Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИЙ ПУТЬ В ФЕОДАЛИЗМ.

РАССЕЛЕНИЕ.В западную ветвь славянства входили польские, чехоморавские, словацкие, полабские и поморские племена. Польские племена занимали, в основном, древнюю территорию славянского обитания. В Словакии следы славян отмечены с IV в., но массовое их расселение происходило в V-VI вв. Чехоморавские земли стали осваиваться славянами с VI в. Там, особенно в Подунавье, после ухода гуннов почти не было жителей. С конца V в. и в течение VI в. славяне, как отмечалось, продвинулись на запад до Эльбы, откуда в IV - начале V в. ушли в поисках лучшей жизни восточные германцы (вандалы, бургунды и др.). То есть расселение происходило на практически пустовавшие земли и не потребовало консолидации и выделения военного слоя для завоевания территории, что сказалось на темпах общественного развития.

ХОЗЯЙСТВО. Как и германцы, славяне занимались подсечно-огневым и переложным земледелием, животноводством, рыболовством и охотой. На юге славянского расселения отмечается знакомство с пашенным земледелием. В VII-VIII вв. начинается выделение ремесленных центров по добыче и обработке железа.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В V-VIII вв. В начале средневековья у славян еще сохранялись родовые отношения. Существовали большесемейные общины, объединенные в роды, роды - в племена. Во главе этих коллективов находились выбираемые старейшины. Верховным органом власти были народные собрания - вече. Из среды старейшин выдвигался военный предводитель - князь[88]. В VII в. отмечается усиление роли дружины и князей. Это было вызвано развитием хозяйства, накоплением производственного опыта, что вело к появлению излишков, запасов и попыток ими воспользоваться - набегами с целью грабежей. Появляются укрепленные поселения (гроды, грады), а также убежища без постоянного населения, где при нападении прятались окрестные жители со своим скарбом. Постепенно укрепленные поселения и убежища становились резиденциями военачальников, в том числе и князей с дружинами. Появление таких резиденций в VII-VIII вв. означало выделение знати и начало оформления княжеской власти, которая возвышалась над родовыми старейшинами. Из семей старейшин - жупанов - формировалась знать - паны.



Но, в отличие от германцев, здесь, как отмечалось, не происходило выделение в деревнях отдельных крестьянских дворов - сохранялось коллективное ведение хозяйства всей большесемейной общиной. Аллоды отсутствовали как явление. Коллективное землепользование препятствовало концентрации земли у князей и панов, что замедляло обособление правящего слоя. Ибо князья не могли отчуждать у общин землю и наделять ею своих людей, как это у франков, например, разрешала "Салическая Правда" еще в VI в. Поэтому дружинники продолжали жить при княжьем дворе, снабжаться от него. То есть не начиналось оседание знати на землю.

НАЧАЛО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.Существовали территориальные различия в социальных преобразованиях у западных славян. Наиболее интенсивно они происходили в чехоморавских и западнословацких землях, где была отмечена более высокая плотность населения и более ранняя консолидация дружинного слоя. Первым достоверным межплеменным объединением здесь и вообще у западных славян стало так называемое княжество Сáмо с центром около совр. Братиславы. Оно образовалось в ответ на вторжение с востока тюркоязычных аваров, проникших на Среднее Подунавье по пути гуннов, через Карпатские перевалы. Объединил местные племена некий Само, который правил З5 лет (623-658).О нем известно очень мало, спорят о его этнической принадлежности (славянин, франк, византиец - ?, хотя имя - славянское). Разгром аваров стал концом и этого объединения после смерти Само. Ибо племенная знать после исчезновения внешней угрозы еще не нуждалась в надплеменной государственной организации. Но объединение осталось в исторической памяти как первое достоверно известное западнославянское государственное образование[89].

ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ. Спустя 2 столетия на части земель, входивших в объединение Само, возникло новое, на этот раз уже подлинное государство - Великоморавское княжество (IХ-начало Х в.). Его история началась с объединением под началом князя Моймира (818-846) племен, проживавших по р. Мораве - мораван, к которым затем были присоединены и некоторые соседние. Консолидация государства стимулировалась соседством с немецкой Баварией, входившей в состав Восточнофранкского (Немецкого) королевства. Рассматривая соседние земли в качестве объекта своих притязаний, немецкие феодалы развернули борьбу с Моймиром и, в конце концов, возвели на княжеский престол своего ставленника из моравской знати - Ростислава (846-870). Однако, добившись власти, Ростислав стал проводить самостоятельную политику и Людовик Немецкий вынужден был признать независимость Великой Моравии.

Но под немецким влиянием оказалась местная церковь. Еще при Моймире знать проявила заинтересованность в христианстве для укрепления своего влияния внутри и вовне государства. В начале З0-х гг. IХ в. произошло крещение мораван и была создана местная церковь, но подчиненная баварскому епископу. Однако, с пресечением немецких притязаний, Ростислав, первоначально мирившийся с положением в церкви, решил избавиться от немецкого влияния и обратился с просьбой прислать миссионеров ("учителей") к Византии. В 863 г. оттуда прибыли высокообразованные монахи, знавшие славянские наречия - Кирилл (Константин) и Мефодий. Следуя византийской традиции, они, в отличие от западного духовенства, повели богослужение на местном языке, что облегчило восприятие христианства. Но такая их деятельность встретила резкое противодействие со стороны римской церкви[90]. После смерти Ростислава, сменивший его князь Святополк (870-894) вновь стал покровительствовать западному духовенству. Ученики византийских монахов бежали в Болгарию, где и завершили начатое Кириллом и Мефодием великое дело - создание славянской азбуки. В Моравии же окончательно победила римская церковь. Причины прозападной религиозной ориентации Святополка были связаны, вероятно, со стремлением правящего слоя молодого государства подняться вровень со своими западными собратьями по положению. К тому же западное христианство уже сумело приспособиться к нуждам рыцарей и "не лезло им в душу" излишним морализаторством.

При Святополке в Моравии сложилось типичное варварское государство. Князь опирался на племенных военачальников и вельмож из более мелких командиров, вокруг которых группировались дружинники. Весь этот дружинный слой обеспечивался трудом несвободных. Но основную массу населения составляли еще свободные мораване - крестьяне, жившие прочными общинами. Они же входили во всеобщее ополчение.

Дальнейшая судьба Великой Моравии типична для такого рода государств. По завещанию Святополка после его смерти княжество было разделено между сыновьями. Начались усобицы и ослабленных мораван в 906 г. разгромили пришедшие в Подунавье с востока, всё через те же Карпатские перевалы, венгры. Они захватили восточную часть Моравии и как бы вклинились между западными и южными славянами, разделив их. Из мораван, попавших под власть венгров, сформировались словаки, которые на целое тысячелетие оказались оторванными от соседей чехов, в состав которых влились западные мораване[91].

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕШСКОГО ГОСУДАРСТВА. После распада Великой Моравии на части ее территории стали складываться небольшие племенные княжения. Постепенно возвысилось расположенное к западу, в Пражской котловине, Чешское княжество (по берегам р.Влтавы). В конце Х в. в борьбе различных правителей возвысился род Пржемысловичей[92]. В 1086 г. князю из этого рода Вратиславу II германский император Генрих IV даже даровал титул короля. А с 1158 г. королевский титул здесь стал наследственным. Так Чехия превратилась в королевство. Но получение этого титула из рук германского императора означало признание вассальной зависимости от Священной Римской империи.

В Х в. в Чехию из Моравии проникла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Но из-за господства там немецкого духовенства она не распространилась, и чешский язык стал развиваться на основе латинской графики. При Пржемысловичах их резиденция - Прага - делается экономическим центром государства. Союзником династии была римская церковь. Но в широких слоях чешского общества христианство укоренилось в ХI в.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. Племена, из которых сложилось польское государство, занимали бассейн р. Вислы, входивший, как отмечалось, в территорию прародины славян. В IХ в. они объединились в союз полян под властью рода Пястов[93]. В середине Х в. князь из этого рода Мешко I уже объединял вокруг полян и многие соседние племена. Вехой в становлении государства стало принятие Мешко христианства в 966 г., но не от немцев, а непосредственно от Рима. Это способствовало сохранению в дальнейшем независимости польского государства. К концу Х в. в Польше уже складывается правящее сословие, на ее территории появляются резиденции княжеских наместников - каштелянов. В ХI в. начинаются раздачи крупных земельных массивов в управление знати. В этих условиях активизируется деятельность энергичного князя Болеслава I Храброго (992-1025), совершившего многочисленные и часто успешные походы во всех направлениях: в Полабье, Чехию и Моравию, в Киевскую Русь. Болеслав I объединил все этнически близкие племена и создал довольно крупное государство, присоединив Поморье, Силезию, закарпатских славян, в войне с Германской империей временно овладел Чехией и Моравией. А в год смерти короновался королем[94]. Но наследственным этот титул тогда еще не стал.

Болеслав Храбрый известен как деспотичный, жестокий властолюбец и интриган. Желая избавиться от соперников, двух своих братьев он ослепил, третьего довел до безумия, а четвертого держал под домашним арестом.

Так сложилось независимое польское раннефеодальное государство - одно из самых крупных в тогдашней Центральной Европе, с населением к концу ХI в. около 560-570 тыс. человек. При Мешко I и Болеславе Храбром чеканились собственные монеты. Их было мало, они не обеспечивали потребности торговли и имели хождение наряду с западноевропейскими, но свидетельствовали о суверенности страны.

ПОЛАБСКИЕ И ПОМОРСКИЕ СЛАВЯНЕ. Они расселялись в междуречье Эльбы-Одера и на побережье Балтийского моря. Западными их соседями были германцы-саксы, восточными - поляки. Наиболее крупными из них были племенные объединения сербов (сорбов), лютичей, бодричей (ободритов немецких хроник), поморян.

Их хозяйственное развитие принципиально не отличалось от уровня соседнего славянского населения, но было характерно меньшей интенсивностью из-за слабой, разреженной заселенности территории. Здесь не было таких, как в чехоморавские и польских землях скоплений населения. Поэтому и общественное развитие совершалось более медленными темпами. Выделявшиеся князья не имели достаточных сил для укрепления своего влияния, в то время как соседи консолидировались. Это отрицательно сказалось и на исторических судьбах поморских и полабских славян. Лишь на побережье Балтики сложились довольно крупные, прежде всего торговые городские центры: Щетин, Гданьск, Волин, Колобжег и др. На сборе таможенных пошлин вырастает мощь поморских князей. Им удается даже подчинить часть полабских славян и образовать крупное Вендское королевство. Но конкуренция торговых городов затруднила дальнейшую консолидацию и в ХII в. королевство распалось.

В истории славян данного региона отрицательную роль сыграли западные соседи - немцы. Впервые с западным миром тамошние славяне столкнулись при Карле Великом, который использовал их отдельные племена в качестве союзников в борьбе против саксов. Сами же франки особой агрессивности против славян не проявляли. Но со времен Саксонской династии немцы проявили настойчивую агрессивность против полабских и поморских славян и начали борьбу за овладение их землями. И хотя борьба эта поначалу шла с переменным успехом, полабско-прибалтийское славянское население растратило в ней свои силы и не сумело создать собственную государственность. Неразвитость общественных отношений еще не заинтересовала возникшую знать христианством. Язычество оставалось, как и у саксов в борьбе с франками, знаменем независимости. Поэтому, когда отдельные правящие династии пытались укрепить свою власть с помощью христианских миссионеров и распространить ее на соседние племена, местная знать в отстаивании своей независимости использовала и язычество[95]. Поэтому и обращения полабских славян к полякам и чехам за помощью не находили там поддержки у христианизированной знати. В итоге к ХII-ХIII вв. данная ветвь западных славян окончательно утратила независимость и была ассимилирована, а частично и истреблена немцами.

ВЫВОДЫ. Как видно, государственность и феодальные порядки в западнославянском регионе сложились позднее, чем у их западных соседей. Основные причины - прочность внутриобщинных связей и расселение вне зоны римского влияния. В результате индивидуальные права на земельные владения типа аллода сложились здесь лишь к рубежу I/II тыс. Это препятствовало оседанию дружинного слоя на землю. Воины вынуждены были жить при княжеских резиденциях и существовать за их счет, что ограничивало их численный рост. В итоге княжеские дружины были небольшими. Поэтому князья долгое время оставались лишь военными предводителями объединенных в племена свободных общин. Лишь к ХI в. начинается формирование феодального землевладения. Но разделение общества на правящий слой и трудящихся еще не завершается. Дружинников и администраторов - мало. Сохраняется роль народного ополчения, крестьяне имеют и землю, и свободу. Изменения в аграрных отношениях здесь наступают позднее. Если структура Великой Моравии была близка устройству франков при Меровингах, то ранние чешские и польские государства подобны англосаксонским королевствам IХ-Х вв.

 

ТЕМА 9.

ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ:

РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

СЛАВЯНЕ.

РАССЕЛЕНИЕ. Южная ветвь славянства сложилась, как отмечалось, в результате расселения в VI-VII вв. в Среднем и Нижнем Подунавье и далее на Балканах. На западе они распространились до Альп, на севере соприкасались со славянами Паннонии и лишь приход туда венгров в Х в. их окончательно разделил. На юге славяне расселились по северу Балканского полуострова. На очерченной территории небольшими островками проживало местное население. Наиболее компактным и многочисленным оно было на территории нынешней Румынии (потомки даков, фракийцев). Там оно и сохранилось. В остальных местах царило запустение из-за многочисленных войн еще со времен гуннского нашествия, а небольшие анклавы аборигенов были ассимилированы славянами. В процессе расселения формировались племенные и межплеменные объединения, так называемые Славинии. Но еще, очевидно, не произошло отделение дружинного слоя и преобладали догосударственные формы управления: народные собрания, старейшины. Достоверный переход к государству произошел во второй половине VII в. лишь у славян правобережья Нижнего Дуная, по соседству с Византией.

ПЕРВОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО. В 70-е гг. VII в. на Нижний Дунай из Причерноморских степей пришел племенной союз болгар - кочевников тюркской группы во главе с ханом Аспарухом[96]. Они расселялись среди славянского земледельческого населения и составили первоначально господствующую военную прослойку. Но уже к середине VIII в. болгары растворились в более многочисленном и высокоразвитом славянском населении, дав, однако, ему свой этноним и некоторые антропологические черты. В 681 г. Византия официально признала новое государство, просуществовавшее 350 лет и получившее у историков название Первого Болгарского царства.

К середине IХ в. в условиях упадка Византии Болгария овладела большей частью Балкан. Причина успехов та же, что и у других варварских государств раннесредневековой Европы: активность правящего слоя при массовой поддержке свободного крестьянства, которому тоже перепадали плоды побед. Феодализация началась при хане Борисе (852-889). Дружинники-боляре начинают оседать на землю и ограничивать права крестьян. Укрепление знати отражается в христианизации, начавшейся в 865 г. Новая религия была принята от византийцев, но Борис оговорил право создать свое независимое архиепископство. Тогда же хан стал именоваться по-славянски - князем. Спустя 20 лет здесь нашли прибежище ученики Кирилла и Мефодия и с помощью властей распространили созданную еще в Моравии славянскую письменность.

Вскоре после этого способный как политик, но неграмотный Борис ушел в монастырь и после нескольких лет смут престол занял его младший сын Симеон(893-927). Он получил разностороннее образование в Константинополе и основной целью своей деятельности видел занятие византийского престола. В своих великодержавных устремлениях он многого добился. Болгария стала доминировать на Балканах. Византия признала за Симеоном титул царя. Но в разгар приготовлений к осаде Константинополя Симеон умер. Затем начался упадок Болгарии при одновременном усилении Византии. И в 1018 г., в условиях усобиц, византийцы захватили Болгарию.

Эпоха Симеона была завершением процесса формирования болгарской народности и становления феодального общества. Знать укреплялась в своих владениях и начинала закабалять крестьян. Исчезновение свободного крестьянства ослабило военные силы страны после Симеона. А укоренившиеся на земле боляре уже тяготились службой и переставали подчиняться царской власти. Рост сепаратизма означал победу феодальных порядков, но и ослаблял страну перед внешней опасностью.

Особенностью Болгарии стала более быстрая, чем у западных славян, феодализация, что объяснялось, особенно в IХ-Х вв., византийским влиянием. Другие, не испытавшие этого влияния югославянские племена эволюционировали значительно медленнее и вышли из первобытности лишь к концу раннего средневековья.

СЕРБЫ, ХОРВАТЫ, СЛОВЕНЦЫ.Они расселились на Северо-западе Балкан, по правым притокам Дуная в VII в. Здесь, после нескольких столетий постоянных войн и переселений земли почти обезлюдели и лишь кое-где сохранились небольшие анклавы древнего кельтского и иллирийского населения. Последнее компактно сохранилось ближе к Адриатическому побережью и стало основой албанцев.

Славяне в условиях горной местности селились небольшими родоплеменными группами, порой мало связанными между собой. Находились на поздней стадии первобытности. Основные занятия населения - экстенсивное земледелие и скотоводство, которое в отдельных горных местностях играло ведущую роль.

В начальный период своего пребывания здесь, в 30-40-е гг. VII в. потребности борьбы с аварами способствовали вхождению многих племен в созданный Само обширный племенной союз. После его распада более столетия племена здесь были предоставлены сами себе. В конце VIII в. словенцы и хорваты попали в подчинение франков. После Верденского раздела 843 г. словенцы оказались под властью территориальных правителей - маркграфов. В дальнейшем они так и не добились независимости.

Хорваты в борьбе с франками сумели освободиться и в середине IХ в. создать свое раннее государство. Свидетельством обособления знати стало принятие Хорватией в конце IХ в. христианства, чему во многом способствовали ученики Кирилла и Мефодия, переселившиеся на Балканы из Великой Моравии. И хотя они вели проповеди на славянском языке, в следствии, очевидно, тех же причин, которые были отмечены выше для Моравии, с Х в. у хорватов утвердилось римское, латинское богослужение, позднее названное католическим. В конце Х-ХI в. в Хорватии началась борьба за престол, которая привела к ослаблению их государства, значительную часть которого захватила Венеция.

Наиболее многочисленным славянским населением региона были сербы. У них первые государственные объединения возникли в IХ в. и до ХI в. наиболее крупным из них была Рашка[97]. Первоначально ее правители - жупаны признавали власть Болгарии. Но с 931 г. жупан Чеслав освободился от болгарского господства и подчинил себе соседние земли. Однако, в конце Х в. начался распад Рашки и ее земли вновь оказываются в подчинении болгар. Тогда же внутри сербских земель происходит консолидация близкого, но обособившегося этноса - боснийцев. Сербы Рашки попадают под культурное влияние Византии, и христианство принимают от нее, в отличие от этнически близких хорватов, воспринявших западное влияние. Деятельность последователей Кирилла и Мефодия способствовала распространению у сербов кириллицы. Так, при наличии по сути одного языка, у хорватов он стал развиваться на основе латинской графики, у сербов - на славянской.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.