в. эти завоевания продолжил оставленный им в Индии наместник, из рабов - Кутб ад-Дин Айбак. На покоренных землях стали вводиться порядки, принятые в мусульманских странах. Прежние индийские княжества уничтожались или облагались данью. Значительная часть земель была отдана в условное военное держание (икта) многочисленным военачальникам-мусульманам. Так в Северной Индии возникла господствующая прослойка, чуждая коренному населению по языку, культуре, религии, состоявшая из тюрок, таджиков и афганцев.
В 1206 г., после смерти Шихаба ад-Дина, его наместники отказались признать нового правителя Газни своим государем и создали на территории Северной Индии самостоятельное государство. Главой его стал сидевший в Дели уже называвшийся Кутб ад-Дин Айбак. Так возникло государство, названное историками Делийским султанатом(1206-1526).
Аграрные отношения.Мусульманские власти установили государственную собственность на землю. Пришедшая знать, как отмечалось, получала право на долю государственной ренты, получаемой с каждого обрабатываемого участка - икта и несла за это службу. Владения получило и мусульманское духовенство. Индусская знать была поставлена в положение вассалов-данников или же сборщиков налога-ренты с тех земель, которыми она ранее владела. Такие сборщики (заминдары) имели право на часть собираемой ренты и могли оставлять себе всё, собранное с крестьян сверх собранного налога. И если заминдары исправно выплачивали требуемый налог, в их внутренние дела власти не вмешивались, но могли отбирать их владения и отдавать другим.
Основой сельской жизни оставалась община. Мусульманское руководство не изменило ее характер, но сократило территориально вплоть до размеров одной деревни. Крестьянская семья владела наделом наследственно, а угодья были в распоряжении общины. Если владелец участка 3 года не вносил налоги, участок переходил к другому. Но сокращение размеров общин усилило их контроль за землепользованием - начались переделы пахотных участков, что уменьшило права на них крестьян. Как и ранее, община отдавала право на преимущественную покупку участков, если кто-либо в общине его продавал. Обычно запрещалось продавать наделы чужаку. Мусульманин - держатель икта, или местный заминдар, собиравшие с общины налоги, не могли согнать крестьян с земли, даже в случае неуплаты. Такие проблемы регулировались самой общиной, которая, таким образом, имела внутреннюю автономию. Внутри общины сохранялись и неприкасаемые касты, членов которых эксплуатировали полноправные общинники. Но распространение икта привело к тому, что если раньше богатые землевладельцы обычно существовали внутри общин, то теперь они оказались за ее рамками.
Районы, примыкавшие к крупным городам и морскому побережью, участвовали в торговле, что вело к преодолению традиционной общинной замкнутости. Богатые общинники постепенно добивались продления сроков между переделами земель, что вело к дальнейшему имущественному расслоению и выделению в общине новой влиятельной верхушки.
Помимо указанного поземельного налога государств общинники были обязаны бесплатно выполнять различные повинности, прежде всего строительные. Кроме того, немусульмаснкое мужское население платило особый подушный налог - джизия. И в дополнение ко всему обладатели икта и заминдары облагали общины дополнительными поборами в свою пользу. Такая эксплуатация, естественно, порождала многочисленные крестьянские восстания, подавляемые, однако, с чрезвычайной жестокостью мусульманской знатью.
Города. В ХIII-ХV вв. в Северной Индии отмечается дальнейший рост городов, что отражало развитие ремесел и торговли. Увеличивалось число ремесленников, количество специальностей. Помимо мелких частных мастерских появились и крупные государственные, обеспечивавшие потребности аристократии. В мастерских при султанском дворе работали десятки тысяч подневольных.
Столица султаната - Дели - превратился в крупный центр. По сообщению путешественника ХIV в., в нем не было домов менее двух этажей, имелось много учебных заведений, около 70 домов лечения (больниц), множество площадей и бань. Окружала город крепостная стена с 28 воротами.
Но росту богатства горожан мешала необеспеченность их прав. Любой знатный мог безнаказанно ограбить горожанина и те вынуждены были скрывать свои богатства или же отдаваться под покровительство какому либо местному землевладельцу. Часто под покровительство переходили целые кварталы ремесленников. Такие "покровители" обычно заставляли "своих" ремесленников отдавать им их продукцию за бесценок или вынуждали работать в своих мастерских. Но тем не менее, города росли именно как ремесленные и торговые центры. Дворцы оказывались на окраинах. Городской землей могли владеть и представители низших каст, чего не было в деревне.
Государственное устройство. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Основным родом войск была конница, состоявшая из мусульманских наемников: тюрок, афганцев, персов, таджиков и других выходцев из Центральной Азии. В первой половине ХIV в., при усилении монгольской опасности, она насчитывала 350 тысяч воинов. Султанат был разделен на области, управлявшиеся крупнейшими военачальниками. Для укрепления государства использовалась и религия. Все основные должности замещались только мусульманами. Суды были в руках исламского духовенства. Купцы-мусульмане платили меньшие пошлины.
Однако, несмотря на указанную централизацию и относительную сплоченность мусульман-завоевателей, с момента создания султаната не прекращались усобицы, особенно усилившиеся в конце ХIII-первой половине ХIV в. и возобновившиеся к концу ХIV в. В разгар этой новой волны усобиц в Северную Индию вторгся из Средней Азии Тимур.
Нашествие Тимура и распад султаната.Причина нашествия - сведения о богатствах султаната. В 1398 г. Тимур перешел Инд и занялся обычным своим занятием - грабежами. Цветущая страна превращалась в пустыню. Армия султана была разбита. Около 100 тысяч пленных по приказу Тимура были убиты и завоеватель записал в своей автобиографии: "Я нашел, что это было согласно с правилами войны". Войска завоевателя дотла разграбили и сожгли Дели, перебив его жителей. Отобрав ремесленников для строительства в Самарканде, пленных в количество до 20 человек на каждого воина, с огромным обозом награбленного, Тимур покинул разоренную страну. С его уходом в Северной Индии образовался ряд княжеств, как мусульманских, так и индийских. Власть делийского султана стала номинальной, зависимость от наследников Тимура была призрачной, лишь изредка им посылали дань. Индийские княжества вновь стали ареной усобиц, к которым прибавилась религиозная вражда между мусульманами и индусами.
Так продолжалось до начала ХVI в., когда в Северной Индии воцарилась новая монгольская династия - Великих Моголов.
Особенности культуры.В народной среде и при мусульманах сохранялась старая индуистская культура, которая подпитывалась влияниями с юга, не охваченного мусульманским господством. В наибольшей степени традиционная индйская культура проявлялась в монументальном искусстве - в храмовой архитектуре. В отличие от раннесредневековых скальных, пещерных, распространились сооружения на открытой местности, что свидетельствовало о прочности влияния этой религии в массах индийцев.
Одним из наиболее крупных и значимых был храм, сооруженный в ХIII в. в Конараке (Южная Индия). Фигуры его знамениты эротическими композициями, отличавшимися натурализмом, что было связано, вероятно, с искусством танцовщиц, которые считались при храме "невестами божьими" и одновременно обслуживали паломников. Кроме того, эти скульптуры, как и подобные сюжеты, известные в других буддийских и индуистских храмах Индии, отражали жизнь Будды в миру в его предыдущие рождения и отражали связь и равновесие всех сторон жизни индийца: чувственные удовольствия (кама), практическую пользу (артха), религиозные и светские обязанности (дхарма). В индуистских храмах эротика отрадала и старинные народные верования.
Такая внешняя эротическая свобода, признание секса важным элементом жизни повышали статус женщин, чем Индия отличалась и от средневековой Европы, и от других стран Востока. Но и здесь господствовали патриархальные традиции. Интересы женщин замыкались только на семье и домашнем хозяйстве.
С проникновением в Индию ислама, особенно с созданием султаната, стало развиваться и мусульманское искусство, отразившееся на появлении мечетей с характерными минаретами, в распространении персидского языка (фарси) в качестве государственного, канцелярского. Но из-за мусульманской ортодоксии в Северной Индии наступил упадок живописи.
Однако индуизм сохранялся, и сложилось определенное сосуществование двух религий и двух культур. Помимо повседневного общения индусов и мусульман, существовали контакты между духовенством обеих конфессий: брахман и мулла могли встречаться на диспутах и распространенных среди образованных горожан поэтических вечерах.
***
В целом, мусульманское господство не изменило основные условия жизни индийского общества, сохранившего приверженность традиционным ценностям. Но с исламским миром индийскую цивилизацию сближала склонность к консерватизму, с представлениями о неизменности всего сущего. До прихода мусульман вообще не ощущалось движение времени, не фиксировалась хронология событий, не составлялось хроник. Это отразилось и в религии - в учении о переселении душ, предполагавшем, что и в следующих своих рождениях человек окажется в том же, неизменном мире, в том же времени.
ТЕМА 8.
|
|