ВДИ - Вестник древней истории. ГАЗ - Гісторыка-археалагічны зборнік.
ГИМ - Государственный исторический музей.
ИА - Институт археологии.
ИГАИМК- Известия Государственного Института истории материальной культуры.
КСИА - Краткие сообщения Института археологии.
КСИИМК- Краткие сообщения Института истории материальной культуры.
ЛОИА - Ленинградское отделение Института археологии.
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.
МИСО - Материалы по изучению Смоленской области.
ПИДО - Проблемы истории докапиталистических обществ.
РА - Российская археология.
РАНИОН -Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.
СА - Советская археология.
САИ - Свод археологических источников.
СВ - Средние века.
СЭ - Советская этнография.
Тр. - Труды.
AdW -Akademie der Wissenschaften.
AG - Archäologia Geographica.
AH - Archæologia historica.
AP - Archeologia Polski.
AR - Archeologické rozhledy.
AuF - Ausgrabungen und Funde.
AÚSAV - Archeologický ústav Slovenskej Akademie vied.
ČMM - Časopis Moravskěho muzea v Brně.
ČsČH - Československý časopis historický.
FAP - Fontes archæeologiæ poznanienses.
EAZ - Ethnographisch-archäologische Zeitschrift.
HČ - Historický časopis.
HD - Historická demografie.
HG - Historická geografie.
IHKM - Institut historii kultury materialnej.
KH - Kwartalnik historyczny.
KHKM - Kwartalnik historii kultury materialnej.
MZP - Materiały Zachodniopomorskie.
NO - Nove obzory.
PA - Památki archeologické.
PAN - Polska Akademie nauk.
PBA - Polskie badania archeologiczne.
SA - Slovenská archeologia.
Sl.Ant. - Slavia antiqua.
SNM - Sbornik národniho muzea v Praze.
SPFFBU - Sbornik praci filosoficke fakulty brnenské university.
Spr.A. - Sprawozdania archeologiczne.
SSNM - Sbornik slovenského národného muzea.
ŠZAÚSAV-Študijne zvesti Archeologickeho ústava Slovenskej Akademie vied.
VVM - Vlastivědny věstnik moravský.
WA - Wiadomośći archeologiczne.
ZAM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.
ZfA - Zeitschrift für Archäologie.
ZfAuA - Zeitschrift für Agrargeschichte und Agrararchäologie.
ZfAdM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.
ZfG - Zeitschrift für Geschichtwissenschaft.
[1] Риер Я.Г. Очерки истории средневековых цивилизаций. Могилев. 1997.
[2] Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. Часть I. Западная, Центральная и Южная Европа в V-Х вв. Часть 2. Азия, Африка и Америка в V – ХV вв. Могилев, 2001.
[3] См. История средних веков. М. 2000, т.2.
[4] Германия бесспорно буржуазной может считаться с ХlХ в. (Круглова Н.И. О конце средневековья и начале нового времени в Германии. Проблемы духовного развития// Идеология и политика в античной и средневековой истории. Барнаул. 1995. С. 142-151).
[5] Либман М.Я. Позднее средневековье и начало нового времени: опыт комплексного исследования// Мировая культура. Традиции и современность. М. 1991. С.223-228.
[6] Предприятия, применявшие труд наемных работников, работавших вручную на основе разделения труда.
[7] История Европы. М. 1993. Т.3. С.6.
[8] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.2. М. 1988.
[9] Горожане обычно раздавали земли в аренду крестьянам.
[10] Эту депрессию многие западные историки раньше назвали "кризисом феодализма". Теперь эта точка зрения уже представляет лишь историографический интерес.
[11] Наиболее активно эти процессы начались с конца ХV в.
[12] Так возникли те, кого в пореформенной России назвали кулаками. Теперь этот удачный термин зарубежные исследователи применяют и к западноевропейским деревенским богатеям рассматриваемого времени.
[13] Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М. 1962. С.342.
[14] Капитал– (от позднелат., caput – голова) в Хll-Хlll вв. означал ценности, запас товаров, массу денег, деньги, приносящие процент.
[15] См., напр.: Коцюбинский Д.А, Малинин Ю.П. Феномен капитализма и проблемы его становления// Социально-политические проблемы в истории зарубежных стран. Сыктывкар. 1994. С.24-37.
[16] См.: Дьяконов И.М.Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.165-166.
[17] ХVll в. в западноевропейских городах наблюдалась эпидемия роста торговли. Всё облепили лавочки. Ряды лавок запрудили основные улицы городов, что часто даже возмущало остальных жителей, которые обвиняли торговцев в желании обогатиться, неприкладая рук. Но это – типичное проявление частной инициативы в условиях исчезновения старой формы занятости (Бродель. Ф. Что такое Франция? М. 1997. С.304-305).
[18] См.: Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Цивилизации. М. 1993. Вып. 2. С.44-62; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. М. 1992. Вып. 1. С.9-26; Тишков В.А. Историческая эволюция и императив выживания// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М. 1989. С.128-148.
[19] Об этом – в следующей теме.
[20] См.: Молдавская М.А. К вопросу о положении городских низов во Франции в первой половине ХVl века// Средневековый город. Саратов. 1989. Вып. 9. С.11-121; Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 5. С.113.
[21] Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону").
[22] Барг М.А. Место ХVll в. в истории Европы// Вопросы истории. 1985. № 3;Ивонин Ю.Е.Позднее средневековье или ранняя новая история?//Там же. 1987. С.№ 1; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции// Там же. 1984. № 3. См. также: Бэрк П.Народная культура Эўропы ранняга новага часу. Мн. 1999. С.12,51.
[23] Пролетариат – оценочный термин, означавший резкое отличие подавляющего большинства тогдашних наемных работников от положения большинства трудовых масс классического средневековья. Последние обладали, пусть порой незначительным, но личным имуществом – крестьянскими наделами, мелкими мастерскими – которые позволяли как-то существовать. В отличие от них возникавший слой наемных работников был лишен такой собственности и существовал исключительно за счет труда по найму. В средневековье такие люди были скорее исключением из общих порядков, маргиналами.
[24] См.: Капустин Б.Г. Рец: В.А.Красильщиков. Превращение доктора Фауста// Вопросы философии. 1995. № 6. С.154-156; Кон И.С. Открытие "я". М. 1978.
[25] Есть мнение, что амфоры туда были завезены в ХVIII в., но существуют свидетельства о пребывания людей античной эпохи в Мексике и даже Венесуэле.
[26] Впрочем, у норманнов существовала и легенда о мифическом острове с таким названием, расположенном где-то в Атлантике.
[27] Есть нечеткие сообщения о том, что неутомимые путешественники – ирландские монахи побывали в Северной Америке еще в VII в., а в начале II тыс. туда плавал и моряк из Уэллса. Следы викингов будто бы находили с ХII в. в Тихом океане, на о. Пасхи и в Перу. Возможно, именно память о норманнах отразилась в ацтекском мифе "о гигантах с кожей молочного цвета".
[28] Родился он не в самой Венеции, а на одном из островов (Корчула) у иллирийского побережья Адриатического моря.
[29] Кстати, имея в виду древнерусские земли, он заметил, что там "много царей", то есть царит раздробленность, что свидетельствует о достоверности сообщений путешественника. Впрочем, недавно китаевед Фрэнсис Вуд из Британской библиотеки выпустила книгу, в которой доказывает, что репутация лгуна дана Марко заслуженно, ибо он ездил не далее Константинополя, остальное, якобы, списал у одного мусульманского путешественника. Исследовательница аргументирует тем, что Поло "не заметил" ни иероглифов, ни китайского чая, ни Великой стены. Но так или иначе, достоверную информацию о Востоке европейцы получили.
[30] Бродель Ф.Структуры повседневности. М. 1986. С.440.
[31] См.: Хазанов А.М.Неизвестное о Васко да Гаме// Вопросы истории. 2000. № 8; Он же. Тайна Васко да Гама// Новая и новейшая история. 1991. № 1.
[32] См.: Субботин В.А.Васко да Гама// Вопросы истории. 1995. № 9.
[33] Встречающиеся сообщения, что у Колумба могли быть карты викингов, лишены оснований, ибо картография у норманнов вообще неизвестна; от них остались только рунические надписи.
[34] Известный востоковед Дьяконов считает, что Колумб, возможно, был параноиком, и, как многие одержимые, очень энергично добивался результатов, хотя и не таких, каких ожидал. Холодные и трезвые ему отказывали в поддержке, а Изабелла известна своей экзальтированностью, то есть, тоже едва ли не паранойей. Более прагматичный ее супруг, Фердинанд, относился к Колумбу скептически. В самих же плаваниях Колумбу помог опытный мореход Антонио Пирсон (Дьяконов И.М.Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.139).
[35] Кстати, Колумб выбрал самый прямой путь, его и теперь используют яхтсмены при пересечении Атлантики. На этом направлении постоянно дует попутный, в западном направлении ветер – пассат.
[36] Сигары поначалу представляли собой скрученные листья табака толщиной в руку. В Испании первых курильщиков судом инквизиции отправляли в тюрьму на 3 года. Но дороговизна табака обеспечила ему моду среди знати.
[37] Кукуруза – турецкое название, ибо в Россию этот злак попал, в ХVII в., через оккупированную османами Румынию. Здесь же можно отметить, что позднее, колонизируя Южную Америку, испанцы завезли в Европу и плоды, которые туземцы называли томатль (крупная ягода). На Пиренеях их стали называть помп дель Перу (яблоки из Перу), а итальянцы – помми д'оро (золотые яблоки: вероятно, в Италию угодили желтые плоды). В Восточной Европе помидоры появились в ХVIII в. Картофель, который сейчас возделывается в 130 странах из 167, на своей родине, в Андах, насчитывал 250 сортов, прививался в Европе очень медленно. Им боялись отравиться – и травились, поедая семена и цветы, скармливали скоту, а сами ели лишь в голодные годы. Первое упоминание о его употреблении в пищу – из госпиталя в Севилье в 1573 г. Поначалу не зная, как его готовить, ели с лимонным или апельсиновым соком, мочили в вине, варили в молоке. Распространился он в Европе лишь в ХVIII в. в связи с увеличением цен на зерно, хотя по питательности он выше пшеницы.
[38] В 1981 г. потомки Колумба, отец и сын, которого, как и знаменитого предка, зовут Христобаль Колон (в испанском произношении) совершили на паруснике кругосветное путешествие в честь открывателя Америки.
[39] Раньше, еще в Хlll в., малый круг кровообращения описал один о араб, но Сервет мог этого не знать.
[40] На рубеже ХVI / ХVII вв. французский географ Самуэль де Шамплен первым высказал идею канала через Панамский перешеек.
[41] Надо отметить, что на тогдашних географических картах было не только много неточностей, но и вымысла, причем, нередко, умышленного. Так, уже в ХVII в. у Магелланова пролива появились так называемые "о-ва Жены художника", возникшие из-за того, что когда художник рисовал карту, сидевшая рядом его жена попросила нанести хоть одну землю для нее.
[42] Оставшееся судно попало таки к португальцам и его команда была повешена как пиратская.
[43] Платина – от исп. плата (серебро). Первоначально тяжелый белый металл напоминавший серебро, презрительно назвали платиной (серебришком) и выбрасывали, считая бесполезной примесью к золоту. Ее даже запретили ввозить в Испанию, так как фальшивомонетчики из нее делали слегка позолоченные монеты и слитки. В Колумбии было выброшено до 4 т платины. Лишь спустя 40 лет в Испании спохватились, да и то лишь для того, чтобы выпускать порченые монеты.
[44] Об этих государствах см. в части II данного Пособия.
[45] Лишь в 1981 г., при строительных работах в центре Мехико на месте столицы ацтеков – Теночтитлана, было обнаружено золото, как считают, от сокровищ Монтесумы. Но не все сокровища еще найдены.
[46] См.: Верлинден Ч., Матис Г.Покорители Америки. Колумб. Кортес// Серия "Исторические силуэты". Ростов-на-Дону. 1997. С.308-310.
[47] См.: Дьяконов И.М. Ук. соч. С.142.
[48] При этих перевозках происходил как бы естественный отбор – выживали наиболее выносливые, что и обусловило нынешний физический уровень американских негров.
[49] См.: Брант М.Ю.Из истории европейской цивилизации// Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С.31.
[50] Цвейг С.Подвиг Магеллана. Любое издание.
[51] Современные Фуггеры имеют капитал более 1 млрд. марок.
[52] Латинизированное имя, при рождении – Гюйсманн.
[53] Эразм (греч.), то же, что Дезидерий (лат.) – желанный.
[54] Отсюда возникли представления о естественном праве, а от них – к современной концепции прав человека.
[55] В этих воззрениях видна основа будущего западноевропейского либерализма.
[56] Показательно, что в России педагогические сочинения Эразма переводили уже с ХVII в. Затем стали переводить и по распоряжению Петра I. В этом видно значение работ Эразма в эпоху кризиса традиционных обществ.
[57] Обскурант – (от лат. obskurans - затемняющий) – противник прогресса, реакционер. Отсюда прозвище кельнских теологов и их сторонников – темные люди.
[58] Надо заметить, что авторство всех писем, сочиненных Рубианом и Гуттеном, приписывалось конкретным людям – кельнским обскурантам и их единомышленникам. Так что сатира была не только едкой, но и за рамками закона. Впрочем, в то время это было распространенным явлением.
[59] Настоящая фамилия его – Людер. Но по тогдашней моде она была латинизирована.
[60] Реформация – от лат. reformatio – преобразование.
[61] Именно в ответ на выступление Лютера папа Лев Х в 1518 г. канонизировал индульгенции.
[62] Некоторые исследователи считают, что так красиво он не сказал, но смысл был именно таков.
[63] Прокопьев А.Ю.Конфессии и политика в ранней Реформации: Фридрих Мудрый и Георг Бородатый// Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Спб. 1996.
[64] Закончилась работа по переводу лишь в 1534 г.
[65] См.: Ивонин Ю.Е., Казаков М.М., Керов В.Л., Курбатов Г.Л., Федосик В.А. Очерки истории христианской церкви в Европе. Смоленск. 1999. С.96.
[66] Конечно, переводы Библии были и раньше. Еще в 1466 г. в католической Германии был сделан ее немецкий перевод. Но это делалось не для паствы, а для внутрицерковного потребления.
[67] О популярности лютеровского текста свидетельствует то, что за 1522-1546 гг. его переводы издавались 430 раз.
[68] Катехизис – сборник элементарной информации о христианской догматике.
[69] Егер О. Средние века. М. 1999. С. 654.
[70] Кин М. Рыцарство. М. 2000. С.446.
[71] См.: Каутский К.Предшественники новейшего социализма. М. 1925. Т.2. С.34-41.
[72] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С. 97-98.
[73] Энгельс Ф.Крестьянская война в Германии// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.7. С.424.
[74] Возможно, автор программы испытал влияние идей английского гуманиста Томаса Мора, изложенных в знаменитой тогда "Утопии", о которой – далее.
[75] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон// Жизнь замечательных людей. Челябинск. 1998. С.150-155.
[76] См.: Гутнова Е.В.Проблемы классовой борьбы средневекового крестьянства в современной немарксистской медиевистике// Современная зарубежная немарксистская историография. М. 1989.
[77] Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции //ВИ. 2001. № 5. С.32-51.
[78] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, С.168.
[79] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.104-105.
[80] Ф.Энгельс назвал это "вторым изданием крепостничества".
[81] Лишь в 1983 г. Ватикан восстановил отношения со Швецией, прерванные после ее перехода в протестантизм.
[82] См.: Лемэтр Н.Католики и протестанты: религиозный раскол в новом освещении// Вопросы истории. 1995. № 10; Горфункель А.Х.Гуманизм – Реформация – контрреформация// Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. 1981.
[83] Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. С.191.
[84] Но именно реформаторы повели борьбу с, как они называли, языческими пережитками в католичестве, сравнивая, например, культ Девы Марии с культом Венеры, называли святых преемниками языческих богов и героев, которые переняли у них функции лечения и защиты. Лютеране были более толерантными к народным традициям, чем кальвинсты (См.: Бэрк П.Народная культура Эўропы…, С.241,248-250).
[85] См.:Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.107.
[86] Против смертной казни за прелюбодеяния выступили даже отцы города, заявившие, что тогда надо будет казнить половину населения Женевы.
[87] Каганович Б.С.Бицилли как историк культуры// Одиссей – 1993. М. 1994.
[88] Справедливо было отмечено, что "костер ему [Мигелю Сервету] сложил фанатизм ХVl в." (См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, с.295).Анатоль Франс в "Восстаниии ангелов" остроумно заметил, что Кальвин – это "длинный и тощий доктор из Женевы, холодный в своем неистовстве маньяк, еретик, сжигающий на кострах других еретиков.
[89] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999.С.271-272.
[90] Дьяконов И.М.Пути истории, С.106.
[91] Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. М. 1982. С.235.
[92] См.: Шушарин Д.В.Начало Реформации: имперские города Юго-западной Германии// Средние века. 1995. Вып. 58. С.69-87.
[93] За последовавшие 500 лет Ватикан составил 40 таких списков.
[94] По образцу протестантских катехизисов, стали издаваться и католические аналоги.
[95] Вера в ведьм и колдунов свойственна любой языческой религии. С распространением христианства старые языческие боги не утратили своей силы, а стали отождествляться с дьяволом, с нечистой силой.
[96] Рассказы об оргиях возникли и оттого, что в состав ведовских мазей, которые использовали в ХVl-ХVll вв., входили петрушка, сельдерей, белладонна, чьи алкалоиды вызывали галлюцинации и другие расстройства психических функций. Например, белладонна вызывала ощущение полета, петрушка и сельдерей, если ими натирали эрогенные зоны, вызывали сексуальные видения (Арнаутова Ю.Е. Западноевропейские средневековые "оборотни"// Вопросы истории. 1997. № 6. С.161-165).
[97] См.: Февр Л. Бои за историю М. 1991.
[98] Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб. 2001. С.59.
[99] Это связано с более эмоциональным типом женской психики. Отсюда, кстати, и известная женская сварливость, за которую с Хlll в. во многих общинах наказывали, сажая в клетку или на специальный стул.
[100] Хотя в эпоху Ивана lV на Руси резко усилилось преследование колдунов, но это было скорее связано с общей политикой установившегося репрессивного режима, при котором гонения, в том числе и на колдунов, служили средством запугивания населения. Но отсутствие массовой и длительной борьбы с ведьмами в православных странах было связано и с отсутствием в то время столь острых социальных конфликтов, как на Западе, ибо кризис феодализма в них наступил позднее и в иных исторических условиях.
[101] Точнее – "Молот на колдунью", "Молот против ведьм"
[102] Глазер Г.Небеса, преисподняя, гора и дорога// Всемирное слово. Л. 1993. № 4/5.
[103] В некоторых исследованиях приводится цифра в 6 млн. сожженных ведьм (См.: Суховатая В.А.Женщина в религиозной истории и феминистская теология// Женщины в истории. Вып.2. Мн. 2002. С.44).
[104] Рассел,С.345-347.
[105] Там же, С.349-352.
[106] Шверхофф Г.От повседневных подозрений к массовым гонениям// Одиссей – 1996. М. 1996. С.326.
[107] Русское название возникло от польского (Jesus – Иисус).
[108] В 1622 г. Лойола был канонизирован.
[109] Через Речь Посполитую иезуиты проникли на территорию Беларуси и основали здесь свои учебные заведения – коллегии (самые восточные – в Могилеве и Мстиславле).
[110] В 1816 г. орден был восстановлен и существует наши дни. Теперь в мире насчитывается более 24 тыс. иезуитов.
[111] Сделал эту уступку известный папа-модернист Иоанн Павел ll в октябре 1999 г.
[112] Подробнее об этом – в теме об Англии.
[113] Для их ремонта и подготовки было вырублено около 50 тыс. лучших дубов, что значительно подорвало генетический фонд лесов, важных в стране с засушливым климатом. Оголенные горные склоны стали подвергаться эрозии, которая смыла много плодородной земли. Экологический вред этой авантюры сказывается, как считают, и в наши дни.
[114] См.: Варьяш О.И.Этно-конфессиональные общности и право на Пиренеях эпохи Реконкисты// Общности и человек в средневековом мире. М.-Саратов. 1992. С.108-111.
[115] Впрочем, можно вспомнить и нынешних "обманутых вкладчиков", размечтавшихся о современных Эльдорадо.
[116] См.: Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры, С.207-208.
[117] См.: Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения, С.601.
[118] По ее тексту, кстати, А.С.Пушкин изучал испанский язык.
[119] В 1981 г. в Испании широко отмечали 300-летие Кальдерона. В Мадриде его пьесы исполняли прямо на улицах.
[120] Голландия – лесная страна. Такой она была в древности.
[121] Их обычно называли фризскими, хотя фризы были лишь соседями нидерландцев.
[122] Они включали в себя и городских, и сельских ремесленников-надомников, между которыми распределялись отдельные операции по изготовлению изделий.
[123] Рабочие трудились в общих помещениях.
[124] Вспомним, что эта хроника – один из важных источников по истории Франции времен Столетней войны.
[125] Дословно – сброд, оборванцы.
[126] Полное имя герцога Фердинанд Альварец де Толедо.
[127] Например, в 1572 г. выслала из своих портов суда бежавших туда нидерладцев, чем, кстати, ускорила восстание морских гёзов, оказавшихся в безвыходном положении.
[128] Латинизированное имя от Гуго ван де Гроот.
[129] См.: Телушкин Й.Еврейский мир.М. 1992. С.169-170.
[130] Фамилия возникла от реки Рейн, на переправе через которую жила семья.
[131] Хранится он в Санкт-Петербургском Эрмитаже, в 1985 г. была частично испорчена психопатом, вылившим на нее кислоту. Отреставрирована.
[132] Название "Ночной" в картине возникло, вероятно, из-за потемневшего лака.
[133] Возможно, сказался и экономический кризис 50-х годов, когда Англия запретила голландскому флоту ввоз продуктов виноделия.
[134] Это – трудоемкая техническая культура, повышавшая плодородие.
[135] См.: Лоудз Д.Генрих VIII и его королевы. Ростов-на Дону. 1997.С.284-285.
[136] Там же. С.9.
[137] Вторая беременность Анны закончилась рождением мертвого ребенка. Причем злые языки говорили, что это произошло после того, как Генрих ее избил.
[138] Есть предположение, что жестокость похотливого короля была связана с сифилическим поражением мозга.
[139] Очистителями – от лат purus – чистый. В народе, кстати, не любили пуританских проповедников за требования строгости нравов и за стремление воспитывать всех и вся.
[140] Многие считают, что на религиозную политику Генриха влияли его жены: убежденная протестантка Анна Болейн, тайная католичка Екатерина Говард, к которой он прислушивался и ярая протестантка Екатерина Парр, к которой он тоже прислушивался.
[141] По английским законам муж королевы не становился королем, а был лишь принцем-консортом.
[142] Лишь недавно на русском языке появилась более разносторонняя монография о ней, написанная, однако, хотя и не по академически сухо, но и без сочувствия, отстраненно (Хейг К.Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону. 1997). Представляется, наиболее глубоко исследовал и описал борьбу Марии и Елизаветы Стефан Цвейг в психологическом романе "Мария Стюарт". Интересные наблюдения над Елизаветой можно найти и у Вальтера Скотта в романе "Кенилворт".
[143] Не случайно так много делалось для сакрализации образа Елизаветы как королевы Англии: пропагандировалась ее девственность, поставленная на службу народу (других интересов у нее нет); ежегодно на Пасху она лично омывала ноги стольким бедным женщинам, сколько ей исполнялось лет (перед этим им по 3 раза мыли ноги чиновники двора).
[144] Бежав из Англии после воцарения Марии Кровавой, он стал одним из основателей эмигрантской кальвинистской общины в Женеве в 1555 г., с которой, как отмечалось, началось пуританское движение в Англии.
[145] Брак с родственниками у католической знати разрешал только папа Римский.
[146] См.: Черняк Е.Б.Пять столетий тайной войны. М. 1991.
[147] Окончательное объединение Англии и Шотландии произошло лишь в 1707 г.
[148] Это не помешало католической церкви в 1935 г. объявить Мора святым за то, что он выступил против реформы Генриха Vlll.
[149] Гитлодей – от древнегреч. слов вздор и болтун. Утопия, также с древнегреч. – несуществующее место, вымышленная страна.
[150] Бродель Ф.Что такое Франция?. М. 1997. Ч.2.
[151] Грангузье (отец Гаргантюа), фр. – Большая Глотка, Обжора. Гаргантюа – великан из французских сказок. Пантагрюэль – демон жажды во французских мистериях ХV в.
[152] Существующий русский перевод романа очень точно передает язык Рабле.
[153] Упоминание черта по отношению к служителю Бога – святотатство.
[154] Почти все имена в романе – говорящие, отчего так важен, в нашем случае, адекватный русский перевод.
[155] Нострадамус – от церкви Нотр Дам, где его крестили.
[156] Черняк Е.Б.Тайны Франции. М. 1966. С.115. См. также: Пензенский А.А.Мишель Нострадамус: мифы и реальность в свете новейших исследований// Новая и новейшая история. 2002. № 1. С.130-151. Еще недавно много комментировали предсказания Нострадамуса о большевистской власти, событиях в России, Чернобыле. Интереснее трактовки его катренов об экспансии Востока (мусульманского мира) на Европу под влиянием религиозного фанатизма.
[157] От испорченного нем. Eidgenossen – сотоварищ, сообщинник, как называли друг друга швейцарские кальвинисты.
[158] Иногда его называли Беарнец, так как он родился в области Беарн, близ Наварры.
[159] Бурные события этого времени нашли широкое отражение в литературе, знакомой и русскоязычному читателю. Наиболее полно они описаны в объемных романах Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха lV" и "Зрелые годы короля Генриха lV", а также Александром Дюма-отцом в романах "Королева Марга", "Графиня Монсоро" и "Сорок пять". Немецкий антифашист Генрих Манн, писавший в Бурбоне в эмиграции, после прихода к власти Гитлера, стремился найти во французской истории параллели и уроки для современности. Поэтому стремился к точности, исторической правде. Дюма же творил в иную, более спокойную эпоху середины ХlХ в. Для него история – поставщик сюжетов для приключенческих романов. Автор моделирует историю по своему усмотрению. Дюма писал: "Мы не притязаем на то, чтобы быть историками. Если иной раз мы становимся ими, то лишь тогда, когда история случайно спускается до уровня романа или, вернее сказать, роман возвышается до уровня истории".
[160] См.: Костелло А.Королева Марго. М. 1999.
[161] Она подробно описана Генрихом Манном в вышеназванном романе, но еще лучше – Проспером Мериме в его "Хронике времен Карла lХ".
[162] Первое из них попытался осуществить еще в 1594 г. Жан Шатель.
[163] Интересно заметить, что на русский язык "Завещание" переводилось уже при Петре l.
[164] Одних лишь работ, ему посвященных, насчитывается более 3 тысяч и их число постоянно растет.
[165] Это, замечу, целая антология взглядов и мыслей Сократа, Платона, Плутарха, Цицерона, Сенеки и других, дающая определенное представление об античной философии.
[166] Он заметил, что современники прокалывают ушные мочки. Греки считали это признаком рабства.
[167] По латыни его имя звучит "Картезий", поэтому последователей философа назвали картезианцами.
[168] Лат. ratio, отсюда – рациональный.
[169] Из трактата Савонаролы "Управление Флоренцией" (Цит. по: Краснова И.А. Политическое устройство Флоренции в представлениях Савонаролы// Средние века. 1994. Вып.57).
[170] Буквальный перевод фамилии - "вредный гвоздь".
[171] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М. 1995. С.351.
[172] В этом Макиавелли подходит к пониманию классовой борьбы, которое позднее стало краеугольным камнем политического учения Маркса.
[173] В этом – известное упрощение, также свойственное и марксизму. Вспомним, что ранние государства у варваров создавались скорее, как способ организации управления и обороны на определенной территории, и лишь постепенно, с монополизацией власти и крупной земельной собственности они превращались в орудие интересов сформировавшегося правящего сословия, в орудие угнетения.
[174] См.: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58.
[175]:См. также: Бурлацкий Ф. Загадка и урок Макьявелли. М. 1977.
[176] И в этом Макиавелли является предтечей и политической теории Маркса, и будущей практики реального социализма.
[177] Цит. по: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58. Вспомним, впрочем, О'Генри: "Хитрость мешает быть умным".
[178] Можно вспомнить отчаяние гуманиста первой половины ХХ в., С.Цвейга, написавшего в разгар Второй мировой войны: "Политики – самая опасная раса современности".
[179] В 1886 г. на месте казни Бруно в Риме ему воздвигли памятник с надписью: "Джордано Бруно от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер". Его сочинения были исключены из "Индекса запрещенных книг" лишь в 1948 г. А в наши дни папа Иоанн Павел ll окончательно реабилитировал Бруно.
[180] Лишь в 1989 г. Иоанн Павел ll признал ошибочность осуждения Галилея, а его книгу вычеркнули из "Индекса…" только в 1994 г. и теперь церковь не настаивает, что Земля – плоская и является центром мироздания.
[181] На лист бумаги кладется другой лист с отверстиями, через которые пишется текст, затем решетка убиралась и оставшееся место заполнялось произвольным набором букв. Для дешифровки достаточно было наложить на такой лист аналогичную решетку и читать в "окнах". Этот метод широко использовался в секретной переписке ХVl-ХVll вв.
[182] По мнению А.Ф.Лосева, "Тайная вечеря" – единственное гармоничное произведение Леонардо, ибо он все время – в исканиях, так как в мире все – динамично. Главное, писал художник – научное познание, ибо "наука – капитан, практика – солдаты". Но искусство, отмечал Леонардо, может познать мир в целом, поэтому живопись – выше науки (См.: Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения, С.399-427).
[183] Мона – сокращенно от мадонна – госпожа.
[184] Статуя 400 лет простояла на площади перед синьорией и лишь недавно была перенесена в помещение, а на ее месте поместили копию.
[185] В конце ХХ в., в ходе реставрации попытались эти панталоны убрать, но оказалось, что Вольтерра соскоблил рисунки своего учителя и "раздеть" фигуры не удалось.
[186] От ит. – вычурный.
[187] Собственно, до археологических работ в нашем понимании там было далеко – искали античные произведения искусства и вся "научность" состояла в том, чтобы правильно выбрать место, где находок побольше, и определить их художественную ценность.
[188] См.: Всемирная история. Т. lV. М. 1958. С.357.
[189] Вспомним, что внешняя активность, реально означавшая агрессию против более слабых соседей, составляла одну из закономерностей феодальной эпохи.
[190] См.: Сказкин С.Д.Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. 1968. С.349.
[191] Такая экспансия, также как испанская – в Америку и русская – в Сибирь, свидетельствует об обеднении правящего сословия (См.: Ферро М.Как рассказывают историю детям в разных странах. М. 1992).
[192] Одним из наиболее восточных форпостов этого ордена стал иезуитский коллегиум в Мстиславле. В Восточной Беларуси в ответ на деятельность иезуитов возникли православные братства, в которых, кстати, проявились некоторые реформационные черты – стремление горожан контролировать деятельность церквей, в частности, назначать священников и следить за финансами.
[193] См.: Bumblauskas A. Kolizie historiograficzne w kwestii charakteristyki Wielkiego księstwa litewskiego// Lituania. 1995. 1 (14). S.29-47.
[194] См.: Флиер А.Я.Об исторической типологии Российской цивилизации// Цивилизации и культуры. Вып. 1. М. 1994. С.94-115.
[195] Следует заметить, что в польской и русской, в том числе и советской историографии было и есть стремление принизить роль униатской церкви. С другой стороны, в современной белорусской общественной мысли заметно преувеличение роли униатства как национальной церкви белорусов.
[196] Книгу Коперника вычеркнули из "Индекса запрещенных книг" лишь в ХlХ в.
[197] Структурирование польской шляхты завершилось лишь в ХVlll в., когда, чтобы отличаться от крестьян, она заговорила по-французски.
[198] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999. С.385-386.
[199] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции// Вопросы истории. 2001. № 5. С.34-37.
[200] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции… С.42.
[201] Подробнее об этом см. [133,с.13-16].
[202] 0 взглядах автора на проблемы цивилизаций см. [289].
3-Известный советский германист В.Е.Майер, например, не отрицая археологических методов датировки сельских поселений, считал, что если существуют достоверные письменные данные, то можно пренебречь противоречащими им сведениями археологов [206,с.126]. Противоречиво относился к возможностям археологии в изучении средневековой славянской проблематики авторитетный славист В.Д.Королюк. В начале 60-х гг. он оптимистично оценил роль археологических исследований в изучении не только материальных условий жизни общества, но и его социального строя [163,с.105-10б]. Но спустя десятилетия ученый уже фактически отрицал роль археологии в познании форм "организации общественного производства и общественных отношений рассматриваемого социального организма", религиозных представлений славян У-УП вв. [165,с.II]. Хотя к 70-м гг. западнославянская средневековая археология имела уже значительные достижения. Недооценка роли археологии в изучении раннеславянского общества отмечается и у внимательного к её достижениям Г.Г.Литаврина [392,с.7]. Весьма пренебрежительно об археологических аргументах высказался петербургский историк А.Ю.Дворниченко [см. 287,с. 124]. Не случайно, в обзоре юбилейного, 50 выпуска сборника "Средние века'' отмечается роль вспомогательных дисциплин, но археологические исследования не упоминаются [79,с.27-28]. Вообще, скепсис историков обычно появляется тогда, когда археологические данные в чем-то не согласуются с выводами, основанными на письменных материалах.
[204] -Хотя вывод Л.С.Клейна о том, что археология самостоятельно не способна реконструировать весь исторический процесс вполне обоснован, едва ли можно безоговорочно согласиться с его замечанием, согласно которому исторические выводы из археологического материала - это выход за пределы компетенции археолога, ведущий к искажению исторической действительности [149]. Представляется, что, не избегая общеисторических выводов, археолог должен помнить данное замечание Клейна как указание на существующую опасность и необходимость осторожности в оценках. Преодолевать эту опасность возможно и постоянным сопоставлением получаемых результатов с материалами иных (лучше сопредельных) территорий, а также с выводами других исторических дисциплин: особенно истории, исторической географии, исторической лингвистики, исторической демографии и др. думается, прав П.П.Толочко в том, что главное в археологии - историзм [363].
[205] Примечательно, что в недавно изданном пособии И.В.Дубова археология древнерусских сельских поселений совсем не затронута [102а].
[206] Л.В.Алексеев недавно отметил, что белорусской археологии надо выйти за пределы республики и подняться до уровня исторических обобщений над вещевым материалом [5а, с.187].
|