Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовая охрана секретов производства (ноу-хау)

 

Разновидностью нераскрытой информации являются секреты производства (ноу-хау). Термин «ноу-хау» в переводе с английского означает «знать как» - сокращение от выражения «знать, как это сделать». Впервые термин «ноу-хау» был использован в судебном споре, рассматривавшемся в 1916 г. американским судом, в котором истец попытался определить предмет истребуемой правовой защиты следующим образом: «… это просто наше знание, которое мы, конечно, держали в секрете, об эксплуатации машин, а также способов работы на них, и в какой-то мере способ продвижения товара на рынок»[6]. Этот термин получил широкое распространение и был воспринят правовыми системами многих стран; при этом в качестве синонимов ноу-хау в законодательстве ряда стран используются также такие понятия, как «деловой секрет» и «производственный секрет».

В мировой практике ноу-хау понимается преимущественно как знания и опыт технического характера. Международная торговая палата в свое время определила ноу-хау как совокупность сведений, профессиональных знаний и опыта в процессе изготовления и технического осуществления производства какого-либо продукта[7].

Секреты производства (ноу-хау) названы «в том числе» в рамках общего понятия «нераскрытая информация», поэтому для их охраны также необходимо соблюдение всех условий, установленных в отношении охраны коммерческой тайны.

Ноу-хау – это не информация о чем-то, а информация о том, как сделать что-то. При этом данное понятие не ограничивается только научно-технической и технологической документацией и опытными образцами, а включает в себя всю совокупность имеющегося на предприятии собственного производственного опыта во всех его разновидностях.



Сведения, составляющие ноу-хау, можно условно разделить на три группы:

1) технические решения, относящиеся к продукции или технологии ее производства охраноспособные в качестве объектов промышленной собственности (в первую очередь, изобретений), но не защищенные патентами;

2) технические и организационные решения, относящиеся к производству продукции, не охраноспособные в качестве объектов права промышленной собственности;

3) иной профессиональный опыт, который может быть использован при производстве продукции.

Чаще всего ноу-хау составляют именно патентоспособные результаты научно-технического творчества. Что же побуждает производителей отказываться от патентования в пользу охраны технических решений в качестве ноу-хау? Во-первых, охрана в качестве ноу-хау не требует соблюдения каких-либо формальностей в виде подачи заявки в патентный орган, уплаты пошлины за выдачу патента и поддержание его в силе, и наступает автоматически, если выполняются условия, установленные в ст.140 ГК. Во-вторых, если срок действия патента ограничен (максимальный срок действия патента – патента на изобретение – составляет 20 лет), то срок охраны ноу-хау может быть более продолжительным, поскольку ограничивается только временем действия трех условий, установленных в ст.140 ГК. В-третьих, если обеспечиваемое патентом исключительное право может быть в ряде случаев ограничено (так, в случае неиспользования или недостаточного использования запатентованного объекта в течение определенного времени любое заинтересованное лицо может требовать от патентообладателя заключения лицензионного договора в принудительном порядке), то охрана в качестве ноу-хау обеспечивает его владельцу абсолютную монополию на составляющую ноу-хау информацию. Кроме того, в ряде случаев патент не может обеспечить эффективную защиту изобретения или иного объекта права промышленной собственности, поскольку его использованием признается использование в производимой продукции всех указанных в патенте признаков объекта. Опубликование описания изобретения или иного объекта промышленной собственности дает возможность другому лицу свободно использовать данную информацию как существующий уровень техники для создания на его основе своих технических решений, отличающихся от запатентованного.

Охрана в качестве ноу-хау может не исключать, а сопутствовать получению патента. Наиболее грамотные заявители оформляют документы на получение патента таким образом, чтобы описания объекта было достаточно для квалификации его в качестве изобретения, полезной модели и т.п., но недостаточно для внедрения в производстве без помощи разработчика. Эта сопутствующая информация, охраняемая в качестве ноу-хау, делает патентную охрану более эффективной.

 

Вопросы для повторения

К части I. «Патентное право».

1. Что такое изобретение и каковы условия предоставления ему правовой охраны?.

2. В чем состоит отличие полезной модели от изобретения?

3. Что такое промышленный образец и каковы условия предоставления ему правовой охраны?

4. Кто может получить патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения?

5. Какие основные функции выполняет патент?

6. При каких условиях объекты промышленной собственности признаются служебными?

7. В чем состоит отличие основных систем патентования: явочной, проверочной и системы с отложенной экспертизой?

9. Что такое приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца, сорта растений и его значение?

10. Какие условия должны соблюдаться для реализации права преждепользования?

К части II. «Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг».

1. В чем состоит назначение фирменного наименования?

2. Что такое товарный знак?

3. В чем состоят особенность правовой охраны общеизвестного товарного знака?

4. Почему основания для отказа в регистрации товарного знака подразделяются на абсолютные и иные?

5. В чем состоит отличие наименования места происхождения товара от указания происхождения товара?

К части III. «Правовая охрана нераскрытой информации»

1. Какие условия необходимы для предоставления правовой охраны нераскрытой информации?

2. Дайте определение понятию «секреты производства (ноу-хау).

3. Какие преимущества имеет охрана технических решений в режиме «ноу-хау»?

 

Тесты для самоконтроля

1. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение, определяется:

а) описанием и чертежами;

б) рефератом;

в) формулой.

 

2. Полезная модель – это:

а) техническое решение, относящееся к устройствам и являющееся новым и промышленно применимым;

2) техническое решение, определяющее внешний вид изделия и являющееся новым и промышленно применимым;

3) техническое решение, относящиеся к продукту или способу и являющееся новым и промышленно применимым.

3. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется:

а) описанием промышленного образца;

б) совокупностью существенных признаков, представленных на изображении изделия;

в) формулой.

 

4. Право преждепользования – это:

а) преимущественное право лица, использовавшего защищенный патентом объект промышленной собственности на основании лицензионного договора, возобновить договор на новый срок.

б) право лица, которое до даты приоритета защищенного патентом объекта промышленной собственности независимо от его автора создало и добросовестно использовало тождественное решение, использовать это решение независимо от патентообладателя;

в) право лица, которое не знало о том, что используемое им техническое решение защищено патентом, использовать это решение при условии выплаты патентообладателю соразмерной компенсации;

5. Лицо, обладающее нераскрытой информацией, имеет право на ее защиту, если:

а) к информации нет свободного доступа на законном основании;

б) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

в) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

6. Ноу-хау – это:

а) запатентованные, но не используемые технические решения;

б) информация технического характера, недоступная третьим лицам;

в) секреты производства.

7. Право на фирменное наименование возникает на основании:

а) регистрации фирменного наименования в патентном органе;

б) использования фирменного наименования организации в коммерческой деятельности;

в) регистрации коммерческой организации в установленном порядке.

8. Коллективный товарный знак – это:

а) товарный знак, принадлежащий объединению юридических лиц;

б) товарный знак, предоставленный пользователю по договору франчайзинга;

в) товарный знак, предназначенный для обозначения товаров нескольких производителей, обладающих едиными качественными или иными общими характеристикам.

9. Общеизвестный товарный знак – это:

а) товарный знак, признанный в установленном порядке общеизвестным;

б) товарный знак, владелец которого может использовать его в отношении любых категорий товаров и услуг;

в) товарный знак, владелец которого вправе запрещать другим лицам использование этого знака в отношении любых категорий товаров и услуг.

 

10. Географическими указаниями являются:

а) товарные знаки, в которых используются названия государств;

б) обозначения, прямо или косвенно указывающие на место действительного происхождения или изготовления товара;

в) названия населенных пунктов, используемые для обозначения товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для этих населенных пунктов природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Литература

 

Нормативный материал

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.

2. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 1. - 2/909.

3. О патентах на сорта растений: Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. № 3725-XII // Ведомости Верх. Совета Респ. Беларусь. – 1995. - № 19. – Ст. 235.;

4. О правовой охране топологий интегральных микросхем: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 214-З // Ведомости Нац. Собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. - Ст.3.

5. О патентных пошлинах: Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 513 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 142. - 1/7840;

6. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -2000. - №33. - Ст.468.

7. О географических указаниях: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З // Национальн. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2002. -№84. – 2/876.

8. Положение о коммерческой тайне: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 6 ноября 1992 г. № 670 // Збор пастаноў Урада Рэсп. Беларусь. - 1992. - № 32. - Ст.570;

 

Основная

1. Городов, О.А. Патентное право: учеб. пособие / О.А. Городов. - М.: Проспект, 2005. – 541 с.

2. Городов, О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения / О.А. Городов. - М: Волтерс Клувер, 2006. – 448 с.

3. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.

4. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.

 

Дополнительная

1. Гуринович, А.И. Как оформить материалы заявки на изобретение и полезную модель: практич. пособие / А.И. Гуринович. – Минск: РУП «РУПИС», 2002. – 190 с.

2. Дозорцев, В.А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) / В.А. Дозорцев // Вестник Высшего арбитражного суда Рос. Федерации. - 2001. - №7. - С. 99-113.

3. Кудашов, В.И. Организация патентно-лицензионной работы на предприятии: курс лекций / В.И. Кудашов. - Минск: БГПА, 2001. – 54 с.

4. Мэггс, П. Интеллектуальная собственность. / П. Мэггс , А.П. Сергеев - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

5. Шестимиров, А.А. Промышленные образцы: учеб. Пособие / А.А. Шестимиров, А.А. Минаев. –М.: ВНИИПИ, 1995. – 397 с.

6. Шестимиров, А.А. Товарные знаки: учеб. Пособие / А.А. Шестимиров. – М.: ИНИЦ Роспатента, 1996. – 293 с.

7. Штумпф, Г. Договор о передаче ноу-хау / Г. Штумпф; пер. с немец. -М.: Изд-во «Прогресс», 1976. - 376 с.

Ответы на тесты

В»; 2 – «а»; 3 – «б»; 4 – «б»; 5 – «а», «б», «в»; 6 – «б», «в»; 7 – «в»; 8 – «а», «в»; 9 – «а», «в»; 10 – «б», «в».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.